Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в обобщении теоретических аспектов методики анализа себестоимости продукции и затрат предприятия, а также применение теоретических знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управленческого учета;
- провести анализ затрат производства;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления затратами предприятия 5
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация 5
1.2 Современные методы управления затратами предприятия 22
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика и состояние управленческого учета на Елецком хлебокомбинате 29
2.1 Общая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 29
2.2 Экономическая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 32
2.3 Организация бухгалтерского учета на Елецком хлебокомбинате 45
2.4 Анализ затрат Елецкого хлебокомбината на производство продукции 48
Глава 3 Управление затратами на предприятии 53
3.1 Механизм управления затратами на предприятии 53
3.2 Система сложившегося механизма управления затратами на Елецком хлебокомбинате 59
Глава 4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления затратами на Елецком хлебокомбинате 65
4.1 Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами 65
4.2 Выявление резервов снижения затрат 68
Заключение 72
Список используемой литературы 76

Работа содержит 1 файл

Управление затратами.docx

— 141.12 Кб (Скачать)

Таким образом, бухгалтерский  учет на Елецком хлебокомбинате ведут 6 человек.

На Елецком хлебокомбинате ведется автоматизированный учет с  использованием программ КИСУ  NS – 2000, 1С «Заработная плата и кадры. Версия 7.7 и 8». Типовой программный пакет был приспособлен для нужд организации, в процессе работы происходит дополнительная установка необходимых операций, документов и функций, а также сопровождение и устранение возникающих проблем. Поддержку и модернизацию программы выполняют программисты предприятия.

Автоматизированные рабочие  места (АРМ) обеспечивают более эффективную организацию учетного процесса и труда учетно-управленческого персонала. АРМ различных участков учета объединены в единую локальную сеть, каждое АРМ специализируется на своем участке учетной работы. Каждый бухгалтер на своем АРМ имеет доступ только в документы и справочники, имеющие отношение к тому участку учета, который он ведет. Таким образом, исключается вероятность внесения необоснованных или случайных изменений в уже оформленные документы и справочники, а также поддерживается разделение служебных обязанностей между работниками бухгалтерии. Программное обеспечение позволяет получать с различных участков учета сводные данные для составления форм бухгалтерской отчетности.

В программе существуют справочники (счетов, поставщиков и подрядчиков, покупателей и заказчиков в разрезе  заключенных договоров, перечень товарно-материальных ценностей, основных средств и т.д.). Каждый бухгалтер выбирает в меню журналов необходимый ему, затем  выводится перечень документов, заложенных в программе, структурированный  по направлениям учета. Заполнение выводимых  на экран компьютера документов происходит вручную или из справочников (по тем показателям, где это предусмотрено). Затем в случае необходимости  документ выводится на печать и направляется после проверки на подписи. Те документы, которые формируются не в бухгалтерии (например, входящие счета-фактуры) обрабатываются, необходимая информация вносится в  соответствующие базы данных.

Основными выходными формами (регистрами), используемыми в организации, являются: бухгалтерские карточки, оборотно-сальдовые ведомости, журналы-ордера; отчеты о движении документов (позволяют  проследить движение документа по операциям, которые производятся на его основании).

В конце отчетного периода  формируется оборотно-сальдовая  ведомость по всем синтетическим  счетам, которая служит основой для  составления баланса, и Главная  книга. Все выходные формы формируются автоматически. Таким образом бухгалтерия филиала ведет законченный цикл учетных работ вплоть до составления баланса, затем данные обобщаются в консолидированной отчетности ОАО «Липецкхлебмакаронпром».

Учетная политика ОАО "Липецкхлебмакаронпром" на 2011 год разработана в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства Российской Федерации, действующими на 31.12.2010г., с  учетом структуры организации и  отраслевой специфики ее деятельности. Учетная политика ОАО "Липецкхлебмакаронпром" была сформирована главным бухгалтером  и утверждена Приказом генерального директора ОАО "Липецкхлебмакаронпром"  №871 от 31.12.2010 года.

Учетная политика состоит  из двух блоков: учетная политика для  целей бухгалтерского учета и  учетная политика для целей налогообложения.

2.4 Анализ  затрат Елецкого хлебокомбината  на производство продукции

Существенным  моментом управления деятельностью  предприятия является контроль за соблюдение сметных (плановых) значений затрат на производство продукции.

В процессе контроля необходимо проанализировать структуру  затрат и выявить их отклонения от сметных значений по экономическим  элементам. При этом проверяется  соблюдение смет, плановых калькуляций  по видам расходов, характеризующим  их экономическое содержание.

 Использование  аналитических процедур в контроле  за изменениями затрат по экономическим  элементам помогает определить  основные направления поиска  резервов снижения себестоимости  продукции, выявить возникающие  в процессе производства отклонения  фактических расходов от нормативных  (плановых).

При этом следует  учесть, что сметные значения затрат пересчитываются на фактический  объем выпущенной продукции.

Структура затрат на производство продукции на Елецком  хлебокомбинате за 2008-2010гг. представлена в таблице 4.

В таблице 5 представим данные о затратах на производство продукции.

Анализ данных таблицы 5 за 2010 г. показал, что резерв по общехозяйственным расходам составил 64 тыс. руб., а по общецеховым -  20  тыс. руб., тогда как по всем другим статьям калькуляции отклонение фактических значений от плановых показывает значительный перерасход средств.

Отмеченные отклонения фактических затрат от их плановых значений повлияли и на изменение  их структуры. В частности, доля материальных затрат в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросла на 0,7 %, доля  прочих затрат возросла на 0,6 %, отчислений на социальны нужды  на 0,4%, что обусловлено перерасходом по ним сравнении со сметными значениями.

Таблица 4 - Структура затрат на производство продукции на Елецком хлебокомбинате по экономическим элементам за 2008-2010гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

По смете

Фактически

отклонение от сметы

По смете

Фактически

отклонение от сметы

По смете

Фактически

отклонение от сметы

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Материальные затраты  всего

11750

47,4

12128

48,5

378

1,1

15387

47,4

15654

47,8

267

0,4

14994

47,8

15634

48,5

640

0,7

В том числе:

сырье и материалы

7735

31,2

8402

33,6

667

2,4

10128

31,2

10643

32,5

515

1,3

10195

32,5

10831

33,6

636

1,1

услуги производственного

характера

1066

4,3

1075

4,3

9

-

1396

4,3

1211

3,7

-185

-0,6

1160

3,7

1128

3,5

-32

-0,2

энергия

1462

5,9

1550

6,2

88

0,3

1915

5,9

1997

6,1

82

0,2

1913

6,1

1998

6,2

85

0,1

затраты на оплату труда

7214

29,1

7027

28,1

-187

-1

9447

29,1

9628

29,4

181

1,0

9222

29,4

9058

28,1

-164

-1,3

отчисления на социальные нужды

2255

9,1

2325

9,3

70

0,2

2954

9,1

3078

9,4

124

0.3

2835

9,4

2998

9,3

363

-0,1

прочие затраты

1041

4,2

913

3,6

-128

-0,6

1363

4,2

1183

3,6

-180

-0,6

1129

3,6

1365

4,2

236

0,6

ИТОГО

24789

100

25007

100

218

-

32464

100

32750

100

286

-

31370

100

32237

100

867

-


 

 

Таблица 5 - Структура затрат на производство продукции на Елецком хлебокомбинате за 2008-2010гг.

Статьи калькуляции

2008 г.

2009 г.

2010 г.

По смете

Фактически

Отклонение от сметы

По смете

Фактически

Отклонение от сметы

По смете

Фактически

Отклонение от сметы

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

. %

тыс. руб.

тыс. руб.

Сырье

1999

12,1

2825

11,3

826

-0,8

3668

11,3

3864

11,8

196

0,5

3858

12,3

4029

12,5

171

0,2

ТЗР

3817

15,4

3801

15,2

-16

-0,2

4934

15,2

4912

15,0

-22

-0,2

4736

15,1

4932

15,3

196

0,2

Энергия на технологические  нужды

2850

11,5

2875

11,5

25

0

3733

11,5

3831

11,7

98

0,2

3670

11,7

3675

11,4

5

-0,3

Основная заработная плата  и ЕСН

8279

33,4

8152

32,6

127

-0,8

10583

32,6

10676

32,6

93

-

10383

33,1

10896

33,8

513

0,7

Расходы на содержание оборудования

4238

17,1

4976

19,9

-738

2,8

6460

19,9

6451

19,7

-9

-0,2

5928

18,9

5996

18,6

68

-0,3

Цеховые расходы

991

4

850

3,4

-141

-0,6

1103

3,4

1146

3,5

43

0,1

1192

3,8

1128

3,5

-64

-0,3

Общехозяйственные расходы

1611

6,5

1525

6,1

-86

-0,4

1980

6,1

1866

5,7

-114

-0,4

1599

5,1

1579

4.9

-20

-0,2

Производственная себестоимость

24789

100

25007

100

218

-

32464

100

32750

100

286

-

31370

100

32237

100

867

-

Коммерческие расходы

664

-

685

-

21

-

871

-

898

-

27

-

856

-

883

-

27

-

Полная себестоимость

25463

-

25692

-

239

 

33335

-

33648

-

313

-

32226

-

33120

-

894

-


 

Поэтому на следующем этапе  анализа необходимо определить, по каким статьям затрат, видам выпускаемой  продукции возникли отклонения.

Из данных, представленных в таблице 5 следует, что по сравнению со сметными показателями перерасход полной себестоимости в 2008 г. составил 239 тыс. руб., в 2009 г. - 313 тыс. руб., а в 2010 г. - 894 тыс. руб.

Суммы перерасхода по статьям  являются внутрихозяйственными резервами  снижения себестоимости продукции. Общая сумма резерва составляет 87,6 тыс. руб. Наиболее существенна величина резерва по расходам на содержание оборудования в 2008 г. – 738 тыс. руб. Резерв по общехозяйственным  расходам за этот же период составляет 86 тыс. руб., по транспортно-заготовительным расходам - 16 тыс. руб., по цеховым расходам – 141 тыс. руб. В 2009 г. произошло снижение резерва по общехозяйственным расходам до 141 тыс. руб. Резерв по расходам на содержание оборудования составил всего 9 тыс. руб., а резерв по транспортно-заготовительным  расходам – 22 тыс. руб.

Анализ данных таблицы 5 за 2010 г. показал, что резерв по общехозяйственным расходам составил 64 тыс. руб., а по общецеховым -  20  тыс. руб., тогда как по всем другим статьям калькуляции отклонение фактических значений от плановых показывает значительный перерасход средств.

Анализ структуры затрат позволяет сделать вывод о  том, что наибольший удельный вес  в затратах приходится на материальные затраты (около 50%). В целях снижения затрат в четвертой главе предлагаются мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции за счёт оптимизации материальных затрат.

 

Глава 3 Управление затратами на предприятии

3.1 Механизм управления  затратами на предприятии

Управление затратами  на предприятии призвано решать следующие основные задачи:

- выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

- определение затрат по основным функциям управления;

- расчёт затрат по производственным подразделениям предприятия;

- исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

- подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

- выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

- поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

- выбор способов нормирования затрат;

- выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Информация о работе Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината