Автор: Лариса Сарамова, 10 Июня 2010 в 13:46, дипломная работа
Объект исследования - фактические затраты на рабочую силу на предприятии ЗАО «Ямалгазпром» в рамках которого проводится ознакомления.
Предмет исследования - формирование уровня и структуры затрат работодателей на рабочую силу, а также расходы на социальную защиту работников и профессиональное обучение и повышение квалификации.
Цель исследования - организация учета затрат на рабочую силу на предприятии ЗАО «Ямалгазпром».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………..… 5
1. Теоретические и методологические подходы к определении, учета затрат на рабочую силу………….…..…...... 8
1.1. Общие аспекты учета затрат на рабочую силу………………………..8
1.2. Нормативные документы, регламентирующие учет затрат труда и заработной платы…..…..12
.3. Документация по учету личного состава и организация учета затрат на рабочую силу….…...14
1.4. Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы……..…25
2. Организация учета затрат на рабочую силу на предприятии ЗАО «Ямалгазпром»………..…32
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Ямалгазпром»….........32
2.1.1. Цель и предмет деятельности общества…………………..…..32
2.2. Учет затрат на оплату труда и других видов оплат и расчет с органами социального страхования и обеспечения…………….…………34
2.2.1. Аналитический учет затрат на рабочую силу на предприятии ЗАО «Ямалгазпром»……..…………………………..44
2.2.2.Анализ учета заработной платы на предприятии и зарубежном………………………………………………………….54
2.3. Учет расходов на социальную защиту работников предприятия ЗАО «Ямалгазпром»……………………………………………………….……59
2.4. Расходы предприятия на профессиональное обучение и повышение квалификации работников ЗАО «Ямалгазпром»…………………….....66
3.КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНОЙ СТОИМОСТИ……………………………….. 3.1. Учет отклонений от нормативов затрат на рабочую силу……….…..71
3.2. Контроль за использованием фонда оплаты труда…………….……..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………84
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….90
Вывод: действующая системы оплаты по труду обладают рядом недостатков. Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективно, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть его, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать
систему оплаты.
Первый путь исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы. Среди хозяйственников укрепляется понимание, что перспектива связана с коллективными системами поощрения труда.
Применительно
к системе оплаты труда можно
выделить такие недостатки: рост оплаты
труда не связан с ростом эффективности;
действующая система не ориентирована
на сотрудничество; система оплаты не
является достаточно гибкой.
2.2.2
Анализ учета заработной платы на предприятии
и зарубежном
В условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Значительную часть расходов большинства фирм и предприятий как в России так и в США составляет заработная плата.
Значение учета затрат заработной платы состоит в том, что работодатель обязан вести отчетность, подтверждающую обязательства по начислению заработной платы и удержаний из неё.
Как правило, конечная сумма, выплачиваемая рабочим и служащим, меньше начисленной им заработной платы вследствие того, что предприниматель по существующему законодательству обязан удержать определенную часть заработка своих работников (налоги) в пользу государственных органов. Сюда относятся налоги, взимаемые по федеральному Закону о налогообложении в фонд социального страхования, федеральный подоходный налог и подоходный налог, установленный правительством штата. Определенные удержания производят также в интересах самих рабочих и служащих и нередко по их просьбе. К этой группе принадлежат удержания в пенсионный фонд, страховые взносы органам здравоохранения, профсоюзные взносы и благотворительные налоги. Вне зависимости от того, с какой целью производятся удержания из заработной платы рабочих и служащих, владелец предприятия обязан перечислить эти суммы в пользу соответствующих государственных органов, фондов или организаций.
Программа социального обеспечения в США финансируется за счет удержания налогов с рабочих, служащих, предпринимателей и лиц, занятых мелким бизнесом, т. е. работающих не по найму. Эта программа обеспечивает интересы около 90% работающего населения США.
Федеральный Закон о налогообложении в фонд социального страхования (FICA) устанавливает налог, взимаемый для финансирования социальной программы. Этим налогом облагаются как рабочие и служащие, так и предприниматели. В соответствии с действующим в США законодательством заработная плата рабочих и служащих облагается данным налогом лишь до определенного уровня, т. е. сумма, превышающая его, налогообложению не подлежит. Предприниматель обязан вносить сумму налога, равную сумме, удерживаемой с работника (это так называемый соразмерный налог). Работники-индивидуалы должны вносить всю сумму налога самостоятельно (поскольку у них нет работодателя, который вносил бы вторую половину налога). Предприниматель несет ответственность за сбор и перевод этого налога в соответствующие государственные органы. Когнгресс США, увеличивая пособия по Программе социального обеспечения в условиях инфляции, ежегодно корректирует ставку налога.
Федеральный подоходный налог (federal income tax). На федеральный подоходный налог приходится большая часть удержаний из заработной платы рабочих и служащих. Федеральный подоходный налог взимается пропорционально сумме заработной платы. Удержанный из заработной платы налог перечисляется предпринимателем в Налоговое управление. Сумма налога зависит от заработка и наличия у работника льгот по уплате того или иного налога. В соответствии с действующим законодательством все рабочие и служащие заполняют специальный бланк, где они указывают все случаи освобождений от уплаты налогов (Сертификат об освобождении рабочих и служащих от уплаты налогов). Каждый работник имеет право на освобождение от уплаты какого-либо одного взноса от своего имени и от каждого лица, находящегося на его иждивении. Налоговое управление предоставляет каждому предпринимателю специальные таблицы расчета удержаний.
Подоходный налог штата (state income tax). В большинстве штатов взимается свой подоходный налог, и порядок его удержания, как правило, тот же, что и для федерального подоходного налога.
Из заработной платы каждого работника производятся и другие удержания, например взносы для выплаты пособий по старости. По просьбе работника могут также удерживать страховой взнос или переводить определенную часть заработной платы на его счет в банке.
На каждого рабочего или служащего предприятия открывается лицевой счет, на котором фиксируют все начисления и вычеты из его заработной платы. Предприниматель несет ответственность за правильность расчета суммы удержаний из заработной платы рабочих и служащих и за своевременный перевод их соответствующим организациям.
В большинстве компаний рабочие и служащие имеют право на оплачиваемый отпуск. Например, служащий может заработать право на двухнедельный оплачиваемый отпуск за каждые пятьдесят недель работы. Таким образом, служащий получает 52-недельное жалование за пятьдесят недель работы. Теоретически стоимость двух недель отпуска должна быть распределена в виде расходов на весь год. Таким образом, оплата отпуска составляет 4% (2-недельный отпуск разделить на пятьдесят недель) заработной платы работника. Каждую отработанную неделю сотрудник зарабатывает небольшую долю (4%) своего отпускного жалования.
В обязанности каждого владельца предприятия входит ведение документации, связанной с начислением и выплатой заработной платы на каждого рабочего и служащего. Большинство компаний использует для этих целей компьютеры, но мелкие фирмы делают это вручную. Для расчета заработной платы работника немашинным способом используется лицевой счет. Эта форма разработана в соответствии с действующими требованиями к оформлению документации по начислению и выплате заработной платы. Удержанные суммы переводятся в соответствующие органы, а рабочему или служащему ежегодно предоставляют справку - расчет суммы всех удержаний. В форме лицевого счета названия большинства граф дают представление о сумме заработка (графа “Начислено всего”), о том, в какие органы, фонды или организации произведены те или иные удержания из заработной платы (графы “FICA налог”, “ Федеральный подоходный налог”, “ Страхование по временной нетрудоспособности”, “Страхование жизни” и другие). В этой форме также отражается заработная плата нарастающим итогом. Запись заработной плата нарастающим итогом позволяет предпринимателю рассчитать и произвести удержание FICA налога, который начисляется до определенного максимального уровня заработной платы, заработок свыше этого уровня налогом FICA не облагается. В конце года владелец предприятия предоставляет рабочему или служащему форму №2. Её копию предприниматель отсылает в Налоговое управление. Таким образом, Налоговое управление имеет возможность проверить, заявил ли тот или иной работник полную сумму своего заработка, полученного за работу по найму.
Налоги, удерживаются из общего заработка рабочих и служащих, должны быть внесены и предпринимателем. Существуют три основных налога, которые предприниматель должен уплатить. Это FICA налог, федеральный налог на страхование по безработице и налог на страхование по безработице, установленный правительством штата. Эти налоги относят к общефирменным (оперативным) расходам.
FICA налог. Размер налога, выплачиваемого предпринимателем, равен сумме соответствующего налога, удерживаемого из заработной платы его работников.
Федеральный налог на страхование по безработице действующий федеральный Закон о налогообложении в счет фонда страхования по безработице был принят как часть общей системы мероприятий по социальному страхованию США. Он предусматривает помощь безработным в пределах внутрифирменных программ. Такая замкнутость в пределах программы фирмы и является отличительной чертой налога FUTA по сравнению с налогом FICA и налогом в фонд помощи безработным, взимаемого правительством штата. Собранные денежные средства расходуются на выплату пособий по безработице. В противоположность FICA налогу, которым облагаются как рабочие и служащие, так и предприниматели, FUTA налог взимается только с последних. Несмотря на то что ставка налога может изменяться, в последние годы взносы на страхование по безработице равны 6,2% с первых 7 000 долларов. причитающихся каждому работнику. Если предприниматель наряду с федеральным взносом на страхование по безработице платит еще и взнос в бюджет штата, то допускается понижение ставки федерального налога. Максимально возможная скидка равна 5,4% с первых 7 000 долларов, причитающихся каждому работнику. Большинство штатов устанавливает скидку на этом максимально возможном уровне.
Налог на страхование по безработице, взимаемый в бюджет штата. В каждом штате принята программа помощи безработным, которая предусматривает выплату пособий. Суммы, удерживаемые в размере 5,4% с первых 7 000 долларов, заработанных каждым работником, формируют специальный фонд, из которого выплачивают пособия по безработице. В некоторых штатах тем предпринимателям, которые идут на увеличение численности работников на своем предприятии, ставку налога понижают.
После того как недельная заработная плата начислена, возникает обязательство по ее выплате. Способ выплаты зависит от системы той или иной фирмы. Большинство фирм использует специальный текущий счет, по которому не требуется минимального остатка. В соответствии с этой системой чек сначала выписывается на обычный текущий счет для чистых поступлений и затем депонируется на специальный текущий счет до того, как чеки будут выданы рабочим и служащим фирмы. Если используется система ваучеров (наряду со специальным текущим счетом), то подготавливается ваучер-чек на всю сумму подлежащей выплате заработной платы и делается запись в журнале выплат, произведенных наличными (регистре платежных документов - ваучере) по дебету счета “Банковский счет заработной платы” и кредиту счета “Ваучеры к оплате”.
FICA
налоги с работников и
2.3. Учет
расходов на социальную защиту работников
предприятия ЗАО «Ямалгазпром»
Заботясь о своих сотрудниках, руководство ЗАО «Ямалгазпром» уделяет особое внимание социальной защищенности, вопросам медицинского обеспечения, охране труда и стабильности жизненного уровня. Уже несколько лет ЗАО «Ямалгазпром» ведет работу по улучшению жилищных условий работников, а также переселению их семей из районов Крайнего Севера в районы с благоприятными климатическими условиями. Для работников ЗАО «Ямалгазпром» строится жилье в базовых городах средней полосы с умеренным климатом.
Предприятием заключен договор с санаторием - профилакторием «Парус» в г. Анапа на оздоровление 170 человек. Заключены также договора:
- г. Сочи - санаторий «Заря»;
- г. Тюмень - Санаторий «Тараскуль»;
- г. Белокуриха Алтайский край - санаторий «Обь» и «Белокуриха»;
- г. Пятигорск - санаторий им «Кирова»;
- г. Ессентуки - санаторий «Ставрополье»;
- г. Кисловодск - Центральный военный санаторий;
- Украина г. Трусковец - санаторий «Шахтер»;
- г. Сочи - «Рэдиссон-Лазурная».
Медицинское
обслуживание работников предприятия
по месту жительства обеспечивалось
на основании договора с муниципальной
медицинской страховой
Учет расходов на социальные нужды осуществляют в виде отчислений на социальное и обязательное медицинское страхование, страхование по безработице и от несчастных случаев. Сюда же относятся обусловленные тарифными соглашениями фактические выплаты и компенсации. Многие фирмы кроме обязательного проводят дополнительное страхование персонала и осуществляют социальные выплаты.