Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 02:15, курсовая работа
Экономическая ситуация страны в настоящее время стала нестабильной: резко обострилась конкуренция на рынке услуг, большое число компаний становятся банкротами, растет величина просроченной дебиторской задолженности. В связи с кризисом 2008-2010 годов предприятия вынуждены искать пути управления дебиторской задолженностью таким образом, чтобы не сорвать цикл оборачиваемости, минимизировать риски невозврата долгов за отгруженные товары и оказанные услуги.
Введение
4
1 Теоретический аспект учета и анализа дебиторской задолжности
6
1.1 Теоретические основы дебиторской задолжности
6
1.2 Правовое регулирование учета дебиторской задолженности
9
1.3 Бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности
15
1.4 Международные стандарты учета дебиторской задолжности
25
1.5 Анализ дебиторской задолженности
36
2 Практика учета дебиторской задолженности в ООО «Керамика»
45
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
45
2.2 Организация бухгалтерского учета
46
2.3 Организационная структура управления ООО «Керамика»
48
2.4 Основные показатели ООО «Керамика»
52
2.5 Анализ финансового состояния ООО «Керамика»
54
2.6 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности ООО «Керамика»
67
2.7 Анализ дебиторской задолженности
72
3 Управление дебиторской задолженностью ООО «Керамика»
76
3.1 Способы управления дебиторской задолженностью
76
3.2 Уступка права требования
78
3.3 Взаимозачет обязательств
85
3.4 Создание резерва по сомнительным долгам
98
Заключение
104
Библиографический список
106
Приложение А - Бухгалтерский баланс за 2008-2010 года ООО «Керамика»
109
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках за 2008-2010 года ООО «Керамика»
122
Приложение В - Устав ООО «Керамика»
133
Приложение Г - Учетная политика ООО «Керамика»
В балансе компании ведется учет только краткосрочной задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Такая задолженность отражается по строке 240 бухгалтерского баланса (раздел II «Оборотные активы» актива баланса). Бухгалтерский баланс представлен в Приложении А.
В балансе отдельно указывается
дебиторская задолженность
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов отражается по строке 940 баланса.
2.7 Анализ дебиторской задолженности
Основной задачей данного анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств.
Анализ дебиторской
Дебиторская задолженность характеризуется ее удельным весом в общем объеме оборотных средств. Рассчитаем долю дебиторской задолженности в текущих активах, и полученные данные сведем в таблицу 23.
Таблица 23 - Доля дебиторской задолженности в текущих активах.
Анализируемый период |
Дебиторская задолженность |
Текущие активы |
Доля (%) |
2008 |
4070 |
24987 |
16,3 |
2009 |
5866 |
29740 |
19,72 |
2010 |
9755 |
35766 |
27,3 |
Дебиторская задолженность имеет значительный удельный вес в составе оборотных активов. В 2009 году доля дебиторской задолженности в текущих активах возросла по сравнению с 2008 годом и составила 19,72 % (на 3,42 %). Увеличение доли произошло за счет увеличения дебиторской задолжности покупателей. Максимальное значение доли дебиторской задолженности наблюдается в 2010 году и составляет 27,3 % активов компании.
Данные для анализа динамики дебиторской задолженности можно систематизировать в таблице 24.
Таблица 24 – Динамика дебиторской задолженности
Вид дебиторской задолженности |
Данные, тыс. руб. |
Изменения | |||||
2009 г. с 2008 г |
2010 г. с 2009 г | ||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
абсол. |
относ. |
абсол. |
относ. | |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
74 |
1453 |
2747 |
1379 |
19,64 |
1294 |
1,89 |
Изменение величины дебиторской задолженности за анализируемый период можно проследить по рисунку.
Рисунок 5 – Удельный вес дебиторской задолженности в текущих активах
Дебиторская задолженность имеет тенденцию к увеличению за рассматриваемый период. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась в 2009 году в 19,64 раза, по сравнению с предыдущим годом и составила 1 453 000 рублей. Максимальное значение задолженности наблюдается в 2010 году (2 747 000 рублей).
На величину дебиторской задолженности повлияла платежная дисциплина покупателей. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затруднили своевременность расчетов и привели к росту дебиторской задолженности.
Далее рассчитаем показатели
оборачиваемости дебиторской
Таблица 25 – Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности за период с 2008 по 2010 года
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1) Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности |
17,83 |
10,93 |
6,47 |
2) Коэффициент оборачиваемости
в днях краткосрочной |
20,19 |
32,94 |
55,67 |
Коэффициент оборачиваемости
краткосрочной дебиторской
Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности (в днях) показывает, за сколько дней в среднем осуществляется один цикл сбыта. За анализируемый период этот показатель увеличивается, что свидетельствует о снижении активности расчетов покупателей.
Рассчитаем показатели за 2008 - 2010 года на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках компании (представлен в Приложении Б), которые также используются при анализе дебиторской задолженности. Сведем полученные данные в таблицу 26.
Таблица 26 – Показатели дебиторской задолженности
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1) Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, % |
17,4 |
20,53 |
28,3 |
2) Длительность одного оборота |
27,44 |
27,89 |
44,58 |
За анализируемый период доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменялась в пределах от 17,4 % до 28,4 %. Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 2008 по 2010 год отражает увеличение оборотных средств, а, следовательно – улучшение финансового положения. Но на практике возрастание дебиторской задолженности может привести к значительным убыткам в связи с неплатежами.
Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности за период с 2008 по 2010 года увеличивается, что также расценивается не благоприятно для компании.
3 управление дебиторской задолженностью ООО «Керамика»
3.1 Способы управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью – существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач управления дебиторской задолженностью находит соответствующее отражение в организационном устройстве.
В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ООО «Керамика» необходимо:
- постоянно контролировать
состояние расчетов с
- разработать определенные
условия кредитования
- ориентироваться на большое
число покупателей, чтобы
- отслеживать соотношение
дебиторской и кредиторской
- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;
- формировать своеобразное
досье на покупателей, как
- разрабатывать эффективную
дифференцированную политику
- проводить политику
- проводить мероприятия,
в том числе с привлечением
органов власти по взысканию
просроченной дебиторской
Управление движением
дебиторской задолженности
Перед компанией стоит множество способов управления дебиторской задолженностью (таблица)
Таблица 27 – Способы управления дебиторской задолженностью
Мероприятия по управлению задолженностью |
Разъяснения |
Недостаток | |
1. Мероприятия по снижению дебиторской задолженности, направленные на потребителя |
Оповещение и личный прием должников, применение мер договорной ответственности и досудебного воздействия |
Может затянуться на долгий период времени, большое количество должников (трудоемкость) | |
2. Страхование рисков невозврата дебиторской задолженности |
Заключения договора страхования со специализированной организацией. |
Высокая стоимость услуг, вероятность отказа в страховании большей части дебиторской задолженности | |
Продолжение таблицы 27 | |||
3. Факторинг |
Комплекс услуг, который банк, выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа |
Его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. |
Основными причинами роста задолженности являются:
- низкий уровень платежей
- отсутствие (задержка) поставок товаров за уже перечисленные авансы;
Предотвратить рост дебиторской задолженности или же вовсе снизить её уровень можно следующими способами:
Рассмотрим первый способ при котором вместо того чтобы тратить время и усилия на взыскание долгов с покупателей и заказчиков, ООО «Керамика» может продать дебиторскую задолженность.
3.2 Уступка права требования.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке. Уступка требования в обязательстве другому лицу также называется цессией, переуступающий свое право – цедентом, приобретающий право – цессионарием. Таким образом, по договору цессии ООО «Керамика» передает требование, возникшее из договора поставок (продажи) продукции, другому лицу, которое обязуется оплатить оговоренную сумму.
При заключении договора цессии компании следует обратить внимание на несколько моментов:
1) форма договора уступки
требования соответствует
2) для того чтобы договор
был признан заключенным,
После заключения договора ООО «Керамика» обязана передать цессионарию все документы, удостоверяющие право требования к должникам (п. 2 ст. 385 ГК РФ), например, бухгалтерскую справку по должникам по отгруженной продукции, сведения о физических лицах – должниках с указанием фактуры покупки, периода образования задолженности и размера долга, копии договоров поставок продукции (в случае оптовой торговли).
По общему правилу для заключения договора цессии не требуется согласие должника, исключение - уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 1 СТ. 388 ГК РФ).
В бухгалтерском учете реализация имущественных прав отражается с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы». В кредит счета относится доход по сделке (в корреспонденции со счетом учета расчетов с цессионарием), а в дебет счета – сумма проданной задолженности (в корреспонденции со счетом учета расчетов с контрагентом по первоначальному договору). Бухгалтерский убыток от уступки права требования учитывается в полном объеме на дату совершения сделки. Поэтому независимо от даты уступки (до или после наступления срока платежа по первоначальному договору) на счете возникают разницы и организация обязана применить ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Информация о работе Учёт дебиторской и кредиторской задолженности