Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Выдающийся ученый-
Многие его идеи нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние. Идеи русских космистов оказали плодотворное влияние на по¬следующее развитие философии и естественных наук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В. И. Вернадского. Актуальны и сего¬дня идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества уче¬ных всех стран, всего человечества в решении насущных общих проблем бытия, главной из которых является проблема выживания.
32 Философия всеединства (70-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков - к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900). Центральной в этом учении является идея "всеединства сущего", выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности. Всеединство мира доступно раскрывает себя лишь "цельному знанию", органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Выдвинутые положения развиты философом в многочисленных произведениях. Главнейшие из них: "Кризис западной философии. Против позитивистов", "Чтения о богочеловечестве", "Философские основания цельного знания", "Критика отвлеченных начал", "Оправдание добра". Эволюция мира, по его утверждению, включает пять ступеней бытия: 1) минеральное царство, в котором бытие выступает в своей начальной форме, как инертное самоутверждение; 2) растительное царство, знаменую¬щее выход из состояния инерции; 3) животное царство, в котором живые существа ищут полноты бытия посредством ощущений и свободы движения; 4) человеческое царство, являющееся ареной природного человечества, стремящегося к улучшению своей жиз¬ни при помощи науки, искусства и общественных учреждений; 5) Божье царство или арена духовного человечества, стремящегося осуществить безусловное совершенство в жизни.
Между этими царствами существует связь и преемственность. Предыдущий тип бытия является материалом для последующего. Низшие типы стремятся к высшим, каждый высший тип включает в себя низший. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877-1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952). Основная проблема философии Франка - проблема бытия, цельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: "Предмет знания", "Душа человека", "Непостижимое", "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия". П. А. Флоренский идею всеединства воплотил в универсальности своих научных, философских и религиозных исканий. Но из множества трудов и сочинений мыслителя следует указать на основной - "Столп и утверждение истины", где осмысливается путь в мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину - значит обрести абсолютные, безусловно достоверные начала бытия и познания, чего достичь одними лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен еще живой опыт - прежде всего опыт религии. Для полноты человеческого соприкосновения с миром одного разума мало. Нужен "подвиг веры", преодоление границ между верой и знанием. Карсавин вслед за Вл. Соловьевым считал, что принцип всеединства характеризует реальность в динамике, движении. В основе всеединства лежит триединый процесс: первоединство - разъединение - воссоединение. Диалектика истории, по Карсавину, осуществляется в личности, хотя человек является личностью лишь в возможности. (Актуальная личность - Бог). С позиций идей всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.
Вопрос №33. Философия свободы Н.А.Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в
При всей фрагментарности, субъективности философии Бердяева в ней все же ясно просматриваются несколько основ¬ных, ведущих тем:
• моральная тема, занявшая центральное место в его творчестве;
• проблема сущности и существования человека;
• историческая, социальная тема.
Главной из этих трех тем, несомненно, была проблема нравственной природы человека. Бердяев был, прежде всего, фило¬софом-моралистом. Поэтому естественно начать рассмотрение философских взглядов Бердяева с нравственной проблематики.
Этическая теория Бердяева по своему
основному содержа¬нию —
Своеобразие этической концепции Бердяева состоит в том, что моральный закон для него не статичен, а динами¬чен. Постижение людьми божественного закона является, по представлениям мыслителя, длительным процессом, в котором разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Философ выделяет три ее основные формы: этику закона, этику искупления и этику творчества.
Этика закона — древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии.
Более высокая ступень развития морали — этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью.
И, наконец, вьющая ступень развития
морали — этика твор¬чества. Достигая
в процессе самопознания этого высшего
уров¬ня нравственного
Таким образом, моральная проповедь
Бердяева наполнена пафосом
Этические проблемы занимают особое место в творчестве Бердяева. Именно поэтому его философию иногда называют фи¬лософией панморализма.
Однако вклад Н.А. Бердяева в диалектику русской мысли не ограничивается только темой морали - теснейшим образов эта тема связана с другой важнейшей проблемой его творчества — темой человека.
Его философия является подлинным гимном человеку, яр¬ким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в.новом религиозном сознании.
По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопостави¬ма с Богом, но имеет еще и безусловный приоритет перед обще¬ством. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство.
Рассматривая, человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Не без основания его также относят к числу ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии — экзистен¬циализма, или философии человеческого существования.
В своей этической теории и концепции
личности Бердяев подходит к построению
и своей историософии, т.е. к своему
пониманию исторического
Во всей всемирной истории наиболее позитивно философ оценивает период Средневековья. Поистине великим достиже¬нием этого периода является то, что иррационалистическая природа человека была уравновешена дисциплиной рыцарей и монастырей. Благодаря средневековой религии человек вырвался из природного хаоса.
Но, начиная с эпохи Возрождения, он также стал отрешаться и от Бога, началось отпадение человека от религии и от подлинного гуманизма.
Анализ предшествующих этапов исторического развития помо¬гает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.
Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и вся современная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».
Вопрос №34. Философия всеединства в 20 веке.
Концепция всеединства, начало которой было положено Вл. Соловьевым, получила дальнейшее развитие в трудах его последо¬вателей, прежде всего Павла Александровича Флоренского (1882—1937).
А Главное произведение Флоренского «Столп и утвержде¬ние истины» (1913) — большой философско-религиозный труд, с обширными экскурсами в область различных наук, главным образом, логики, теории познания, математики.
Критически относясь к философии Вл. Соловьева в целом, П.А. Флоренский обычно избегает самого термина «всеединство». Но главная идея книги «Столп и утверждение истины» состоит в обосновании мысли о том, что именно всеединство — основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство.
В поздних, послереволюционных, произведениях Флорен¬ского концепция всеединства получила дальнейшее развитие. В этот период он больше обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как материальной, так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.
Проявление ступенчатой
Другим крупным продолжателем
идей Вл. Соловьева был Сергей Александрович
Булгаков (1871 —1944). В русской религиозно-идеалисти
Эти идеи так или иначе присутствуют и определяют все творчество Булгакова не только на позднем этапе, когда он пе¬решел к богословскому творчеству («О Богочеловечестве», 1946), но в скрытом виде и в предшествующий период, когда он зани¬мался исследованием экономики.
Софиология, развитая Булгаковым, оказалась во многом со¬звучной западной религиозной философии XX в. Исследователи не без основания отмечают, что если бы труды Флоренского и Булгакова были более широко известны, то они вполне могли бы сравниться по влиянию и успеху с такими религиозными мыслителями, как П. Тиллих или Тейяр де Шарден.
Известным последователем философии Вл. Соловьева был также Семен Людвигович Франк (1877—1950).
Основной мотив его философии — стремление примирить ра¬циональную мысль и религиозную веру, причем образцы такого синтеза он ищет как в западной философии, так и особенно в концепции всеединства Вл. Соловьева.
В подходе С. Франка к пониманию
концепции всеединства
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры