Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа
Цель работы заключается в обобщении теоретических аспектов методики анализа себестоимости продукции и затрат предприятия, а также применение теоретических знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управленческого учета;
- провести анализ затрат производства;
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления затратами предприятия 5
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация 5
1.2 Современные методы управления затратами предприятия 22
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика и состояние управленческого учета на Елецком хлебокомбинате 29
2.1 Общая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 29
2.2 Экономическая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 32
2.3 Организация бухгалтерского учета на Елецком хлебокомбинате 45
2.4 Анализ затрат Елецкого хлебокомбината на производство продукции 48
Глава 3 Управление затратами на предприятии 53
3.1 Механизм управления затратами на предприятии 53
3.2 Система сложившегося механизма управления затратами на Елецком хлебокомбинате 59
Глава 4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления затратами на Елецком хлебокомбинате 65
4.1 Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами 65
4.2 Выявление резервов снижения затрат 68
Заключение 72
Список используемой литературы 76
Таким образом, из материальных затрат выделяются услуги материального характера, из состава прочих расходов выделяются различные финансовые расходы.
В Российской Федерации затраты
на производство по экономическим элементам
до введения российского ПБУ выявлялись
внесистемным порядком, путем различного
вида выборок и дополнительных расчетов.
В настоящее время в стандартах
бухгалтерского учета в Российской
Федерации используется учет затрат
по экономическим элементам. Кроме
того, построение Плана счетов обеспечивает
возможность использования
Положением по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» установлена группировка затрат операционной деятельности предприятия по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты [4].
Рыночная экономика привела
не только к появлению новых видов
деятельности, но и к изменению
содержания традиционных видов деятельности;
это накладывает отпечаток как
на перечень затрат, включаемых в текущие
издержки производства, так и на
порядок учета и
При группировке затрат по
экономическим элементам нельзя
исчислить себестоимость
Некоторые специалисты по
учету и калькулированию
Следовательно, для контроля
и анализа производимых затрат, наряду
с учетом их по экономическим элементам,
применяется группировка затрат
на производство по статьям калькуляции,
по которым и исчисляется
Группировка затрат по статьям используется для характеристики структуры себестоимости продукции, объективной оценки уровня снижения затрат, ценообразования, учета, калькулирования и анализа затрат на производство.
Группировка затрат по отношению к технологическому процессу позволяет выделить затраты, непосредственно вызываемые процессом производства продукции, затраты на обслуживание и управление. В экономической литературе и практике затраты, вызванные процессом производства, называют основными, а затраты на обслуживание и управление – накладными.
Группировку затрат по их целевому
назначению и направлению выделил
профессор П.С. Безруких. Например, если
топливо и энергия использованы
на технологические цели, то они
будут отнесены на статью «Топливо
и энергия на технологические
цели». В случае использования их
на отопление и освещение зданий
и сооружений такие затраты необходимо
отнести на статью «Общепроизводственные
расходы». Это особенно важно при
осуществлении контроля за правильностью
и рациональностью
В литературе некоторыми авторами приводится классификация затрат на комплексные и одноэлементные, предусмотренные и непредусмотренные нормами и сметами. Другие авторы классификацию затрат дополняют планируемыми и непланируемыми, продуктивными и непродуктивными.
Продуктивные затраты
– это предусмотренные
Затраты периода – это затраты, которые не включаются в производственную себестоимость и рассматриваются как затраты того периода, в котором они были осуществлены (затраты на управление, сбыт и прочие операционные затраты).
Классификация затрат на продукт и на период является относительно новой для отечественного учета, однако, имеет важное методологическое значение, особенно при оптимизации величины прибыли.
Одним из принципов классификации затрат является принцип эластичности. Под эластичностью подразумевается зависимость между величиной затрат и рядом факторов, влияющих на затраты, таких, например, как ассортимент выпускаемой продукции, организационная структура предприятия и т.д. По этой характеристике затраты в учете подразделяют на зависящие и не зависящие от вида деятельности, причем первые из них пропорционально, дегрессивно и прогрессивно зависящими. При увеличении объема производства зависящие затраты увеличиваются, их называют инкрементными.
Явление эластичности определяет
деление затрат по степени их реагирования
на изменения масштабов
Кроме того, С.Ф. Голов выделяет затраты по следующим признакам: маржинальные и средние, действительные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, исчерпанные и неисчерпанные; К. Друри – инкрементные и маржинальные затраты и доходы. Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер отмечают, что «учетные системы должны обслуживать комплекс управленческих целей, так как существуют разные способы измерения и группирования затрат».
Таким образом, наиболее правильной является та классификация, которая удобна в использовании, а также та, которая решает задачи, стоящие перед руководством предприятия.
Поскольку система бухгалтерского
учета является информационной системой,
обеспечивающей соответствующей информацией
разные группы потребителей, каждая из
которых имеет свои цели, то и
признаков должно быть ровно столько,
чтобы можно было с их помощью
удовлетворить потребности
Предприятие в процессе осуществления своей деятельности несет затраты не только для получения текущей выручки, но и для обеспечения будущей. Исходя из целеполагающего принципа, все расходы хлебопекарных предприятий можно разделять на два вида – текущие и долговременные.
Текущие затраты предприятия связаны с решением в процессе хозяйственной деятельности тактических задач: закупки сырья, материалов, товаров; производства продукции; транспортировки; хранения и реализации готовой продукции; содержания персонала и т.п.
Долговременные затраты
связаны с решаемыми
На размер как текущих, так и долговременных затрат оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы. Текущие затраты в значительной мере зависят от факторов:
Однако следует отметить, что вторая группа факторов в большей степени влияет на долговременные затраты, а на текущие оказывает косвенное влияние.
Также на размер долговременных затрат, кроме уже указанной второй группы факторов, влияют факторы, определяющие доступность капитала и кредитов: экономическая политика, инфляция, ставка процента, платежный баланс, общий спрос на капитал.
Одной из наиболее важных классификаций затрат, на которой строится методика функционального учета затрат предприятия, является функциональный подход к разделению производственных затрат. Так, исходя из функционального подхода, можно выделить несколько видов затрат хлебопекарного предприятия, а именно затраты:
Эффективное управление затратами невозможно без их распределения на зависящие от принятых решений (релевантные) и не зависящие от принятых решений (нерелевантные). Важность такой группировки затрат на хлебопекарных предприятиях проявляется в необходимости принятия решений о путях использования возвратных отходов; выбора основного сырья и т.д.
Таким образом, предложенная классификация затрат дает возможность осуществлять внутрихозяйственное управление затратами для обеспечения эффективного процесса производства и реализации продукции.
В современных условиях хозяйствования
процесс принятия управленческих решений
тактического и стратегического
характера базируется на информации
о затратах и финансовых результатах
деятельности предприятия. Следствием
указанных рыночных требований стало
появление в отечественной
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. Проведение ФСА включает следующие основные этапы:
1-й этап - этап последовательного построения моделей объекта ФСА (компонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме;
2-й этап - этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа.
Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
- определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес- процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
- проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
- определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
- сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
- анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия. [26]
Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и отклонениям от них. Термин стандарт-кост состоит из двух слов «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции, а слово «кост» – это затраты на единицу продукции. Таким образом, стандарт-кост буквально означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых затрат производства, а смежные калькуляции – для контроля накладных расходов.
Идею системы стандарт-кост можно выразить двумя положениями:
Информация о работе Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината