Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное на¬копление количественных изменений (степени и темпов разви¬тия предмета, числа его элементов, порядка их связей, про¬странственных размеров и др.) в определенный момент време¬ни необходимо приводит к коренным качественным преобра¬зованиям предмета (скачку), к возникновению нового предме¬та, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает об¬ратное воздействие на характер и темпы количественных изме¬нений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра ато¬ма и т.п.).

Закон отрицания отрицания выражает направленность, пре¬емственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает: а) про¬цесс уничтожения  предмета в результате действия преимуще¬ственно внешних сил и факторов, т. е. прекращение существо¬вания данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряш¬ное» отрицание, деструкция); б) самоотрицание как внутрен¬ний момент развития с удержанием положительного содержа¬ния отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида от¬рицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль в ко¬нечном счете играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, пре¬емственный, циклический  характер развития и его форму: «спи¬раль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на выс¬шей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к ста¬рому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повто¬ряющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. |

Форма циклического развития — триада: исходный пункт — его отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном про¬цессе развития. Закон отрицания отрицания нельзя представ¬лять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действитель¬ность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания.

Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип (начало, основа) —  фундаментальное теоретическое  положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наи¬более существенные характеристики реальной действительно¬сти и являющееся одновременно системой определенных ме¬тодологических требований (правил, норм, предписаний), ре¬гулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детер¬минизма и др.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны  и различия между ними относительные.

Основные функции диалектики:

1 . Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2. Гносеологическая: изучение закономерностей  познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3 . Логическая: исследование всеобщих  форм мышления, принципов, категорий  в их развитии и взаимосвязи  с точки зрения содержательного  отражения в них всеобщих законо¬мерностей  объективной действительности.

4. Методологическая: разработка на  основе всеобщих объек¬тивных  законов действительности системы  универсальных регулятивных принципов  (норм, предписаний, правил), направляющих  познавательную и практическую  деятель¬ность людей.

5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалек¬тики, выраженного в системе всех ее элементов.

6. Ираксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении  — опос¬редованно, в соответствии с диалектическими представле¬ниями о нем.

 

Вопрос №43. Проблема сознания в  философии.

Современные представления о сознании имеют долгую пре¬дысторию. Понятие  сознания — ключевое в философии, а воп¬рос о его природе  — один из самых древних. Как только пер¬вые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись и с проблемой сознания. Сократ так определил главную задачу философа: познай самого себя. Иными словами, познай свою природу, в том числе природу собственного сознания, продвигайся по пути самопознания — именно в этом заключается мудрость. В греческой философии нет собственно понятия «сознание», но существуют как мини¬мум четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании: «нус» — творческий ум, «психея» — душа, «логос» — разум, «эйдос» — идея. В античной филосо¬фии отсутствовало понимание различия осознаваемой и неосознаваемой психики. Одним из наиболее ярких достижений Античности стали размышления о природе разума, даже не-смотря на то, что греческие философы часто воспроизводили синкретические представления о слитности эмоционального и интеллектуального начал в человеке. Помимо этого в некото¬рых философских учениях, например у Демокрита, отождеств¬лялись процессы материальные и психические.

Понятие «логос» можно считать  ключевой категорией ан¬тичной философии. Логос понимается и как человеческий ра¬зум, и как закон мироздания. Будучи ориентированными на идею гармонии, греческие философы говорят о  соразмерности большого космического логоса и малого — разума человека. Человек вместе с его сознанием вписан в мир, существует в гар¬монии с ним. Для античной мысли не существовало проблемы сознания как таковой, скорее это была проблема обоснования гармоничности бытия космоса.

Средневековая философия различает божественный и чело¬веческий разум. Божественный разум является прообразом человеческого разума. Второй божественный атрибут — воля, в соответствии с которой творится мир. Разум и воля делают человека божьим подобием. Христианская философия призна¬ет в качестве особой способность человека осознавать, что он есть образ и подобие Бога, и действовать в соответствии с этим знанием. В отличие от божественного, человеческий разум ог¬раничен и слаб, а воля часто подталкивает к греху. Разум че¬ловека может стать источником гордыни, а свободная воля погубить бессмертную душу. Помимо таких, откровенно ре¬лигиозных, интерпретаций проблемы сознания, в средневеко¬вой философии появляются и философские идеи. Так, в част-ности, вырабатывается понятие внутреннего опыта, гораздо более широкое, чем понятие «разум». В философии Аврелия Августина, особенно в его «Исповеди», осуществляется после¬довательная проработка этой проблемы. Понятие «внутрен¬ний опыт», во-первых, указывает на то, что философия откры¬вает самосознание и перестает отождествлять сознание только с постижением окружающего мира, а во-вторых, происходит понимание того факта, что субъективность человека не может быть сведена только к деятельности разума.

В Новое время проблемы познания и сознания оказались тесно связанными, центром философии стала тема истинного знания и путей его достижения, поэтому философы не могли обойти вниманием вопрос о познавательных способностях. Рассмотрение сознания в таком аспекте вполне объяснимо: сознание — та способность, которая позволяет человеку полу¬чать знания о внешнем мире и о своих психических состояни¬ях. Философия Нового времени полностью отождествила со¬знание, познание и мышление.

Немецкая классическая философия, продолжая тему позна¬вательных  способностей, вносит в ее интерпретацию ряд су¬щественных изменений. И. Кант впервые явно формулирует вопрос о том, как возможно сознание, как оно «работает». Речь теперь идет не просто о содержании сознания (мысли, ощущения, переживания и т.п.), ставится вопрос о его структу¬рах, законах существования и границах познавательных воз¬можностей человека. В философии И. Канта, помимо гносео¬логической трактовки сознания как некоторого знания, появляются аксиологические мотивы. И. Кант пишет три кри¬тики: «Критику чистого разума», проясняющую познаватель¬ные возможности сознания, «Критику практического разума», раскрывающую ценностный смысл сознания, и «Критику спо¬собности суждения», посвященную эстетической способности субъекта. По мысли немецкого философа, ценностный аспект сознания первичен, гносеологический — вторичен. Что каса¬ется эстетической способности, то И. Кант не уделил ей доста¬точно внимания, третья «Критика» осталась менее разверну¬той, чем две первые. После И. Канта только гносеологическая интерпретация проблемы признается недостаточной. Дальней¬шие философские интерпретации этой темы связаны с разра¬боткой аксиологических, праксеологических и онтологичес¬ких аспектов.

XX век принципиально изменил  угол зрения на человека и  его сознание. Философия жизни,  экзистенциализм, персона¬лизм, философская антропология, психоанализ занимаются изучением не столько сознания, сколько целостной субъектив¬ности человека в единстве сознательных и бессознательных компонентов. Подчеркивается, что философия имеет дело с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который не поддается окончательному упорядочиванию и регулирова¬нию. Эта позиция наиболее последовательно выражена в фи¬лософии жизни и экзистенциализме.

Феноменология Э. Гуссерля, которая, с  одной стороны, яв¬ляется продолжением традиций классической философии, а с другой — предлагает новый метод и новые подходы к пробле¬ме, представляет собой наиболее основательную концепцию сознания XX в. Э. Гуссерль считает, что чистое транс¬цендентальное сознание является единственным предметом подлинно научной философии. Основными компонентами структуры сознания он называет ноумены — чистые, вневре¬менные сущности, которые можно понять по аналогии с эйдосами Платона или ценностями неокантианцев. Выявление этих неэмпирических структур и является задачей философии. Существенной характеристикой сознания, отличающей его от физических процессов, является интенциональность — направ¬ленность на объект: сознание никогда не бывает «пустым», оно всегда есть сознание «о чем-либо».

Другой развернутой концепцией сознания в философии XX в. является диалектико-материалистическая. В диалектическом материализме сознание определяется как функция высокоор¬ганизованной материи — человеческого мозга. Сознание воз¬никает и развивается на основе, чувственно-предметной прак¬тической деятельности человека в ходе его взаимодействия с миром. Диалектический материализм различает общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание выступа¬ет аналогом духовной культуры, а его формами являются на¬ука, философия, искусство, политика, мораль, религия, право. Индивидуальное сознание — сознание конкретного человека, в своем происхождении и развитии зависит от общественного. Именно общественное сознание первично и является той осно¬вой, на которой формируется индивидуальное.

Отдельная тема в диалектическом материализме — тема ак¬тивности сознания. Опираясь на теорию отражения, диалекти¬ческие  материалисты под активностью имеют  в виду целенап¬равленность и  избирательность сознания. Тем самым, с одной стороны, критикуется механистический материализм с его иде¬ей пассивности сознания, а с другой — идеализм, понимающий сознание как имманентную, внутреннее присущую субъекту активность, первичную по отношению к объективному миру.

В диалектическом материализме подчеркивается соци¬альная природа сознания. Если в онтогенетическом плане оно формируется в общении с другими людьми, то в филогенети¬ческом сознание возникает и развивается в рамках трудовой и коммуникативной деятельности предков человека. Онтогенез процесс развития индивида. Филогенез — процесс становления и развития человеческого рода. Человек не рождается созна¬тельным существом, а становится таковым. Ребенок, в младен¬честве изолированный от общения с другими людьми, не вы¬растает полноценной личностью, адаптированной к жизни в социуме и культуре. Сознание формируется и реализуется в совместном с другими людьми бытии и общении. Оно разви¬вается, если только человек вовлечен в культуру, усваивает ее исторически выработанные формы и занимается самостоя¬тельным культурным творчеством.

Из признания социальной природы  сознания следует важ¬ный вывод  о его характере и свойствах. Сознание диалогич¬но, оно есть совместное с другими знание. Процесс сознания можно рассматривать как внутренний диалог «я» и «ты». При формировании сознания ребенка этот диалог осуществляется через внешнее взаимодействие с родителями, сверстниками и т.п. У взрослого человека диалог становится внутренним ме¬ханизмом сознательного процесса; «другой», «ты» выступает в качестве внутреннего оппонента.

Еще одной влиятельной концепцией сознания в философии XX в. является психоаналитическая. 3. Фрейд, К.Г. Юнг  и их последователи предлагают собственную  теорию сознания, рассматривая его  в неразрывной связи с бессознательным.

Проблема сознания может быть интерпретирована в гносе¬ологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, выступая связующим звеном между различ¬ными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает решение вопроса о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гно¬сеологический аспект связан с изучением познавательных спо¬собностей, благодаря которым человек получает новые зна¬ния. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеоло-гический — выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на неразрывную связь сознания с действия¬ми человека.

 

44.  теория отражения дает  ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: Зависимость отражения от отображаемого объекта; Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту; Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом; Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения. Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения. Различают несколько уровней отражения действительности: Механический; Физический; Химический; Биологический; Социальный. Характеризуя отражение как свойство, лежащее  в фундаменте самой материи и связанное с эффектами  любых материальных  взаимодействий, диалектико-материалистическая  философия формулирует  исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия  материальных образований  и систем, находящихся на разных уровнях развития. Сознание может возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Сознание - триединство разума, чувства и воли. Разум называется интеллектом (абстрактным мышлением). Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и порождается материей, и существует материально. Так как мир как целое материален, и следовательно, всё что в нём находится, включая сознание, материально. Так как мысль осуществляется материальным мозгом, то она является материальной, ибо материя не может действовать иначе как материально. Сознание - материально (материально - существующее до, вне и независимо от сознания). Абсурдное утверждение. Следовательно, сознание идеально. Идеальное - это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием. Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей. Сознание - продукт бесконечного развития материи. Сознание - свойство высокоразвитой материи (человека). Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Духовный мир человека невозможно видеть, обнаружить. То есть, мысль идеальна, не имеет существования в физическом смысле этого слова. Но, вместе с тем, идеи реальны, они существуют. И нельзя считать идею чем то недействительным. Однако, её действительность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, индивидуальное сознание. Материя объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание - субъективный образ объективного мира. Если материя первична, а сознание вторично, это значит, что сознание возникает в результате развития материи.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры