Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 02:15, курсовая работа
Экономическая ситуация страны в настоящее время стала нестабильной: резко обострилась конкуренция на рынке услуг, большое число компаний становятся банкротами, растет величина просроченной дебиторской задолженности. В связи с кризисом 2008-2010 годов предприятия вынуждены искать пути управления дебиторской задолженностью таким образом, чтобы не сорвать цикл оборачиваемости, минимизировать риски невозврата долгов за отгруженные товары и оказанные услуги.
Введение
4
1 Теоретический аспект учета и анализа дебиторской задолжности
6
1.1 Теоретические основы дебиторской задолжности
6
1.2 Правовое регулирование учета дебиторской задолженности
9
1.3 Бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности
15
1.4 Международные стандарты учета дебиторской задолжности
25
1.5 Анализ дебиторской задолженности
36
2 Практика учета дебиторской задолженности в ООО «Керамика»
45
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
45
2.2 Организация бухгалтерского учета
46
2.3 Организационная структура управления ООО «Керамика»
48
2.4 Основные показатели ООО «Керамика»
52
2.5 Анализ финансового состояния ООО «Керамика»
54
2.6 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности ООО «Керамика»
67
2.7 Анализ дебиторской задолженности
72
3 Управление дебиторской задолженностью ООО «Керамика»
76
3.1 Способы управления дебиторской задолженностью
76
3.2 Уступка права требования
78
3.3 Взаимозачет обязательств
85
3.4 Создание резерва по сомнительным долгам
98
Заключение
104
Библиографический список
106
Приложение А - Бухгалтерский баланс за 2008-2010 года ООО «Керамика»
109
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках за 2008-2010 года ООО «Керамика»
122
Приложение В - Устав ООО «Керамика»
133
Приложение Г - Учетная политика ООО «Керамика»
- коэффициент финансовой
независимости не
Рассмотрим показатели деловой активности ООО «Керамика» (таблица 18).
Таблица 18 - Анализ деловой активности ООО «Керамика» за 2008-2010 годы
Наименование показателя |
Расчет |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Коэффициент оборачиваемости активов |
стр. 010 [выручка](ф.2)/стр. 300 [активы](ф.1) |
2,90 |
2,16 |
1,76 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
стр. 010 [выручка](ф.2)/ стр.490 [капитал и резервы](ф.1) |
13,89 |
7,56 |
5,03 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
стр.010 [выручка] (ф.2)/ стр. 240 [дебит. зад. до 12 мес.] (ф.1) |
17,83 |
10,93 |
6,47 |
Продолжение таблицы 18 | ||||
Средний срок оборота дебиторской задолженности |
360 дней / коэфф. оборач. дебитор. задолженности |
20,19 |
32,94 |
55,67 |
Средний срок оборота кредиторской задолженности |
360 дней *стр. 620 [крат. кред. задолжность] (ф.1) /стр. 010 [выручка] (ф.2) |
14,99 |
12,68 |
5,05 |
Анализ показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о замедлении оборачиваемости капитала ООО «Керамика». Так, если за 2008 год капитал компании сделал 2,9 оборота, то в 2010 году –1,76. В то же время наблюдается замедление оборачиваемости собственного капитала с 13,89 оборотов в 2008 году до 5,03 оборотов в 2010 году.
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
В 2007 году наблюдается увеличение отсрочек платежей, предоставляемых ООО «Керамика» своим покупателям, в результате срок погашения дебиторской задолженности поднялся с 20 дней в 2008 году до 56 дней в 2010 году.
С увеличением отсрочек платежей в 2010 году наблюдается снижение коммерческого кредита предоставляемого предприятию ООО «Керамика». Так, срок оборота кредиторской задолженности снизился с 15 дней в 2008 году до 5 дней в 2010 году. Между тем, такая ситуация может привести к возникновению штрафов и пеней за неуплату, поэтому предприятию необходимо соблюдать график платежей с целью недопущения возникновения неустоек.
Рентабельность показателей
является одним из наиболее комплексных
показателей эффективности
Рассмотрим показатели рентабельности ООО «Керамика» за 2008-2010 годы, для чего на основании данных, содержащихся в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» и форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», рассчитаем показатели рентабельности (таблица 19).
Таблица 19 - Анализ рентабельности ООО «Керамика» за 2008-2010 годы
Наименование показателя |
Расчет |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Рентабельность продаж, % |
стр.050[прибыль от продаж](ф.2) /стр. 010 [выручка](ф.2)
|
5,31 |
7,56 |
11,05 |
Рентабельность активов, % |
стр.050[прибыль от продаж](ф.2) /стр. 300 [активы](ф.2) |
15,41 |
16,29 |
19,48 |
Чистая рентабельность продаж, % |
стр.190[внеоборот. активы](ф.2) /стр. 010 [выручка](ф.2) |
2,08 |
1,82 |
2,04 |
Чистая рентабельность активов, % |
стр.190[внеоборот. активы](ф.2) / стр.300[активы](ф.2) |
6,06 |
3,93 |
3,59 |
Чистая рентабельность собственного капитала, % |
стр.190[активы](ф.2) /стр. 490 [капитал и резервы](ф.2) |
478,22 |
350,62 |
285,49 |
Динамика показателей, приведенных в таблице 19, свидетельствует о значительном росте рентабельности продаж: за анализируемый период она изменилась с 5,31 % до 11,05 %. То есть на каждую единицу реализованной продукции приходилось в 2010 году 11,05 рубля валовой прибыли от продаж и 2,04 рубля чистой прибыли компании.
Таким образом, проведенный анализ финансово-хозяйственной деятел
2.6 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности в ООО «Керамика»
Бухгалтерский учет в компании ведется в соответствии с учетной политикой (представлена в Приложении) и рабочим планом счетов (представлена в Приложении).
В бухгалтерском учете под дебито
Дебиторская задолженность является объектом бухгалтерского учета, а именно, представляет собой активы организации.
В ООО «Керамика» немалая доля дебиторской задолженности возникает в основном по покупателям и заказчикам в связи с неплатежами по договорам поставок продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а также по авансам выданным.
На основании имеющихся
у предприятия документов о
возникновении, составе и
К документам, характеризующим возникновение, состав и наличие дебиторской задолженности относятся:
- договоры с соответствующими
приложениями о выполнении
- счета-фактуры;
- акты, накладные, свидетельствующие о выполнении работ и поставке продукции;
- платежные и расчетные документы;
- другие документы, имеющие
значение для оценки
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных:
Рабочим планом счетов ООО «Керамика » для счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предусмотрены следующие субсчета:
Хозяйственные операции по образованию дебиторской задолженности представлены в таблице 20.
Таблица 20 – корреспонденция счетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Содержание хозяйственной операции |
Основание / первичные документы |
Отражено в учете | ||
Дебет |
Кредит | |||
Начислена выручка от реализации товаров, продукции |
|
62 |
90 | |
Продолжение таблицы 20 | ||||
Отнесены в доходы организации невостребованные авансы, полученные от покупателей и заказчиков (по истечении сроков исковой давности)
|
|
62 |
91 | |
Осуществлен зачет взаимных обязательств сторон по договорам купли-продажи, мены, а также по договору уступки права требования долга |
|
60 |
62 | |
От покупателей и заказчиков наличными денежными средствами получены авансы |
|
50 |
62 | |
Списана невостребованная дебиторская задолженность за счет резерва по сомнительным долгам. |
|
63 |
62 | |
Списана невостребованная дебиторская задолженность |
|
91 |
62 |
Пример:
ООО «Керамика» реализовала товар покупателю ИП «Хлынов» на сумму 64 540 рублей, в том числе НДС - 9 845рублей. Покупная стоимость товара - 37 645 рублей, издержки обращения – 11 230рублей.
Таблица 21 - отражение операций в июле в бухгалтерском учете организации
Корреспонденция счетов |
Сумма, рублей |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | ||
62 |
90-1 |
64 540 |
Отражена выручка от реализации товара |
90-3 |
68 |
9 845 |
Начислена сумма НДС |
90-2 |
41 |
37 645 |
Списана покупная стоимость реализованного товара |
90-2 |
44 |
11 230 |
Списаны издержки обращения по реализованным товарам |
90-9 |
99 |
5 820 |
Отражен финансовый результат от реализации товаров |
После этой операции сформирована
дебиторская задолженность
Кроме того дебиторская задолжность в организации образуется в следующих случаях (таблица 22):
Таблица 22 – Остальные случаи образования дебиторской задолженности
Причина возникновения |
Счет образования |
Подлежащие к возврату излишне уплаченные суммы налогов |
68 (кредит) |
Не возвращены в полном объеме подотчетные суммы |
71 (дебит) |
Не возмещен ущерб, причиненный работником имуществу организации |
73 (дебит) |
Недостачи по вине работников |
73 (дебит) |
Причитающиеся организации страховое возмещение |
76-1(дебит) |
Выставленные претензии |
76-2(дебит) |
Причитающиеся дивиденды |
76-3(дебит) |
Информация о работе Учёт дебиторской и кредиторской задолженности