Учет расчетных операций на примере филиала банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Предоставление кредита является в настоящее время наиболее динамичной сферой банковского бизнеса. В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Рост располагаемых доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Уровень доходов обуславливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса.

Работа содержит 1 файл

1 глава банки.doc

— 864.50 Кб (Скачать)

Вторая группа риска - специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, формируется в размере 10% - 30% от общей суммы задолженности;

Третья группа риска - специальный резерв на покрытие возможных  убытков по активам, подверженных кредитному риску, формируется в размере 30% - 50% от общей суммы задолженности;

Четвертая группа риска - специальный резерв на покрытие возможных  убытков по активам ,подверженным кредитному риску, формируется в размере 50% - 100% от общей суммы задолженности;

Пятая группа риска - специальный  резерв на покрытие возможных убытков  по активам, подверженных кредитному риску, формируется в размере 100% от общей суммы задолженности.

Одним из основных положений  в системе аудита и снижения рисков для банка является установление пределов кредитных полномочий - кредитные лимиты. В банке кредитные лимиты устанавливаются по размеру задолженности при выдаче одного кредита или по задолженности на одного кредитополучателя. Лимит кредитования устанавливается путем утверждения общим собранием акционеров банка ограничений в праве принятия решений о выдаче кредитов.

Аудитор должен знать, что  перечень документов, представляемых клиентами в банк, а также требования к содержанию кредитного досье кредитополучателя зависят от вида кредита и приведены в соответствующих процедурах по выдаче кредита.

Проведенное исследование показывает, что банки уделяют недостаточное внимание аудиту кредитных рисков, отсутствует общая методика их оценки. В связи с чем предлагается разработать общую методику оценки кредитных рисков, позволяющую контролировать все показатели кредитной работы. То есть необходимо не только контролировать устранение недостатков, но и оценивать эффективность используемых для этого мер.

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности должны четко  понимать, что аудиторская проверка - это не стопроцентная гарантия отсутствие ошибок в отчетности. В отличии от ревизии или судебно- бухгалтерской экспертизы, аудиторская организация при проведении аудита не обязана осуществлять проверку первичных документов сплошным порядком и оценивать риски со стопроцентной гарантией. Аудиторские организации проводят оценку достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности на выборочной основе и выражают свое мнение о ее достоверности во всех существенных аспектах, а не в целом.

Также важно отметить, что при внедрении компьютерной обработки данных банками на базе современных ПЭВМ вносятся существенные изменения в организацию и методику проведения аудита. Бухгалтерский учет в условиях применения ПЭВМ является не только информационной, но и контрольной подсистемой. Её функция - обеспечить все уровни управления необходимой информацией для непрерывного аудита за различными сторонами финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта.

Аудит в условиях использования  ПЭВМ сохраняет своей целью независимую проверку отражения в учетных регистрах финансовой деятельности банка для установления и подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также соответствие действующему законодательству совершенных финансовых операций. При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии. В процессе аудита в качестве одного из основных источников информации используются машинограммы, созданные в результате обработки учетно-аналитической информации и использовании ПЭВМ. Если в машинограмме обнаружены сделанные от руки исправления, то она должна содержать дату и подпись внесшего их должностного лица, а также необходимые пояснения. Обоснованность этих исправлений нужно выяснить в ходе аудиторской проверки. В условиях применения в учете ПЭВМ значительно снижается трудоемкость проверок, так как отпадает необходимость производить арифметические проверки множества накопительных документов, учетных регистров и отчетных таблиц, составленных с помощью компьютеров в виде машинограмм. При проверке машинограмм важно выяснить правильность их оформления: наличие заголовка, подпись работника, составившего данный документ.

Таким образом, исследовав методику аудита кредитных операций можно сделать вывод, что аудит достоверности кредитных операций имеет важное значение в деятельности банка, т.к. они непосредственно влияют на финансовый результат деятельности банка и определяют его.

После того как была проведена  работа по проверке кредитных операций банка аудиторская фирма составляет независимое аудиторское заключение.

Аудиторское заключение — документ, предоставляемый широкому кругу лиц и содержащий информацию, полезную для всех, кто будет знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью субъекта хозяйствования, т. е. для пользователей отчетности и аудиторского заключения.

Законом РБ от 08.11.1994 № 3373-XII (ред. от 26.12.2007г. № 302-з) «Об аудиторской  деятельности» определено, что аудиторское  заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Определение очень емкое, но, безусловно, не называет все случаи, по которым в аудиторском заключении может быть выражено аудиторское мнение.

Общие требования к порядку  подготовки и оформления аудиторских заключений как о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и по вопросам, проверяемым в ходе выполнения специальных аудиторских заданий, установлены республиканскими правилами аудиторской деятельности. Этим требованиям аудиторы обязаны следовать не только во исполнение норм законодательства, но и исходя из того, что именно по аудиторскому заключению, многочисленные пользователи судят о качестве проведенного аудита и самом аудиторе [37, с. 29].

Аудиторское заключение может быть безусловно положительным (стандартным) либо модифицированным.

Безусловно положительное (стандартное) аудиторское заключение выдается в случаях, когда во всех существенных значениях соблюдены следующие условия:

бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица достоверно отражает его финансовое положение  и результаты финансовой и хозяйственной деятельности;

финансовая и хозяйственная  деятельность аудируемого лица осуществляются без нарушения требований законодательства;

в финансовом положении  аудируемого лица не имеется моментов, отраженных в бухгалтерской отчетности, в т. ч. в пояснительной записке к годовому отчету, на которые следует обратить внимание пользователей отчетности.

При несоблюдении любого из указанных условий аудиторское  заключение модифицируется.

Безусловно положительное  модифицированное аудиторское заключение модифицируется в случаях, когда бухгалтерская отчетность аудируемого лица достоверна во всех существенных значениях и содержит полную информацию о финансовом положении аудируемого лица, включая события, произошедшие после отчетной даты. Но вместе с тем в отчетности (например, в пояснительной записке) имеется такая информация, на которую аудиторская организация должна обратить внимание пользователей отчетности (в частности, на то, что после отчетной даты произошли события (конкретно какие), изменившие финансовое положение аудируемого лица, отраженное в отчетности по состоянию на 31 декабря проверяемого года, или что величина чистых активов аудируемого лица ниже величины его уставного фонда и т.д.).

Условно положительное  аудиторское заключение всегда носит модифицированный характер, поскольку, кроме мнения о достоверности отчетности, содержит информацию о том, что в отчетности и (или) в финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица не соответствует требованиям законодательства, либо информацию о тех данных отчетности, достоверность которых по ряду причин аудиторская организация не смогла подтвердить.

При поэтапном проведении аудита отрицательного мнения о достоверности отчетности в принципе быть не может. Аудитор на протяжении нескольких кварталов нарастающим итогом проверяет отчетность и в ходе проверки, а также в промежуточных вариантах письменной информации выдает рекомендации о том, как вести учет и что надо исправить в отчетности к следующему его приходу. Поэтому получается, что он вместе с бухгалтером работает над подготовкой годовой отчетности аудируемого лица.

Как показывает практика, отрицательные аудиторские заключения появляются после того, как годовая бухгалтерская отчетность уже предъявлена первым пользователям. В нашей стране - это налоговые инспекции. Поскольку сроки сдачи в налоговые инспекции годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ее достоверности, подлежащих аудиту, не всегда совпадают.

Отказ от выражения мнения. Такие ситуации возможны, особенно в коммерческих организациях с минимальным количеством бухгалтерских работников и частой их сменой в течение отчетного года. Если объем аудита ограничен и аудиторская организация не может собрать доказательства, подтверждающие достоверность проверяемой отчетности, она имеет право отказаться от выражения аудиторского мнения [32 ,с. 87]. Аудиторского заключения состоит из: • вводной части;

аналитической части;

итоговой части.

Вводная часть аудиторского заключения включает:

название документа  в целом;

тему аудиторской проверки;

проверяемый период;

дату начала и окончания  аудиторской проверки;

цель аудиторской проверки;

основание для аудиторской  проверки (№ и дата распоряжений, приказов);

состав аудиторской  группы (Фамилия, Имя, Отчество, должность). Аналитическая часть аудиторского заключения состоит из разделов, соответствующих программе аудиторской проверки, и предполагает отражение в ней результатов аудиторской проверки и оценки состояния аудита по вопросам, предусмотренным в общем плане аудиторской проверки, с указанием выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений законодательства, недостатков, фактов хищений, злоупотреблений и проблем в деятельности объекта аудита.

Аналитическая часть  аудиторского заключения включает также:

часть, описывающую объект и объем аудиторской проверки (перечень рассматриваемых вопросов, обоснование выборки);

описание выполнения этапов аудиторской проверки (по вопросам программы аудиторской проверки, а также с указанием дополнительно проверенных вопросов, при их наличии);

перечень предоставленных документов, на основании которых составлено аудиторское заключение (досье, выписки, переписка, протоколы, договора, объяснительные и т.д.);

указания на способ проведения аудиторской проверки (на выборочной основе либо сплошным порядком);

ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводилась аудиторская проверка;

определение наличия  по проверяемым банковским операциям  соответствующих регламентирующих нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов банка;

сведения о мерах, принятых по устранению недостатков, обнаруженных предыдущей аудиторской проверкой.

Итоговая часть аудиторского заключения содержит:

аудиторское мнение с  выводами об оценке состояния аудита и уровне рисков, принятых объектом аудита;

рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений, по усилению системы аудита и снижению рисков, принятых объектом аудита;

подписи [37, с. 30].

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем  аудиторской группы, работниками, проводившими аудиторскую проверку, и должностными лицами объекта аудита. Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с должностными лицами объекта аудита. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения. Аудиторское заключение по итогам проверки объекта аудита составляется в двух экземплярах. На первом экземпляре аудиторского заключения делается отметка о получении второго экземпляра аудиторского заключения должностным лицом объекта аудита и учиняется подпись должностного лица объекта аудита.

Аудиторское заключение по итогам проверки объекта аудита должно быть рассмотрено и подписано (безусловное подписание или подписание с возражениями) в течение одного рабочего дня со дня его представления должностному лицу объекта аудита.

По результатам аудиторской  проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства и локальных нормативных актов банка, составляется акт проверки объекта аудита. Результаты аудиторской проверки, в ходе которой не выявлено нарушений законодательства и нормативных актов банка, оформляются справкой проверки объекта аудита. В акте (справке) аудита должны быть указаны:

основание назначения проверки, дата и номер распоряжения о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лиц, составивших акт (справку) проверки;

Информация о работе Учет расчетных операций на примере филиала банка