Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в обобщении теоретических аспектов методики анализа себестоимости продукции и затрат предприятия, а также применение теоретических знаний на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управленческого учета;
- провести анализ затрат производства;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические основы управления затратами предприятия 5
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация 5
1.2 Современные методы управления затратами предприятия 22
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика и состояние управленческого учета на Елецком хлебокомбинате 29
2.1 Общая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 29
2.2 Экономическая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината 32
2.3 Организация бухгалтерского учета на Елецком хлебокомбинате 45
2.4 Анализ затрат Елецкого хлебокомбината на производство продукции 48
Глава 3 Управление затратами на предприятии 53
3.1 Механизм управления затратами на предприятии 53
3.2 Система сложившегося механизма управления затратами на Елецком хлебокомбинате 59
Глава 4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления затратами на Елецком хлебокомбинате 65
4.1 Выбор направлений совершенствования механизма управления затратами 65
4.2 Выявление резервов снижения затрат 68
Заключение 72
Список используемой литературы 76

Работа содержит 1 файл

Управление затратами.docx

— 141.12 Кб (Скачать)
  1. все произведенные затраты в учете должны быть соотнесены со стандартами;
  2. отклонения, выявленные при сравнении фактических затрат со стандартами, должны быть расчленены по причинам.

К этим двум положениям, как  правило, добавляют знаменитое правило  Гантта: Все расходы сверх установленных  норм должны относиться на виновных лиц  и никогда не включаться в счета, отражающие затраты.

Системе стандарт-кост присущи  и недостатки. Стандарты не всегда возможно установить на все производственные затраты, в результате чего ослабляется  контроль за ними. При выполнении производственной компанией, за короткое время, большого количества различных по характеру  и типу заказов, исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно. Таким образом, для практической реализации системы стандарт-кост в  отечественном учете необходимо предусмотреть выделение специальных  бухгалтерских счетов учета отклонений. При отсутствии, как в настоящее  время, таких счетов, применение системы  стандарт-кост требует ведения параллельного  учета, что требует увеличения штата  финансовых работников предприятия  и вряд ли целесообразно, несмотря на все аналитические преимущества данной системы в управлении затратами. [14]

До сих пор, на российских предприятиях применяются методы учета затрат, предусматривающие учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы (метода) «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Исторически маржинальный метод стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель – модель интенсивного развития. Использование этой модели потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные. В отечественную учетную теорию термин директ-костинг вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность.

Основными показателями при  применении метода директ-костинг выступают: маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности. Следует отметить, что  указанные показатели у различных  авторов названы по разному, например, порог рентабельности может называться критическим объемом продаж и  точка безубыточности – критической и даже «мертвой» точкой.

Маржинальный доход исчисляется  как разность между ценой продажи  продукции и величиной переменных затрат производства.

Сумму всех затрат предприятия  можно определить как сумму переменных и постоянных по формуле:

Z = Zc + Zv , где: Zc – постоянные затраты; Zv – переменные затраты.

После выделения из общей  совокупности затрат предприятия переменных затрат, маржинальный доход, можно определить по следующей формуле: D = N – Zv, где: N - объем реализации.

Наиболее сложным практическим моментом в количественном определении  маржинального дохода является правильное разделение затрат на переменные и  постоянные. Как указывалось выше, учетная практика разработала ряд эффективных методов.

Приведем алгоритм построения уравнения общих затрат с разделением  их на постоянную и переменную части  по методу высшей и низшей точки:

  1. Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения объема и затрат;
  2. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;
  3. Определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;
  4. Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных затрат на соответствующий объем производства;
  5. Определяется общая величина постоянных расходов как разность между всеми зачетами и величиной переменных расходов;
  6. Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

Поскольку N = Z + P (прибыль), то маржинальный доход может исчисляться  как сумма постоянных затрат и  прибыли и тем самым он характеризует  вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли формула: D = Zc + P.

Для расчета порога рентабельности исходным уравнением является:

N = Z + P

Если предприятие работает прибыльно, то значение P > 0, если убыточно, тогда P < 0. Если Р = 0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называют критической точкой или точкой безубыточности. Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. [19]

Для вычисления точки безубыточности можно использоваться либо графическим  методом, либо методом уравнений. Хотя графический метод считается  более наглядным, в целях настоящей  работы воспользуемся методом уравнений.

Метод уравнений (аналитический  метод) основан, как указывалось, на анализе исходного уравнения: N = Z + P = Zc + Zv + P.

В точке К: N = Zc + Zv.

Если выручку представить  как произведение цены продажи единицы  изделия (p) и количества проданных  единиц (q), а переменные затраты как  произведение переменных затрат на единицу изделия (v) на q, т.е.:

N = p*q; Zv = v * q, то в точке  К: p*q = Zc + v*q ; (p – v) * q = Zc.

Это уравнение является основным для получения исходных оценок.

Расчет критического объема производства (продаж):

qк = Zc / p – v = Zc / d , где d – маржинальный доход на единицу изделия, руб.

Расчет порога рентабельности (критического объема выручки). Для  расчета этого показателя используется уравнение критического объема производства. Необходимую формулу можно получить, умножив левую и правую части  уравнения на цену единицы изделия р:

Nк = qк * p = Zc * p / d = Zc / d/p = Zc / d*q/p*q = Zc / D/N

Данные уравнения являются исходными для расчета ряда аналитических  показателей метода директ-костинг, таких, как критический уровень  постоянных затрат, критическая цена реализации, расчет планового объема продаж для заданной суммы прибыли и т.д.

Основные преимущества системы  директ-костинг можно свести к  следующему:

- упрощение исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат;

- отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата;

- возможность определения порога рентабельности, запаса финансовой прочности, нижней границы цены продукции или заказа;

- возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

- возможность выбора между собственным производством продукции и ее закупкой на стороне;

- ограничение себестоимости переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат.

Вместе с тем теоретические  и практические исследования системы  директ-костинг позволяют выделить некоторые ее недостатки:

- по мнению противников этой системы она не дает ответ на вопрос, сколько стоит данный продукт, какова его полная себестоимость;

- ведение учета неполной себестоимости не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как в финансовой отчетности должна указываться полная себестоимость продукции;

- для эффективного применения системы директ-костинг прямые затраты должны составлять большую часть расходов и предприятие должно выпускать узкий перечень продукции.

Практическое применение системы директ-костинг на отечественных  предприятиях, в качестве основной учетной системы, также как и  системы стандарт-кост теоретически возможно, но требует дополнительной учетной работы. Однако для производства отдельных аналитических расчетов для бизнес – планирования, система  директ-костинг достаточно эффективна и вполне достойна широкого применения. Таким образом, принятие и обоснование  управленческих решений базируется на знании затрат предприятия и их анализе.[27] 

Глава 2 Организационно-экономическая характеристика и состояние управленческого учета на Елецком хлебокомбинате

2.1 Общая характеристика деятельности Елецкого хлебокомбината

Елецкий хлебокомбинат территориально расположен по адресу:  Липецкая область, г. Елец, ул. Пушкина, д.1а. Изначально хлебокомбинат состоял из 2-х  хлебозаводов, расположенных в разных районах города. Хлебозавод №1 введен в эксплуатацию в 1961 году, а хлебозавод № 2, в состав которого входили булочный и кондитерский цеха, - в 1963 году.  В  80-х годах было проведено полное техническое перевооружение и модернизация производства. В 2007 году площадки хлебозаводов были объединены.

Открытое акционерное  общество «Липецкхлебмакаронпром»  обьединяет в своем составе 11 филиалов  с единым уставным капиталом и  единым консолидированным балансом, а также сеть розничной торговли и ремонтно-механический комбинат. Елецкий хлебокомбинат также является филиалом ОАО «Липецкхлебмакаронпром».

Филиал является обособленным подразделением ОАО «Липецкхлебмакаронпром», расположенным вне места нахождения общества и осуществляет все его  функции, в том числе функции  представительства. Филиал не является юридическим лицом, действует на основании утвержденного Обществом  Положения. Филиал для осуществления  деятельности наделен создавшим  его Обществом имуществом, которое  учитывается как на его отдельном  балансе, так и на балансе Общества. Руководитель филиала назначен Обществом  и действует на основании доверенности, выданной им. Для организации своей  деятельности филиал открыл расчетный  счет в банке в установленном  законом порядке.

В соответствии с Положением о филиале акционерного общества открытого типа «Липецкхлебмакаронпром», управление филиалом осуществляется директором филиала. В настоящее время директором Елецкого хлебокомбината является член Совета директоров  ОАО «Липецкхлебмакаронпром»  Демчук Николай Францевич. Демчук Н. Ф. владеет следующим количеством  акций общества: по состоянию на 1.01.2010г.- 5,55%;  по состоянию на 31.12.2010г. – 5,97%.

В компетенцию Общества по управлению филиалом входит:

- определение основных  направлений его деятельности, утверждение  планов и отчетов об их выполнении;

- внесение изменений и  дополнений в настоящее Положение;

- назначение аудиторов;

- назначение и отзыв  директора;

- определение структуры;

- установление размера,  формы и порядка наделения  филиала материальными средствами;

- утверждение годовых  отчетов по результатам деятельности, утверждение отчетов и заключений  аудиторов, определение порядка  распределения прибыли и порядка  покрытия убытков;

- принятие решений о  прекращении деятельности филиала,  назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

По состоянию на 01.01.2011 г. уставный капитал ОАО «Липецкхлебмакаронпром»  составил 172780 рублей,  количество обыкновенных акций общества - 172780 штук и распределены следующим образом: 167660 штук  или 97,03%  у физических лиц,   4962 штуки  или 2,88% у юридических лиц и 158 штук или 0,09% у номинального держателя.

В подчинении директора находится  главный инженер занимающийся вопросами  производства продукции. Главному инженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственная служба. Так же главному инженеру подчиняются  начальники следующих цехов, входящих в производственную службу:

- начальник кондитерского  цеха;

- начальник цеха диетических  и профилактических изделий;

- начальник цеха хлебопечения.

Организационная структура  Елецкого хлебокомбината приведена  на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 -  Организационная структура Елецкого хлебокомбината

 

Елецкий хлебокомбинат имеет 5 производственных цехов, производительностью 10 тонн в сутки:

- кондитерский цех;

- хлебный цех;

Информация о работе Управление затратами предприятия на примере Елецкого хлебокомбината