Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Выдающийся ученый-естествоиспытатель  Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии  наземные процессы. Ему принадлежит  ряд выдающихся открытий в области  естественных Hayк. Смысл же его концепции состоит в том, что на богатом фак¬тическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Данная работа вызвала волну возмущенных публикаций. Лишь через много лет высказанные Чижевским мысли и вы¬воды о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены. Так, практика и многочисленные наблюдения показали неоспо¬римую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей от периодических циклов активности Солнца. Прогнозы неблагоприятных для здо¬ровья дней — обычное в наши дни дело Интересна и мысль Чижевского о том, что магнитные воз¬мущения на Солнце в силу единства всего существующего в Космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руко¬водителей государств. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные процес¬сы. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции) во многом определяются, по мнению Чижев¬ского, поведением нашего светила. Широко известны также работы и открытия Чижевского в облас¬ти аэроионофикации (оздоровление воздуха насыщением отрица¬тельных ионов), используемые для профилактики и лечения болез¬ней, а также его работы по структурному анализу движущейся крови.

Многие его идеи нашли свое применение в области космических наук. Они  подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние. Идеи русских космистов оказали плодотворное влияние на по¬следующее развитие философии и естественных наук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В. И. Вернадского. Актуальны и сего¬дня идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества уче¬ных всех стран, всего человечества в решении насущных общих проблем бытия, главной из которых является проблема выживания.

 

32  Философия всеединства (70-е  гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.). Корни философской  идеи всеединства уходят в  глубь веков - к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900). Центральной в этом учении является идея "всеединства сущего", выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности. Всеединство мира доступно раскрывает себя лишь "цельному знанию", органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Выдвинутые положения развиты философом в многочисленных произведениях. Главнейшие из них: "Кризис западной философии. Против позитивистов", "Чтения о богочеловечестве", "Философские основания цельного знания", "Критика отвлеченных начал", "Оправдание добра". Эволюция мира, по его утверждению, включает пять ступеней бытия: 1) минеральное царство, в котором бытие выступает в своей начальной форме, как инертное самоутверждение; 2) растительное царство, знаменую¬щее выход из состояния инерции; 3) животное царство, в котором живые существа ищут полноты бытия посредством ощущений и свободы движения; 4) человеческое царство, являющееся ареной природного человечества, стремящегося к улучшению своей жиз¬ни при помощи науки, искусства и общественных учреждений; 5) Божье царство или арена духовного человечества, стремящегося осуществить безусловное совершенство в жизни.

Между этими царствами существует связь и преемственность. Предыдущий тип бытия является материалом для последующего. Низшие типы стремятся к высшим, каждый высший тип включает в себя низший. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877-1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952). Основная проблема философии Франка - проблема бытия, цельности и единства мира. Лишь интуитивно открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: "Предмет знания", "Душа человека", "Непостижимое", "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия". П. А. Флоренский идею всеединства воплотил в универсальности своих научных, философских и религиозных исканий. Но из множества трудов и сочинений мыслителя следует указать на основной - "Столп и утверждение истины", где осмысливается путь в мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину - значит обрести абсолютные, безусловно достоверные начала бытия и познания, чего достичь одними лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен еще живой опыт - прежде всего опыт религии. Для полноты человеческого соприкосновения с миром одного разума мало. Нужен "подвиг веры", преодоление границ между верой и знанием. Карсавин вслед за Вл. Соловьевым считал, что принцип всеединства характеризует реальность в динамике, движении. В основе всеединства лежит триединый процесс: первоединство - разъединение - воссоединение. Диалектика истории, по Карсавину, осуществляется в личности, хотя человек является личностью лишь в возможности. (Актуальная личность - Бог). С позиций идей всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.

 

 

Вопрос №33. Философия свободы Н.А.Бердяева.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью  в русской философии XX в

При всей фрагментарности, субъективности философии Бердяева в ней все  же ясно просматриваются несколько  основ¬ных, ведущих тем:

•  моральная тема, занявшая центральное  место в его творчестве;

• проблема сущности и существования человека;

•  историческая, социальная тема.

Главной из этих трех тем, несомненно, была проблема нравственной природы  человека. Бердяев был, прежде всего, фило¬софом-моралистом. Поэтому естественно начать рассмотрение философских взглядов Бердяева с нравственной проблематики.

Этическая теория Бердяева по своему основному содержа¬нию — религиозно-идеалистическая. Он считал, что моральный закон  предназначен «для мира сего», для земных людей, но по сво¬ему происхождению он «не от мира сего», т. е. сотворен Богом.

Своеобразие этической концепции  Бердяева состоит в том, что моральный  закон для него не статичен, а  динами¬чен. Постижение людьми божественного  закона является, по представлениям мыслителя, длительным процессом, в котором разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Философ выделяет три ее основные формы: этику закона, этику искупления и этику творчества.

Этика закона — древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии.

Более высокая ступень развития морали — этика искупления. В  ней с особой силой проявляется  благодатная сила Бога, она наполнена  терпимостью, любовью.

И, наконец, вьющая ступень развития морали — этика твор¬чества. Достигая в процессе самопознания этого высшего  уров¬ня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе и преодолевает эгоизм. По мнению философа, именно в творчестве человек становится как бы соавтором, со¬участником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Таким образом, моральная проповедь  Бердяева наполнена пафосом высвобождения  духовных начал в человеке и в  чем-то перекликается с этической  концепцией Сократа. Однако свое¬образие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей, по его мнению, не может быть делом, одиночек, а достигается только путем преодоления изолированно; ста людей друг от друга. Нравственное спасение может, быть только соборным. Идея соборности, столь характерная для рус¬ского религиозного сознания, постоянно звучит в этической концепции Бердяева.

Этические проблемы занимают особое место в творчестве Бердяева. Именно поэтому его философию иногда называют фи¬лософией панморализма.

Однако вклад Н.А. Бердяева в  диалектику русской мысли не ограничивается только темой морали -  теснейшим  образов эта тема связана с  другой важнейшей проблемой его  творчества — темой человека.

Его философия является подлинным  гимном человеку, яр¬ким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия. Идее личности, считает он, должно принадлежать центральное место в.новом религиозном сознании.

По Бердяеву, человек в его  творческой деятельности как бы дополняет  божественную жизнь. Личность не только сопостави¬ма с Богом, но имеет еще  и безусловный приоритет перед  обще¬ством. Она представляет собой  большую ценность, чем общество, нация, государство.

Рассматривая, человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев  по праву считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Не без основания  его также относят к числу  ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии — экзистен¬циализма, или философии человеческого существования.

В своей этической теории и концепции  личности Бердяев подходит к построению и своей историософии, т.е. к своему пониманию исторического процесса и характера социальной жизни. Исторический процесс для него — сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначаль¬ного небытия. Его восприятие истории проникнуто настроения¬ми трагичности, неразрешимости противоречий, предчувствия близости неизбежного конца, возвращения истории к первона¬чальному хаосу.

Во всей всемирной истории наиболее позитивно философ оценивает  период Средневековья. Поистине великим  достиже¬нием этого периода является то, что иррационалистическая природа  человека была уравновешена дисциплиной рыцарей и монастырей. Благодаря средневековой религии человек вырвался из природного хаоса.

Но, начиная с эпохи Возрождения, он также стал отрешаться и от Бога, началось отпадение человека от религии  и от подлинного гуманизма.

Анализ предшествующих этапов исторического развития помо¬гает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.

Выход из глубокого кризиса, в котором  оказалась Россия и вся современная  цивилизация, виделся мыслителю  в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

 

Вопрос  №34. Философия всеединства в 20 веке.

Концепция   всеединства,   начало   которой было положено Вл. Соловьевым, получила      дальнейшее развитие в трудах его  последо¬вателей, прежде всего Павла  Александровича Флоренского (1882—1937).

А Главное произведение Флоренского  «Столп и утвержде¬ние истины» (1913) — большой философско-религиозный труд, с обширными экскурсами в область различных наук, главным образом, логики, теории познания, математики.

Критически относясь к философии  Вл. Соловьева в целом, П.А. Флоренский обычно избегает самого термина «всеединство». Но главная идея книги «Столп и утверждение истины» состоит в обосновании мысли о том, что именно всеединство — основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Флоренского является любовь, создающая и скрепляющая единство.

В поздних, послереволюционных, произведениях Флорен¬ского концепция всеединства получила дальнейшее развитие. В этот период он больше обращает внимание на разные уровни осуществления всеединства в различных областях реальности, как материальной, так и духовной. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.

Проявление ступенчатой структуры  усматривается им во всех областях природы и общества: в концентрической  модели Все¬ленной (космология), в строении земной коры (геология), в структуре  общества (социология).Тем самым П. Флоренский открывает новую главу в истории всеединства, включая в круг ее применения новые прикладные области.

Другим крупным продолжателем  идей Вл. Соловьева был Сергей Александрович  Булгаков (1871 —1944). В русской религиозно-идеалистической философии начала XX в. С. Булгаков стал главным теоретиком намеченного Вл. Соловьевым и развитого П. Флоренским учения о всеедин¬стве бытия. Мир, согласно учению С. Булгакова, представляет собой такое творение, основой которого является особое, иде¬альное, божественное начало, именуемое Святой Софией. По¬этому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а пози¬тивного отношения. Божественной является не только потусто-ронняя, но и земная жизнь. Всестороннее развитие С. Бул¬гаковым той составляющей философии всеединства, которая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бы¬тия, — отличительная черта концепции С. Булгакова. В его творчестве наиболее полно выразились основные черты разно¬образных учений в русской философии о софийности мира и человечества и важнейшая из них — стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.

Эти идеи так или иначе присутствуют и определяют все творчество Булгакова  не только на позднем этапе, когда  он пе¬решел к богословскому творчеству («О Богочеловечестве», 1946), но в скрытом виде и в предшествующий период, когда он зани¬мался исследованием экономики.

Софиология, развитая Булгаковым, оказалась  во многом со¬звучной западной религиозной  философии XX в. Исследователи не без основания отмечают, что если бы труды Флоренского и Булгакова были более широко известны, то они вполне могли бы сравниться по влиянию и успеху с такими религиозными мыслителями, как П. Тиллих или Тейяр де Шарден.

Известным последователем философии  Вл. Соловьева был также Семен Людвигович Франк (1877—1950).

Основной мотив его философии  — стремление примирить ра¬циональную  мысль и религиозную веру, причем образцы такого синтеза он ищет как  в западной философии, так и особенно в концепции всеединства Вл. Соловьева.

В подходе С. Франка к пониманию  концепции всеединства проявляется  интерес к двум ее аспектам: онтологическому, проблеме соотношения материального  и идеального, и гносеологи¬ческому, проблеме соотношения постижимого  и непостижимого. Первую из указанных проблем он решает в духе последова¬тельного пантеизма, путем обоснования идеи всеобщей одухо¬творенности мира, «всесущебожия». Весь мир, полагает он, есть инобытие Бога, его раскрытие, выражение.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры