Учёт дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 02:15, курсовая работа

Описание работы

Экономическая ситуация страны в настоящее время стала нестабильной: резко обострилась конкуренция на рынке услуг, большое число компаний становятся банкротами, растет величина просроченной дебиторской задолженности. В связи с кризисом 2008-2010 годов предприятия вынуждены искать пути управления дебиторской задолженностью таким образом, чтобы не сорвать цикл оборачиваемости, минимизировать риски невозврата долгов за отгруженные товары и оказанные услуги.

Содержание

Введение
4
1 Теоретический аспект учета и анализа дебиторской задолжности
6
1.1 Теоретические основы дебиторской задолжности
6
1.2 Правовое регулирование учета дебиторской задолженности
9
1.3 Бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности
15
1.4 Международные стандарты учета дебиторской задолжности
25
1.5 Анализ дебиторской задолженности
36
2 Практика учета дебиторской задолженности в ООО «Керамика»
45
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
45
2.2 Организация бухгалтерского учета
46
2.3 Организационная структура управления ООО «Керамика»
48
2.4 Основные показатели ООО «Керамика»
52
2.5 Анализ финансового состояния ООО «Керамика»
54
2.6 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности ООО «Керамика»
67
2.7 Анализ дебиторской задолженности
72
3 Управление дебиторской задолженностью ООО «Керамика»
76
3.1 Способы управления дебиторской задолженностью
76
3.2 Уступка права требования
78
3.3 Взаимозачет обязательств
85
3.4 Создание резерва по сомнительным долгам
98
Заключение
104
Библиографический список
106
Приложение А - Бухгалтерский баланс за 2008-2010 года ООО «Керамика»
109
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках за 2008-2010 года ООО «Керамика»
122
Приложение В - Устав ООО «Керамика»
133
Приложение Г - Учетная политика ООО «Керамика»

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 264.67 Кб (Скачать)

ООО «Керамика» может произвести взаимозачет с организацией в  случае, если организация не возражает  против проведения такого зачета требований, по которым срок исковой давности истек (ст. 411 ГК РФ).

 При проведении зачета  взаимных требований между двумя  организациями погашаются обязательства по двум (или более) самостоятельным договорам. Даты заключения этих договоров могут быть различными. Кроме того, в этих договорах могут содержаться различные суммы, условия оплаты и сроки исполнения обязательств.

Порядок проведения взаимозачетов  установлен ст.410 ГК РФ «Прекращение обязательств», согласно которой зачет является одним из способов прекращения встречных обязательств сторон.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Такие документы служат первичными учетными документами, на основании которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета. В этой связи, для того чтобы отразить в учете операции по взаимозачету задолженностей, стороны должны в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий факт проведения взаимозачета. Например, таким документом может служить дополнительное соглашение о проведении зачета взаимных требований к основным договорам, подписанное обеими сторонами.

Законодательством о бухгалтерском  учете не устанавливается какой-либо особый порядок отражения в учете  операций по зачету взаимных требований. Поэтому в этой ситуации необходимо руководствоваться общими правилами  отражения в учете хозяйственных  операций.

Продажа продукции по оптовым  ценам производится сторонами на основании отдельных самостоятельных договоров. Поэтому операции по реализации продукции с одной стороны, и по её приобретению работ с другой стороны, отражаются в учете организаций в общеустановленном порядке исходя из условий каждого конкретного договора с соблюдением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Акт о проведении взаимозачета, оформленный надлежащим образом, будет служить основанием для отражения операции по взаимному зачету задолженностей на счетах бухгалтерского учета. Проведение взаимозачета отражается в учете проводкой Дебет 60 (76) Кредит 62 (76), которая делается на сумму зачета, согласованную сторонами. Если суммы встречных обязательств сторон равны, то кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на счетах расчетов, будут в результате проведения зачета погашены полностью. Если же суммы обязательств не совпадают, то у одной из сторон останется непогашенной часть кредиторской задолженности, а у второй - часть дебиторской задолженности.

Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение  дебиторских и кредиторских задолженностей (прекращение взаимных обязательств сторон), то для целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате. Так как ООО «Керамика» согласно своей учетной политике определяет выручку для целей налогообложения по оплате, то задолженность покупателя за предоставленные услуги, погашенная путем взаимозачета задолженностей, будет считаться оплаченной покупателем в момент проведения зачета (на дату подписания документа о проведении зачета). Поэтому при проведении взаимозачетов обязанность по начислению и уплате налогов возникает в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет.

Вычет НДС.

Налоговый кодекс не предусматривает  никаких особенностей для вычета НДС при взаимозачете. Поэтому  по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам налог принимается к вычету в  общеустановленном порядке, то есть при соблюдении условий статей 171 и 172 НК РФ независимо от проведенного впоследствии зачета взаимных требований.

Налоговый кодекс не уточняет, в какой срок покупатель должен перечислить НДС платежным поручением продавцу при проведении взаимозачета. Однако, налог должен быть уплачен в том налоговом периоде, в котором осуществляется взаимозачет. В противном случае он не может считаться правомерно принятым ранее к вычету и НДС подлежит восстановлению в том налоговом периоде, в котором проведен зачет.

В хозяйственной деятельности ООО «Керамика»  дебиторская и  кредиторская задолженности с одним и тем же контрагентом могут возникнуть в случаях:

  1. Если контрагенту была поставлена продукция, оплата по которой еще не осуществлена и в то же время данный контрагент является поставщиком  ООО «Керамика», причем имеется неоплаченная поставка продукции перед данным поставщиком.
  2. Если контрагент, оказывающий организации, какие либо услуги является одновременно и покупателем, за которым числится задолженность, например ОАО «РЖД» - данное общество оказывают организации транспортные услуги и в тоже время с ним заключен договор на единовременную поставку продукции,  по которому числится задолженность.
  3. Если в оформлении расчетных данных или документов с контрагентом произошла незначительная ошибка в определении суммы долга контрагента, суммы оплаты контрагента или же ошибка округления копеечной доли стоимости сделки. В данном случае нецелесообразная для предъявления к оплате сумма дебиторской задолженности продолжает числиться в электронной базе данных организации вплоть до признания её просроченной.

На основе выше изложенного  хотелось бы предложить следующее мероприятие – это снижение дебиторской задолженности за счет взаимозачета с организациями поставщиков и подрядчиков. Задолженность представлена за 2010 год по данным  оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 и ведомости по начислению дебиторской задолженности (таблица).

Таблица 34 - Сводные данные дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Керамика» и её контрагентов за 2010 год

Наименование

организаций

Задолженность поставщиков по авансам, выданным и задолженность покупателей (дебиторская задолженность), тыс. руб.

Задолженность ООО «Керамика» перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, оказанные услуги (кредиторская задолженность), тыс. руб.

1) ООО «Керамика Сервис»

10

15,5

2) ОАО «Тандем плюс»

13

27

3) ОАО «РЖД»

118

118

4) ООО «Нефрит - Керамика»

210

42

5) ООО «Вент-Хабаровск»

85,5

94,4

Всего:

436,5

296,9


 

По данным таблицы видно, что организаций в работе по взаимозачётам  с ООО «Керамика» пять, на общую  сумму дебиторской задолженности - 436,5 тыс. рублей и кредиторской на сумму 296,9 тыс. рублей.

Экономический эффект от взаимозачета очевиден: компания экономит время  и денежные средства на возврат дебиторской  задолженности, при этом погашая  свой долг (кредиторскую задолженность).

Рассмотрим операцию взаимозачета между ООО «Керамика» и ОАО  «РЖД».

Точный взаимозачет  с ОАО «РЖД».

26 июля 2010 года ОАО «Керамика»  отгрузила организации Б товары  на сумму 118 000 руб. (в том числе  НДС – 18 000 руб.). ОАО «РЖД» к  данной дате выполнила для  ОАО «Керамика» транспортные  услуги также на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Стороны решили зачесть  взаимные требования. ОАО «Керамика» перечислила НДС платежным поручением 13 августа, а ОАО «РЖД» – 14 августа.

На сумму 100 000 руб. был  составлен акт взаимозачета, и  по 18 000 руб. ОАО «Керамика» и ОАО  «РЖД» перечислили друг другу  отдельными платежными поручениями. В назначении платежа было указано - «НДС при взаимозачете по акту зачета взаимных требований от 10.08.2010».

В бухгалтерском учете  ОАО «Керамика» будут сделаны  следующие проводки:

Таблица 35 – Бухгалтерские проводки при точном взаимозачете с ОАО «РЖД»

Дата

Дебит

Кредит

Сумма в руб.

Операция

26.07.2010

62 субсчет «ОАО РЖД»

90-1

118 000.

отражена реализация товаров

90-3

68 - субсчет «НДС»

18 000

начислен НДС при отгрузке товаров.

06.08.2010

44

76 - субсчет «ОАО РЖД»

100 000

отражены расходы по доставке товаров

19 - 3

76 - субсчет «ОАО РЖД»

18 000

отражен НДС по доставке товаров

68 - субсчет «НДС»

19 - 3

18 000

отражен налоговый вычет  по НДС

10.08.2010

76 - субсчет «ОАО РЖД»

62 субсчет «ОАО РЖД»

100 000

произведен зачет взаимных требований на основании акта взаимозачета.

13.08.2010

76 субсчет «ОАО РЖД»

51

18 000

перечислен НДС подрядчику при взаимозачете.

14.08.2010

51

62 субсчет «ОАО РЖД»

18 000

получен НДС от покупателя товаров при взаимозачете.


Данные изменения дебиторской  задолженности представлены на рисунке.

Рисунок 7  – изменения дебиторской задолженности после взаимозачета с ОАО «РЖД».

Это идеальны случай, когда  расчеты по транспортным услугам  были многочисленны и небольшими суммами, именно поэтому произошло совпадение сумм кредиторской и дебиторской задолженности с ОАО «РЖД», и поэтому в данной ситуации взаимозачет закрывает задолженности полностью. А если сумма требований не одинакова и взаимозачетом закрывается только часть задолженности? В этом случае сумма НДС, указываемая в платежном поручении на перечисление денежных средств, определяется расчетным путем, то есть на основании доли налога, приходящейся на безналичной форме расчетов.

Рассмотрим практический пример взаимозачета неравных обязательств ООО «Керамика» и  ООО «Вент-Хабаровск».

Взаимозачет  ООО «Керамика» и  ООО «Вент-Хабаровск».

25 сентября 2010 года ОАО  «Керамика» отгрузила товар по  договору поставок ООО «Вент-Хабаровск» на сумму 85 500 руб. (в том числе НДС – 13 042 руб.).

1 октября, когда оплата  за поставку от 25 сентября 2010 года  еще не произошла, ООО «Керамика» для нужд собственной розничной торговли  оформило встречный заказ к ООО «Вент-Хабаровск» на дефицитные виды керамической плитки, находящиеся у ООО «Вент-Хабаровск» в свободных запасах, на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.).

5 октября продукция была  отгружена ООО «Керамика». Стороны  решили зачесть взаимные требования.

6 октября на сумму 72 458 руб. был составлен акт взаимозачета, а оставшиеся обязательства и требования были погашены путем перечисления денежных средств.

Итак, ООО «Вент-Хабаровск» перечислило ООО «Керамика» одно платежное поручение:

– НДС к акту зачета взаимных требований от 10.08.2007 года.

ООО «Керамика» перечислило  ООО «Вент-Хабаровск» два платежных поручения:

- За отгруженные товары  от 05.10.2010 года  8900 руб. (в том числе  НДС 1 358 руб.).

-НДС при взаимозачете  по акту зачета взаимных требований  от 06.10.2010 года -13 042 руб..

В бухгалтерском учете  ОАО «Керамика» будут сделаны  следующие проводки:

Таблица 36 – Бухгалтерские проводки при точном взаимозачете с ООО «Вент-Хабаровск»

Дата

Дебит

Кредит

Сумма в руб.

Операция

Поставка товаров

25.09.2010

62 субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

90-1

85 500

отражена поставка товаров

90-3

68 - субсчет «НДС»

13 042

начислен НДС при отгрузке товаров.

Продолжение таблицы 36

Приобретение товаров

05.10.2010

41

60 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

80 000

приобретенные товары отражены в учете

19 - 3

60 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

14 400

отражен НДС по приобретенным товарам.

68 - субсчет «НДС»

19 - 3

14 400

отражен налоговый вычет  по НДС

06.10.2010

60 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

62 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

72 458

произведен зачет взаимных требований на основании акта взаимозачета.

12.10.2010

60 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

51

8900

Перечислено поставщику за отгруженные товары, в том числе НДС 1358 руб.

60 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

51

13 042

перечислен НДС подрядчику при взаимозачете.

51

62 - субсчет ОАО «Вент-Хабаровск»

13 042

получен НДС от заказчика товаров при взаимозачете.

Информация о работе Учёт дебиторской и кредиторской задолженности