Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа
Предоставление кредита является в настоящее время наиболее динамичной сферой банковского бизнеса. В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Рост располагаемых доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Уровень доходов обуславливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса.
планирование, контроль и анализ финансовых показателей;
создание системы вознаграждения руководства и сотрудников банка в зависимости от достигнутых результатов.
Если говорить о приоритетности автоматизации управленческих задач, то на первом месте окажется оперативное управление активами и пассивами с целью обеспечения текущей ликвидности банка, т.е. функции казначейства. И это понятно, поскольку для кредитной организации данная задача по значимости идет сразу же после подготовки обязательной внешней отчетности. Если банк в нужный момент не имеет необходимых средств для выполнения своих обязательств, то он просто не сможет нормально функционировать. Автоматизация процесса управления активами банка позволит руководству банка четко понимать, где банк тратит деньги и на чем их зарабатывает, а также прогнозировать свои траты и приобретения на будущее. Только таким образом можно минимизировать расходы, увеличивать доходы и сохранять прибыльность.
Повышение эффективности
и конкурентоспособности
Для системы автоматизации
бизнес-процессов главным
Создание баз информации в кредитном бюро предоставит дополнительные преимущества и новые возможности для развития, как банковской системы, так и экономики Республики Беларуси. Примерная схема интеграции системы «Кредитное бюро банка» в структуру банка представлена на рисунке 2.3.1.
Почти все операции по кредитованию в филиале осуществляются при использовании программных продуктов, таких как АРМ «Кредитный портфель юридических лиц», АРМ «Кредитный портфель физических лиц». Данные программные продукты не предусматривают многих сторон кредитование. В филиале для формирования кредитного досье необходимо клиенту представить документы на бумажном носителе. Ответственному исполнителю для проведения анализа кредитоспособности необходимо пересмотреть большое количество бумажных документов. А в процессе поведения аудита или по запросу контролирующих работников, необходимо извлекать информацию из разных источников, что может привести к несвоевременному ее предоставлению и зачастую неверным данным. Данные проблемы, используемые в филиале, программы не решают. В условиях инновационного развития в современном мире существует большое разнообразие информационных продуктов, которые способствуют повышению качества работы филиалов, банков, в целом банковской системы.
Рисунок 2.3.2 - Схема интеграции системы «Кредитное бюро банка» в информационную систему банка
Примечание. Источник: [62,63]
Также
помимо программного обеспечения ОАО
«Белинвестбанк» в части
Компанией «Системные технологий» разработан комплекс программ позволяющих автоматизировать весь учетный процесс, в том числе и оформление кредитов, и учет кредитных операций.
Комплексом модулей, способных в полной мере решить задачу автоматизации бизнес-процессов для эффективной работы и конкурентоспособности банковской технологии, является подсистема «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот», предназначенная для автоматизации деятельности кредитных учреждений.
Рассмотрим наиболее значимые трудности банковской технологии и решение их в данной подсистеме.
Отсутствие необходимого контроля за огромным количеством документов, участвующих в банковской технологии, приводит к росту операционного риска. При обработке документов или внесении информации из других банковских систем вручную возможно ошибки и несвоевременное предоставление информации лицам, принимающим решение. Поэтому данная подсистема легко интегрируется с другими внешними информационными системами, что значительно снижает операционные риски ошибок сотрудников, так как нет необходимости вручную переносить данные из одной системы в другую.
Хранение документов в разных местах и приложениях значительно осложняет поиск документов и не исключает их дублирование и различие. Поэтому в подсистеме в зависимости от стадии кредита все документы хранятся централизованно, с возможностью поиска и сортировки в необходимых срезах информации. Поскольку «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот» представляет собой многопользовательскую подсистему, которая может быть установлена в разных филиалах банка или во всех точках продаж кредитных продуктов, то все пользователи получают доступ к единой базе данных клиентов в соответствии с индивидуальными настройками и согласно правам доступна к данной информации.
Во
избежание проблем
Так, после утверждения кредитной заявки документ закрывается для внесения изменений. Уровни доступа построены по принципу нарастания доступных пользователю возможностей.
Подсистема «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот» является примером автоматизации банковского бизнес-процесса и обеспечивает все основные процессы комплексной работы с кредитами, включает в себя следующие функции:
Подсистема «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот» включает в себя модули «Согласование кредита», «Скоринг» и «Сопровождение кредита», которые позволяют работать одновременно с различными видами кредитов для различных категорий клиентов – автокредитование, потребительское кредитование, ипотека и т.д. Поскольку характер документооборота в рамках различных кредитных портфелей существенно различается, решение «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот» обеспечивает гибкой конфигурации документооборота в рамках отдельного кредитного продукта.
Модуль «Согласование кредита» представляет собой компонент автоматизации процесса принятия решения о выдаче кредитов банком. Основные функциональные возможности и действия модуля: менеджер клиента встречается с потенциальным кредитополучателем и заполняет карточку первичного обращения (базовые данные); менеджер клиента заполняет кредитную заявку (все необходимые данные о кредитополучателе) и присоединяет к кредитному досье отсканированные документы; система автоматически производит проверки на соответствие внесенных данных кредитной политики и спецификации с вынесением отклонений и рекомендациями; кредитная заявка проходит стадии согласования с консультантами; принимается решение о выдаче кредита; возможность вывода печатных форм и отчетов.
Модуль
«Скоринг» представляет собой систему
анкетирования, которая определяет
кредитоспособность заемщика. Скоринг
позволяет начислить потенциаль
Модуль «Сопровождение кредита» представляет собой решение, которое поддерживает жизненный цикл кредита с момента его выдачи до закрытия кредитного договора.
Данный модуль позволяет управлять выплатами по кредитам, отслеживать несоблюдение сроков платежей кредитополучателями. Он обладает функциями поддержки документооборота по всем операциям, формирует отчетные документы и договоры, обеспечивает хранение кредитного досье клиента, что значительно упрощает процесс обработки жизненного цикла кредита [36, с. 55].
Таким образом, основными преимуществами подсистемы «СТ.БАНК.ИТ. Кредитный документооборот» являются уменьшение работы с бумажными документами, минимизации времени выполнения каждой операции и сокращение операционного риска задержек в обработке, улучшение управления информацией о кредитах и клиентах, снижение операционного риска потери важной информации и несанкционированного доступа к ней, повышение прозрачности и управляемости бизнес-процессами.
В данном разделе дипломной работы было рассмотрено: как происходит начисление процентов за пользование кредитом, как отражается в учете начисление процентных доходов по кредитам коммерческих организаций, каким образом отражается в учете погашение процентов по кредитам, что происходит при несвоевременной уплате процентных доходов по кредитным договорам, как отражаются в учете просроченные процентные доходы по кредитам, а также рассмотрен вопрос отнесения просроченных процентных доходов по кредитам к безнадежной задолженности. В условиях мирового финансового кризиса, учитывая удорожание привлекаемых ресурсов и наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, что влияет на ставку по кредитам, привели к существенному снижению процентных ставок по кредитам в ОАО «Белинвестбанк»
Изучив документальное оформление и бухгалтерский учет операций Головного филиала ОАО «Белинвестбанк» по Гомельской области по предоставлению денежных средств в форме кредита физическим и юридическим лицам, и рассмотрев направления совершенствования бухгалтерского учета кредитных операций, перейдем к рассмотрению аудита данного вида операций.
3 Аудит операций банка
по предоставлению денежных
3.1 Информационное
и нормативное обеспечение
Для проведения аудита качества кредитных операций банка, аудитор должен располагать всей необходимой информацией, касающейся операций кредитного характера. Такую информацию он может взять из различных форм отчетности. Развитие банковской системы диктует повышение спроса на банковскую информацию, необходимость совершенствования форм, методов надзора и, прежде всего, их информационно-аналитического обеспечения.
Информационное обеспечение аудита - это целенаправленная работа по сбору информации, ее регистрации, передаче, обработке, хранению и использованию. При этом информация должна удовлетворять таким требованиям, как достоверность, актуальность, точность, своевременность, полнота, экономичность и целесообразность.
Современное формирование информационных потоков в банковской системе Республики Беларуси строится на основе статической отчетности, устанавливаемой Национальным банком Республики Беларусь. Информационное обеспечение процесса надзора за деятельностью банков представляет совокупность информационных ресурсов и способов их организации необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечиваемых оценку результативности деятельности банков.
Основной источник информации - данные, содержащиеся в первичных документах, циркулирующих в автоматизированной банковской системе: бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты выборочных целевых исследований, акты проверок, деловые записки и справки.
Первоначальной базой для осуществления кредитования является накопление и систематизирование информации как в целом по банку, так и в разрезе его филиалов и отделений.
Аудит кредитных операций банка предполагает проверку всех внутренних документов не только на соответствие нормативным требованиям, но и на достаточность этих документов для осуществления кредитных операций, которые осуществлялись банком исходя из балансовых данных в течение года при соответствии их его уставу. Аудит должен планироваться и проводиться так, чтобы получить достаточную уверенность в том, что кредитная документация не содержит существенных искажений.
Ответственность за надлежащую организацию внутреннего аудита в части обеспечения достоверности, и правильности отражения операций в бухгалтерском учете возлагается на главного бухгалтера. В ходе проведения проверок доходов, устанавливается правильности отражения операций в бухгалтерском учете в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь, локальными правовыми актами ОАО «Белинвестбанк» регламентирующими осуществление данных операций.
В качестве информации, используемой для проведения аудита кредитных операций рассматриваются следующие документы (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Документы и материалы, подлежащие аудиту
Перечень документов |
Документы |
Нормативные документы, регламентирующие кредитный процесс |
Положение о выдаче отдельных видов кредита; Положение о кредитном комитете банка; Положение об отделе кредитования; Должностные инструкции, утвержденная кредитная политика банка |
Утвержденные банком типовые формы и методические разработки, обязательные к использованию в кредитном процессе |
типовая форма кредитного договора (приложение); методические разработки по определению кредитоспособности для различных групп кредитополучателей; методические разработки по кредитному мониторингу |
Кредитное досье по отдельным заемщикам: - обязательные документы при выдаче кредита |
кредитная заявка (приложение ); бизнес-план; балансы и отчет о прибылях и убытках; копии договоров и контрактов в подтверждение кредитных сделок |
Материалы о кредитоспособности |
сведения, полученные от других банков; справки о доходах (приложение ) |
Финансово-экономическая информ |
бухгалтерский баланс (приложение ); отчет о прибылях и убытках (приложение ); расчеты платежеспособности кредитополучателя |
Документы по обеспечению возврата кредита |
договор поручительства (Приложение); анкета поручителя (Приложение И), документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам |
Документы бухгалтерского учета и отчетности по кредитам |
ежедневные, месячные и годовые балансы оборотов и остатков; квартальная и годовая оборотная ведомость; лицевые счета по учету задолженности, а также мемориальные ордера |
Отчетность, содержащая информацию о кредитных операциях и составе кредитного портфеля |
норматив достаточности |
Информация о работе Учет расчетных операций на примере филиала банка