Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена М. Хайдеггером  в его фундаментальной онтологии. Немецкий философ стремился прояснить  исходные интуиции античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущего. Сущее — это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается

в познании и отличается от того, что  человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, который, как пишет М. Хайдеггер, есть «дом бытия».

Философия постмодернизма, сформировавшаяся в послед¬ние десятилетия XX в., так  же как античная релятивистская философия (софисты, киники, скептики), отрицает идею еди¬ного бытия. Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека — свобода. В филосо¬фии постмодернизма реальность выглядит как многоплоскос¬тная вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселен¬ной становится интерпретатором и множителем смыслов, од¬ним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия  отказывается от проблема¬тики бытия  без человека, вне человека, что, на первый взгляд, напоминает отказ  от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия, на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

 

Вопрос №37. Материалистическая концепция  бытия: понятие материи в истории  философии. Современные представления о строении и свойствах материи.

Первые попытки определить понятие  «материя» были пред¬приняты в древней  философии. Античные мыслители-матери¬алисты  отождествляли материю с каким-либо конкретным ви¬дом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который перво¬основой всего существующего считал «апейрон» — бесконеч¬ную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстан¬цию.

В философии Нового времени (XVII— XVIII вв.) материю понимали как некое  однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойства¬ми, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материа¬листов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех суще¬ствующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейер¬баха материя — это природа в многообразии всех своих прояв¬лений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и  науки понятие материи по¬степенно  утрачивает чувственно-конкретные черты, но одно¬временно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реаль¬ность) есть философская категория, выражающая ее существо¬вание вне и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

В конце XIX — начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естество¬знании:

1. Рентгеновские лучи и радиоактивность  — результат спон¬танного (самопроизвольного)  распада атомов.

2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испус¬кание и поглощение электромагнитного излучения проис¬ходит дискретно, конечными порциями (квантами).

3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части ато¬мов.

4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»).

5. Выявление Луи де Бройлем  корпускулярно-волнового дуа¬лизма:  все материальные микрообъекты  обладают одновременно и корпускулярными  (прерывность), и волновыми (не-прерывность)  свойствами.

6. Теория относительности А.  Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, простран¬ством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.

7. Соотношение неопределенностей  В. Гейзенберга дало объек¬тивную  характеристику статистических (а  не динамических) закономерностей движения микрочастиц. Названные открытия показали, что атом не есть последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом. Кру¬шение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. Значит, полагали они, материализм как философское направ¬ление потерпел крах.

Заблуждение представителей «физического идеализма» со¬стояло в том, что они смешивали естественнонаучные пред¬ставления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что ма¬терия — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.

Относительно недавно наука проникла в структуру элемен¬тарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума — своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.

В основе современных научных представлений  о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. По со¬временным научным данным в  структуре материи можно выде¬лить  два крупных основных уровня (блока): неорганическая мате¬рия (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Неорганическая природа включает следующие структур¬ные уровни:

1. Элементарные частицы — мельчайшие  частицы физичес¬кой материи  (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая антича¬стицы), в том числе и так называемые «виртуальные час¬тицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям.

2. Атом — мельчайшая частица  химического элемента, со¬храняющая  его свойства. Он состоит из  ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов  и нейтронов.

3. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 по¬лучены искусственно), из которых состоят все вещества не¬живой и живой природы.

4. Молекула — наименьшая частица  вещества, обладающая всеми его  химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.

5. Планеты — наиболее массивные  тела Солнечной системы, движущиеся  по эллиптическим орбитам вокруг  Солнца.

6. Планетные системы.

7. Звезды — светящиеся газовые  (плазменные) шары, подоб¬ные Солнцу; в них заключена большая часть вещества Все¬ленной. Образуются из газо-пылевой среды (главным об¬разом из водорода и гелия).

8. Галактики — гигантские (до  сотен млрд звезд) звездные  системы, в частности наша Галактика  (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд звезд.

9. Системы галактик.

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следую¬щие уровни (виды самоорганизации):

1. Доклеточный уровень — дезонуклеиновые  кислоты, рибо-нуклеиновые кислоты,  белки. Последние — высокомоле¬кулярные  органические вещества, построенные из 20 ами¬нокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.

2. Клетка — элементарная живая  система, основа строения и  жизнедеятельности всех растений  и животных.

3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность.

4. Популяция — совокупность  особей одного вида, длительно  занимающая определенное пространство  и воспроизводя¬щая себя Е  течение большого числа поколений.

5. Биоценоз — совокупность растений, животных и микроор¬ганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) — однородный  участок земной поверхности, единый  природный комплекс, образованный  живыми организмами и средой  их обитания. Современная наука не только выделяет типы материаль¬ных систем, но и раскрывает их связь и взаимодействие. По этому критерию выделяют три уровня строения материи:

1. Макромир — совокупность объектов, размерность которых соотносима  с масштабами человеческого опыта:  простран¬ственные величины выражаются в миллиметрах, сантимет¬рах, километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир — мир предельно  малых, непосредственно не наблюдаемых  микрообъектов, пространственная  размер¬ность которых исчисляется  до 108 — до 1616 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек.

3. Мегомир — мир огромных  космических масштабов и ско¬ростей, расстояние в котором измеряется  световыми года¬ми (а скорость  света 300 000 км/с), а время существования  космических объектов — миллионами и миллиардами лет.

 

Вопрос №38. Пространство, время  и движение как формы бытия  материального мира. Вопрос №39. Понятие  движения, изменения, развития и прогресса.

Уже древние связали воедино  вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представ¬ления о пространстве и времени. Элеаты исходят из установки бесконечной делимости пространства и непрерывности време¬ни, а также их независимости друг от друга.

В истории философии можно выделить два способа интер¬претации проблемы пространства и времени. Первый — субъ¬ективистский, рассматривает пространство и время как внутрен¬ние способности человека. Сторонники второго — объективист¬ского подхода считают пространство и время объективными фор¬мами бытия, не зависящими от сознания человека.

Наиболее ранней версией субъективистской концепции вре¬мени были идеи философа V в. Аврелия Августина. Бла¬женный Августин считал, что время — это человеческий спо¬соб обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самой известной субъективистской концепцией простран¬ства и времени  является теория И. Канта. Пространство и время, по мысли немецкого философа, представляют собой априорные формы  чувственности, с помощью которых проис¬ходит первоначальное упорядочение хаоса чувственных впе¬чатлений. Пространство — априорная форма внешнего чув¬ства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время — априорная форма внутреннего чувства, осуществля¬ющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существуют.

В рамках объективистской парадигмы  исторически первой была субстанциональная  концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозна¬чает пространство. Пространство в атомизме — это вместили¬ще атомов, время — вместилище событий.

В окончательном виде субстанциональная концепция сфор¬мировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII в. и механика И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона есть пустое вместилище для вещества — материи. Оно однородно, неподвижно и трех¬мерно. Время есть совокупность равномерных моментов, сле¬дующих один за другим в направлении от прошлого к будуще¬му. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущнос¬ти, не зависящие друг от друга, а также от характера протека¬ющих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась  в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII в. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые ха¬рактеризуют пространство и время иначе, чем субстанцио¬нальная концепция. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процес¬сами и независимо от них не существуют. Пространство — по¬рядок взаиморасположения тел, а время — порядок сменяю¬щих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов ме¬няются и пространственно-временные характеристики. Первые же идеи о про¬странстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демок¬рита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых матери¬альными объектами.

В законченном виде реляционная  концепция пространства и времени  сложилась после создания общей  и специальной тео¬рий относительности  А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Специальная теория относительности  распространяет принципы относительности  на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые  прежде считались абсолютными, оказываются  относительными; дли¬на, временной интервал между явлениями, понятие одновре¬менности ставятся в зависимость от характера материальных процессов.

Общая теория относительности, в свою очередь, распрост¬ранила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов об¬щей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоня¬ются от предполагаемых геометрией Евклида.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры