Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в обобщении теоретических аспектов методики анализа себестоимости продукции и затрат предприятия, а также применение теоретических знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управленческого учета;
- провести анализ затрат производства;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления затратами предприятия 5
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация 5
1.2 Современные методы управления затратами предприятия 22
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика и состояние управленческого учета на Елецком хлебокомбинате 29
2.1 Общая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 29
2.2 Экономическая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 32
2.3 Организация бухгалтерского учета на Елецком хлебокомбинате 45
2.4 Анализ затрат Елецкого хлебокомбината на производство продукции 48
Глава 3 Управление затратами на предприятии 53
3.1 Механизм управления затратами на предприятии 53
3.2 Система сложившегося механизма управления затратами на Елецком хлебокомбинате 59
Глава 4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления затратами на Елецком хлебокомбинате 65
4.1 Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами 65
4.2 Выявление резервов снижения затрат 68
Заключение 72
Список используемой литературы 76

Работа содержит 1 файл

Управление затратами.docx

— 141.12 Кб (Скачать)

- цех штучных булочных  изделий;

- сухарно-бараночной цех;

- цех диетических и  профилактических изделий.

Хлебокомбинат является одним  из крупнейших производителей Липецкой области, который поддерживает и  приумножает традиции российского  пекарского искусства, используя только натуральные компоненты. В ассортименте предприятия присутствует более 100 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.

В соответствии с Положением о филиале акционерного общества открытого типа «Липецкхлебмакаронпром»  Елецкий хлебокомбинат создан в  целях обеспечения населения  города Ельца и Елецкого района хлебом, хлебобулочными, кондитерскими изделиями  и получения прибыли. Предметом  деятельности филиала является: производство хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий, торговая и внешнеэкономическая  деятельность.

Деятельность предприятия  осуществляется экономическими методами на основе договоров, заключенных с  потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов.

Для выполнения производственной программы предприятие заключает  договора на поставку сырья с поставщиками.

Основными постоянными поставщиками являются:

- ОАО «Московский дрожжевой  завод»;

- ОАО «Липецкий мелькомбинат»;

- ООО «Елецгорторг»;

- ЧП Смирнов А.С.

Основными потребителями  продукции хлебокомбината  являются:

- ООО «Виват»;

- ООО «Леспромторг»;

- ООО «Евромарка»  и частные предприниматели, такие  как Гайдук А.В., Васильев В.В., Кренделева Р.С., Казаков И.М. и  др.

Конкурентами  Елецкого хлебокомбината являются пекарни: «Армянский хлеб», «Дока-пицца», ОАО  «Елецхлеб». 

2.2 Экономическая  характеристика деятельности Елецкого  хлебокомбината

Для осуществления своей  деятельности предприятие должно располагать  набором экономических и технических  ресурсов. Для того чтобы изучить  уровень оснащенности предприятия  такими ресурсами необходимо рассчитать и проанализировать основные технико-экономические  показатели.

Анализ технико-экономических  показателей хлебокомбината представлен  в таблице 1.

По данным таблицы 1 в результате оценки технико-экономических показателей наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2008-2010гг. Это объясняется отсутствием у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.

Выпуск продукции в  натуральном выражении в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 292 т, и в 2010г. увеличился на 292 т, что свидетельствует  о нестабильности выпуска продукции.

Коэффициент использования  производственной мощности колеблется в пределах 0,48 - 0,52. Такое использование  производственных мощностей в настоящих  условиях, когда предприятие имеет  постоянный, непрерывный характер работы, следует признать положительным.

Показатель товарной продукции  в сравнении с показателем  выпуска продукции в натуральном  выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а  в сочетании с показателем  реализованной продукции оценить  следование предприятия тенденциям спроса и предложения на потребительском  рынке. На Елецком хлебокомбинате наблюдается  тенденция увеличения товарной продукции  в 2009г. по сравнению с 2008г. на 8406 тыс. руб. и увеличение в 2010г. по сравнению  с 2009г. на 286 тыс. руб.

 

Таблица 1 – Анализ основных технико-экономических показателей Елецкого хлебокомбината за 2008-2010гг.

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение в абсолютном выражении 2009г. к 2008г.

Отклонение в абсолютном выражении 2010г. к 2009г.

1.Производственная мощность, т.

14600

14600

14600

-

-

2.Выпуск продукции в  натуральном выражении, т.

7008

7300

7592

+292

+292

3.Коэффициент использования  производственной мощности

0,48

0,50

0,52

+0,02

+0,02

4.Товарная продукция,  тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

5.Реализованная продукция,  тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

6.Стоимость основных производственных  фондов, тыс.руб.

7615

8682

9789

+1067

+1107

7.Фондоотдача, руб.

3,77

4,27

3,82

+0,50

-0,45

8.Численность промышленно-производственного  персонала, чел.

135

142

142

+7

-

9.Производительностьтруда,  тыс.руб.

212,58

261,30

263,31

+48,52

+2,014

10.Среднемесячная оплата  труда, руб.

5056,17

5816,31

6403,17

+760,14

+586,86

11.Полная себестоимость  товарной продукции, тыс.руб.

25692

33648

33120

+7956

-528

12.Прибыль (убыток) от реализации (продаж) продукции, тыс.руб.

3006

3456

4270

+450

+814

13.Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс.руб.

2228

2390

2952

+162

+562

14.Затраты на рубль  реализованной (проданной) продукции,  руб.

0,90

0,91

0,89

+0,01

-0,02

15.Рентабельность продукции  в целом, %

11,7

10,3

12,9

-1,4

+2,6


 

Причиной увеличения товарной продукции является рост цен на продукцию. При этом динамика показателя реализованной  продукции повторяет динамику показателя товарной продукции. Показатель стоимости  основных производственных фондов предприятия  в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 1067 тыс. руб., в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличился на 1107 тыс. руб. Основной причиной увеличения показателей стоимости  основных производственных фондов является приобретение основных фондов непроизводственного  назначения. Предприятием были приобретены  два грузовых автомобиля для доставки готовой продукции по магазинам.

Показатель фондоотдачи  увеличился в 2009г. по сравнению с 2008г. на 0,50 руб. за счет повышения товарной продукции, а в 2010г. по сравнению  с 2009г. уменьшился на 0,45 руб.

Показатель численности  промышленно-производственного персонала  позволяет оценить наличный кадровый потенциал предприятия.  Численность  персонала на хлебокомбинате в 2008г. составила 135 чел., а в 2009г. увеличилась  на 7 чел. и составила 142 чел., в 2010г. численность  на предприятии не изменилась по сравнению  с 2009г.. Это свидетельствует о  том, что на предприятии не меняются объемы хозяйственной деятельности и выполняются свойственной им регулирующей функции по отношению к численности  занятых работников.

Показатель реализованной  продукции в расчете на одного работника – производительность труда в 2009г. увеличивается на 48,7 тыс. руб. по сравнению с 2008г., причиной увеличения является значительный рост товарной продукции, в 2010г. наблюдается  увеличение показателя на 2,01 тыс. руб., то есть производительность труда в 2010г. увеличивается незначительно  по сравнению с 2009г., причиной этого  явилось увеличение товарной продукции  небольшими темпами, а численность  работников практически не изменилась.

Среднемесячная оплата труда  на протяжении 2008-2010гг. имеет динамику увеличения, в 2009г. она увеличилась  на 760,14 тыс. руб., в 2010г. по сравнению  с 2009г. – на 586,86 тыс. руб., что свидетельствует  о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен  на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.

Показатель полной себестоимости  товарной продукции отражает затраты  предприятия, связанные с его  основной производственной деятельностью, указывает на его товарную направленность. За период с 2008г. по 2009г. происходит возрастание  себестоимости товарной продукции  на 7956 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению  с 2009г. происходит уменьшение на 528 тыс. руб., причиной увеличения себестоимости  в 2009г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет  аналогичную тенденцию увеличения.

Показатель прибыли от реализации продукции в 2009г. по сравнению  с 2008г. увеличивается на 450 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличилась  на 814 тыс. руб. Это связано с увеличением  выручки от продажи продукции.

Прибыль до налогообложения, также как и прибыль от реализации, на протяжении 2008-2010гг. имеет динамику увеличения, в 2009г. она увеличилась  на 162 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению  с 2009г. на 562 тыс. руб., при этом прибыль  до налогообложения меньше прибыли  от продаж. Это вызвано тем, что  предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.

В рассматриваемом периоде  затраты на рубль реализованной  продукции имеют нестабильный показатель, если в 2008г. затраты составляют 0,90 тыс. руб., то в 2009г. они увеличиваются  на 0,01 тыс. руб., а в 2010г. опять снижаются  до 0,89 тыс. руб. Увеличение затрат на рубль  реализованной продукции в 2009г. вызвано  увеличением себестоимости товарной продукции. Причиной снижения затрат на рубль реализованной продукции  в 2010г. является то, что помимо увеличения себестоимости товарной продукции  значительно возрастает реализованная  продукция.

Завершая обобщенную оценку, акцентируем внимание на том, что  рентабельность продукции в целом  – это итоговый показатель, характеризующий  результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности на Елецком хлебокомбинате в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 1,4 %, а в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличился на 2,6 %.

Финансовый результат  деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность  предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов  деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для оценки финансового состояния  Елецкого хлебокомбината проанализируем финансовые результаты его хозяйственной  деятельности за 2008-2010гг. Для анализа  используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008-2010гг. (Приложения 4, 5, 6)

Анализ финансовых результатов  деятельности Елецкого хлебокомбината представлен в таблице 2.

Из таблицы 2 следует, что на хлебокомбинате показатель чистой прибыли в 2009г. имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2008г. на 43 тыс. руб., а в 2010г. показатель увеличился на 225 тыс. руб. по сравнению с 2009г. Это связано с динамикой увеличения прибыли до налогообложения в 2009г. на 162 тыс. руб. по сравнению с 2008г. и увеличением прибыли до налогообложения в 2010г. по сравнению с 2009г. на 562 тыс. руб.

Отложенные налоговые  активы и отложенные налоговые обязательства  не сыграли существенной роли на размер чистой прибыли, так как отложенные налоговые активы имели место  только в 2008-2009гг. – 1 тыс. руб., а отложенные налоговые обязательства только в 2010г. и составили 2 тыс. руб. В свою очередь на формирование прибыли  до налогообложения важное значение имеет тенденция изменения следующих  статей «Отчета о прибыли и  убытках»: проценты к получению в 2009г. увеличились по сравнению с 2008г. на 20 тыс. руб., а в 2010г. по сравнению  с 2009г. произошло уменьшение данного  показателя на 63 тыс. руб.

Также существенную роль имеет  значение операционных доходов и  операционных расходов в формировании прибыли.

Таблица 2 - Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности Елецкого хлебокомбината за 2008-2010гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение в абсолютных величинах 2009 г. к 2008г.

Отклонение в абсолютных величинах 2010г. к 2009г.

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода, тыс.руб.

1510

1553

1778

+43

+225

Налог на прибыль, тыс.руб.

362

372

355

+10

-17

Отложенные налоговые  активы

1

1

-

-

-1

Отложенные налоговые  обязательства

-

-

2

-

+2

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб

2228

2390

2952

+162

+562

Проценты к получению

43

63

-

+20

-63

Прочие доходы, тыс.руб.

92

54

38

-38

-16

Прочие расходы, тыс.руб.

913

1183

1356

+270

+173

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

3006

3456

4270

+450

+814

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

28698

37104

37390

+8406

+286

Коммерческие расходы  тыс.руб.

685

898

883

+213

-15

Производственная себестоимость, тыс.руб.

25007

32750

32237

+7743

-513

Полная себестоимость, тыс.руб

25692

33648

33120

+7965

-528

Информация о работе Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината