Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

 

Вопрос №45. Познание как предмет  философского анализа. Вопрос №46. Субъект  и объект познания, диалектика их взаимосвязи.

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отно¬шения человека к  своему бытию. Знание — объективная реаль¬ность, данная в сознании человека, который в своей деятель¬ности отражает, идеально воспроизводит объективные законо¬мерные связи реального мира. Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое зна¬ние о мире.

Однако существует такое учение, как агностицизм, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность по¬знания реального мира, выявления его закономерностей и по¬стижения объективной истины.

В отличие от агностиков сторонники скептицизма не отрицают по¬знаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на от-рицательном результате.

В диалектика-материалистической философии  познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерца¬ние  мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзо¬ном»), а как сложный диалектический социокультурно обус¬ловленный процесс активного творческого отражения действи¬тельности. Данный процесс осуществляется человеком как об¬щественным существом в ходе изменения им этой действитель¬ности, т. е. в ходе социально-исторической практики.

Теория познания (гносеология) —  раздел философии, в ко¬тором изучаются  такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение  знания и реальности, субъекта и  объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них  не имеет своим непосредственным пред¬метом изучение закономерностей, форм и принципов позна¬ния в целом. Этим специально занимается философия (точ¬нее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

Характерной особенностью познавательного процесса на¬чала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изуче¬нии.

В современной методологической литературе все более скло¬няются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, ко¬торые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Важным понятием, которое сегодня  все шире входит в со¬временную теорию познания, является понятие виртуальной  реальности (виртуальный — возможный, такой, который мо¬жет или должен проявиться при определенных условиях). Дан¬ное понятие пришло из квантовой физики, где под виртуаль¬ными частицами стали понимать частицы в промежуточных состояниях, существующих короткое время At с их энергией в соотношении неопределенностей.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов про¬цесс познания осуществляется в  многообразных и взаимосвя¬занных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Уже на ранних этапах истории человечества существовали обыденно-практическое и  игровое познания. Важную роль здесь  и впоследствии играли мифологическое и художественно-об¬разное познания. Одними из древних форм являются религиоз¬ное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским уче¬ным XX в. М. Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности, научное и вненаучное, эссенциалитские и феноменолистические и т.п.

 

46

Гносеология - раздел философии, изучающий  взаимоотношение субъекта и объекта  в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человека. Существуют 2 модели познания: I) Традиционная для метафизического материализма:  Субъект познания - общественный, социально развитый элемент. Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и объектом является познавательским и объектом познания является практика. II) Ныне существующая модель: Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество. Объект познания - это человек в обществе и общество в человеке. Познать - значит сотворить новый мир. Чувственное познание - Познание всегда начинается со знакомства с предметом внешнего мира при помощи органов чувств. Основной формой чувственного познания является ощущение. Логическое мышление- качественно новый, высший этап в развитии познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки предмета. Познание,  начинаясь  с   ощущений,   восприятий,   продолжаясь   в   виде представлений,  и  поднимаясь  на   высшие   этажи   теоретического   мышления, представляет   собой   единый   процесс,   тесно   связанный    с    волей    и чувствами. Единство  чувственного   и рационального предстает в процессе познания  в виде  бесконечной спирали:  за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Подчеркивая единство  чувственной  и  рациональной  ступени  познания,  надо иметь в виду,  что  они  обладают  и  относительной  самостоятельностью: мышление  есть  качественно  самостоятельное  целое  со   своей   специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

 

 

 

Вопрос №47. Проблема истины как  основного вопроса теории похнания.

Проблема истины является центральной  в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

• Каковы средства и пути достижения истины, т.е. познава¬тельные способности  человека?

• Каковы формы существования истины?

Поиски ответа на вопрос о формах существования истины привели к  созданию целого спектра философских  концепций, конфликтующих между  собой. Известный исследователь  гно¬сеологической проблематики В. Ильин предлагает различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гно¬сеологический. Наиболее древний из них — онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает соб¬ственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.

Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. В современ¬ной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля. Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается од¬ной и той же: истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей пол¬ноте.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого  свойства знания. В рамках этой концеп¬ции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим зна¬нием обладающего. Именно гносеологическая парадигма по¬лучила наибольшее распространение в философии. Общепризнанной в рамках гносеологизма является класси¬ческая концепция истины: истина есть соответствие знаний дей¬ствительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты. Различие в материалисти-ческой и идеалистической трактовках наблюдается в вопросе о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант класси¬ческой концепции истины, если бытие понимается как созна¬ние, дух, то — идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы-просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.

В классической концепции истине приписывается  ряд ха¬рактеристик. Объективность  истины предполагает независи¬мость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всег¬да субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной фор¬ме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свой¬ства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безус¬ловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую ис¬торическую эпоху. Абсолютность истины, кроме того, пони¬мается как идеал знания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений. В качестве такого идеала аб¬солютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное со¬держание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, неза¬вершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограни¬чиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективнос¬ти и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины — динамичность. Истина динамична, поскольку абсо¬лютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство ис¬тины — ее процессуалъностъ. Истина процессуальна, посколь¬ку существует в движении не как окончательный результат по¬знания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что  не существует неиз¬менной для всех ситуаций истины, истинное знание спроеци¬ровано на те обстоятельства, в которых  оно получено, на ус¬ловия места  и времени. Конкретность истины связана  с ее относительностью и историчностью.

В рамках гносеологической парадигмы  помимо классичес¬кой концепции  истины существует и ряд других. Так, напри¬мер, конвенциональная концепция  истины, получившая широкое распространение  в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Праг¬матическая концепция истины отождествляет свойство истин¬ности с полезностью знания, истинным признается такое зна¬ние, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает ее как свойство самосогласованности знания, кото¬рая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое впи¬сывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое рас¬пространение в современной философии, которая  столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представления¬ми о разуме, науке и человеке. В неклассических концепциях есть свой объективный фундамент: они указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, сис¬темность, эвристичность .

Тема разграничения истины и  знания чрезвычайно важна для  гносеологии. Понятие «знание» часто  неправомерно отож¬дествляется с понятием «истинное знание». Следствием подоб¬ного отождествления являются такие определения:

• знание — результат познания, характеризующийся созна¬нием истины;

• знание — истинный познавательный образ и др.

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может  существовать и в форме заблужде¬ния. Категория «знание» характеризует  принадлежность чело¬веку определенной информации и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения — это инфор¬мация о том, чего нет в действительности, но что человек мыс¬лит или представляет как существующее. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противо¬речит ей, но при этом остается знанием.

Отождествление истинного знания и научного знания так¬же неправомерно. Наука, ориентируясь на получение объектив¬ного  истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или  недоказанным является гипотетическое науч¬ное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистин¬ность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипо¬тетического, парадоксального знания, требующего дополни¬тельной проверки и уточнения, происходит развитие науки.

В заключение следует сказать, что  истина может существо¬вать не только в форме научного знания, но и  во вненаучной форме: в обыденном  знании, религии, искусстве, философии.

 

Вопрос №48. Истина и заблуждение в процессе познания. Критерии истины.

Заблуждение — знание, не соответствующее  своему пред¬мету, не совпадающее с  ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической прак¬тики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть иска¬женное отражение действительности, возникающее как абсо¬лютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Заблуждения следует отличать от лжи  — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связан¬ной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформа¬ции.

Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения  рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина — знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное от¬ражение действительности — в  живом созерцании или в мыш¬лении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) исти¬ны — объективность: конечная обусловленность реальной дей¬ствительности, опытом, практикой и независимость содержа¬ния истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры