Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Наиболее развернутая
в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, который, как пишет М. Хайдеггер, есть «дом бытия».
Философия постмодернизма, сформировавшаяся в послед¬ние десятилетия XX в., так же как античная релятивистская философия (софисты, киники, скептики), отрицает идею еди¬ного бытия. Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека — свобода. В филосо¬фии постмодернизма реальность выглядит как многоплоскос¬тная вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселен¬ной становится интерпретатором и множителем смыслов, од¬ним из которых является его собственная жизнь.
В целом современная философия отказывается от проблема¬тики бытия без человека, вне человека, что, на первый взгляд, напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия, на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.
Вопрос №37. Материалистическая концепция бытия: понятие материи в истории философии. Современные представления о строении и свойствах материи.
Первые попытки определить понятие
«материя» были пред¬приняты в древней
философии. Античные мыслители-матери¬алисты
отождествляли материю с каким-
В философии Нового времени (XVII— XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойства¬ми, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материа¬листов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех суще¬ствующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейер¬баха материя — это природа в многообразии всех своих прояв¬лений, включая человека как биологическое существо.
По мере развития философии и
науки понятие материи по¬
В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.
В конце XIX — начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естество¬знании:
1. Рентгеновские лучи и
2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испус¬кание и поглощение электромагнитного излучения проис¬ходит дискретно, конечными порциями (квантами).
3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части ато¬мов.
4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»).
5. Выявление Луи де Бройлем
корпускулярно-волнового дуа¬
6. Теория относительности А.
Эйнштейна, согласно которой
7. Соотношение неопределенностей
В. Гейзенберга дало объек¬
Заблуждение представителей «физического идеализма» со¬стояло в том, что они смешивали естественнонаучные пред¬ставления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что ма¬терия — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.
Относительно недавно наука проникла в структуру элемен¬тарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума — своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.
В основе современных научных
Неорганическая природа
1. Элементарные частицы —
2. Атом — мельчайшая частица
химического элемента, со¬храняющая
его свойства. Он состоит из
ядра и электронной оболочки.
Ядро атома состоит из
3. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 по¬лучены искусственно), из которых состоят все вещества не¬живой и живой природы.
4. Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.
5. Планеты — наиболее массивные
тела Солнечной системы,
6. Планетные системы.
7. Звезды — светящиеся газовые (плазменные) шары, подоб¬ные Солнцу; в них заключена большая часть вещества Все¬ленной. Образуются из газо-пылевой среды (главным об¬разом из водорода и гелия).
8. Галактики — гигантские (до
сотен млрд звезд) звездные
системы, в частности наша
9. Системы галактик.
Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следую¬щие уровни (виды самоорганизации):
1. Доклеточный уровень —
2. Клетка — элементарная живая
система, основа строения и
жизнедеятельности всех
3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность.
4. Популяция — совокупность
особей одного вида, длительно
занимающая определенное
5. Биоценоз — совокупность растений, животных и микроор¬ганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.
6. Биогеоценоз (экосистема) — однородный
участок земной поверхности,
1. Макромир — совокупность
2. Микромир — мир предельно
малых, непосредственно не
3. Мегомир — мир огромных
космических масштабов и ско¬
Вопрос №38. Пространство, время и движение как формы бытия материального мира. Вопрос №39. Понятие движения, изменения, развития и прогресса.
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представ¬ления о пространстве и времени. Элеаты исходят из установки бесконечной делимости пространства и непрерывности време¬ни, а также их независимости друг от друга.
В истории философии можно выделить два способа интер¬претации проблемы пространства и времени. Первый — субъ¬ективистский, рассматривает пространство и время как внутрен¬ние способности человека. Сторонники второго — объективист¬ского подхода считают пространство и время объективными фор¬мами бытия, не зависящими от сознания человека.
Наиболее ранней версией субъективистской концепции вре¬мени были идеи философа V в. Аврелия Августина. Бла¬женный Августин считал, что время — это человеческий спо¬соб обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.
Самой известной субъективистской концепцией простран¬ства и времени является теория И. Канта. Пространство и время, по мысли немецкого философа, представляют собой априорные формы чувственности, с помощью которых проис¬ходит первоначальное упорядочение хаоса чувственных впе¬чатлений. Пространство — априорная форма внешнего чув¬ства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время — априорная форма внутреннего чувства, осуществля¬ющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существуют.
В рамках объективистской парадигмы исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозна¬чает пространство. Пространство в атомизме — это вместили¬ще атомов, время — вместилище событий.
В окончательном виде субстанциональная концепция сфор¬мировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII в. и механика И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона есть пустое вместилище для вещества — материи. Оно однородно, неподвижно и трех¬мерно. Время есть совокупность равномерных моментов, сле¬дующих один за другим в направлении от прошлого к будуще¬му. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущнос¬ти, не зависящие друг от друга, а также от характера протека¬ющих в них материальных процессов.
Субстанциональная концепция пространства
и времени адекватно
В законченном виде реляционная
концепция пространства и времени
сложилась после создания общей
и специальной тео¬рий
Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными; дли¬на, временной интервал между явлениями, понятие одновре¬менности ставятся в зависимость от характера материальных процессов.
Общая теория относительности, в свою очередь, распрост¬ранила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов об¬щей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоня¬ются от предполагаемых геометрией Евклида.
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры