Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа
Предоставление кредита является в настоящее время наиболее динамичной сферой банковского бизнеса. В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Рост располагаемых доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Уровень доходов обуславливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса.
Примечание. Источник: собственная разработка
Основанием для отражения операций в учете по отражению просроченных процентов служит мемориальный ордер, а основанием для отражения операций по погашению просроченных процентов служит платежное поручение клиента, платежное требование банка либо мемориальный ордер при частичном перечислении, а также внебалансовые ордера. Операции по начислению процентов оформляются мемориальным ордером банка, а их уплата может производиться как мемориальным ордером, либо платежным требованием банка, так и платежной инструкцией клиента на основании ведомости начисленных процентов. целях обеспечения финансовой надежности, поддержания банковской стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, минимизации рисков, возникающих в результате деятельности банков банки обязаны формировать резервы на покрытие возможных убытков.
Кредитное досье кредитополучателя хранится и используется в кредитной службе филиала до полного исполнения им обязательств перед банком по кредитному договору, а при списании задолженности по кредиту за счет специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску, по операциям, не отраженным на балансе, – до прекращения обязательств должника по основаниям, предусмотренным законодательством.
Кредитный процесс считается завершенным при полном погашении кредитополучателем суммы кредита, указанной в кредитном договоре, процентов (включая проценты за просроченную задолженность по основному долгу) и платы за пользование кредитом, а также штрафных санкций, предусмотренных условиями кредитного договора.
Работник кредитной службы учреждения банка доукомплектовывает кредитное досье кредитополучателя подлинниками кредитных договоров, договоров залога, поручительств; оформляет опись имеющихся в деле документов; оформленное в установленном порядке кредитное досье хранится в соответствии с номенклатурой дел, а также нормативными правовыми и локальными нормативными правовыми актами, регламентирующими сроки хранения документов.
Кредитная служба учреждения банка составляет распоряжение на закрытие счета по учету кредитов службе бухгалтерского учета (службе расчетов центра банковских услуг). В случае если планируется дальнейшая выдача кредитов данному клиенту, счет по учету кредитов может не закрываться и использоваться для дальнейшей работы.
Кредитный процесс считается завершенным при полном погашении кредитополучателем суммы, указанной в кредитном договоре и процентов за пользование кредитом, а также штрафных санкций, предусмотренных условиями кредитного договора.
Кредитное досье хранится в кредитном отделе в соответствии с номенклатурой дел.
Руководствуясь правилами, филиалом банка ведется подробный и полный учет всех кредитных операций, обеспечивается представление детальной, содержательной информации руководству банка, акционерам, Национальному банку Республики Беларусь, налоговым, статистическим и другим контролирующим органам. Учет всех операций, в том числе и первичный, полностью автоматизирован, ведутся электронные копии документов в информационной системе филиала, существует система защиты электронной информации.
2.3 Направления совершенствования документооборота и бухгалтерского учета операций банка по предоставлению денежных средств в форме кредита в условиях инновационного развития банковской системы Республики Беларусь
На протяжении последних пяти лет Национальным банком Республики Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, исключение норм, дублирующих другие нормативные и законодательные акты. В результате был отменен ряд рекомендаций Национального банка, касающихся порядка кредитования по счету-контокорренту и консорциального кредитования; определения уровня кредитоспособности кредитополучателей; проверок материального обеспечения задолженности по кредитам; долгосрочного кредитования инвестиционных проектов.
Другими важными изменениями относительно кредитования юридических лиц стали:
● предоставление банкам права самостоятельно определять процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;
● предоставление банкам права самостоятельно определять целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;
● возможность выдачи кредитов на текущие (расчетные) счета креди-тополучателей;
● отмена практически всех регламентаций, касающихся пролонгации кредитов;
● отмена ограничений по кредитованию предприятий, работающих с убытками;
● предоставление возможности использования упрощенной процедуры выдачи по микрокредитам и другие.
Кроме того, банкам по некоторым нормам, ранее однозначно трактовавшимся Национальным банком, разрешено самостоятельно определять приемлемые подходы. Обязательным является лишь их закрепление в локальных нормативных актах банка, регламентирующих его кредитную деятельность. [ 18, с.25]
Современный рынок банковских услуг очень динамичен, и чтобы удержать уже имеющиеся позиции, необходимо использовать новые технологии управления. Поэтому основные направления совершенствования бухгалтерского учета активных операций можно свести к созданию и внедрению в банке системы управленческого учета и бюджетирования, которая позволит оптимизировать процесс принятия управленческих решений, направленных на расширение объема и качества активных операций, и в конечном итоге на повышение доходов и прибыли, а также оценку возможных последствий данных решений [38, с. 57].
Внедрение системы управленченского учета и бюджетирования – это не только покупка или разработка программного обеспечения. Составляющими успеха такого проекта являются качественное программное обеспечение и проектирование системы, применение лучших достижений в области управленческого планирования и контроля, опыта высококвалифицированных специалистов по внедрению. В настоящее время вопрос управленческого учета учета и бюджетирования – один из самых популярных в сфере автоматизации банков. Основными причинами, объективно требующими проведения работ по внедрению современной системы управленческого учета и бюджетирования, являются: существенное расширение масштабов бизнеса и его диверсификация; необходимость оперативного получения достаточно детализированной информации о результатах деятельности банка; потребность в гибком и легко настраиваемом инструменте "сквозного" планирования и контроля.
Сфера применения формируемого посредством системы управленческого учета массива информации достаточна многогранна и включает:
процесс выработки стратегических направлений развития банка;
сравнительный анализ составляющих бизнеса банка (в разрезе направлений, подразделений, клиентских групп);
расширение и модификацию тарифного ряда, в том числе оптимизацию тарифной составляющей каждого продукта и услуги;
оценку затрат по привлечению ресурсов на различных сегментах финансового рынка;
поиск оптимального соотношения между доходностью, ликвидностью и рискованностью финансовых инструментов;
создание условий для функционирования эффективной системы управления рисками;
совершенствование системы мотивации, позволяющее с минимальными затратами формировать критерии оценки эффективности работы для каждого уровня управления – от банка в целом до конкретного работника.
Унификация информационных потоков в банке и возможность их универсального применения, достигаемые посредством единой системы управленческого учета, помимо существенного повышения качества принимаемых управленческих решений позволяет банку избавиться от необходимости сопровождения целого спектра программных продуктов и каналов получения сведений, используемых для формирования локальных база данных и различной отчетности.
Для того чтобы приступить к построению модели бюджетирования, необходимо изначально детально проработать те основные направления, по которым банк хочет получить срезы информации по факту исполнения бюджета и анализу показателей финансового плана. Каждый банк стремится придти к постановке управленческого учета с наименьшими затратами, без ведения вспомогательного учета в отдельных регистрах. Такое решение возможно, если автоматизированные системы, обслуживающие бизнес банка, изначально поддерживают основные требования к управленческой информации и позволяют настроить финансовую структуру и обеспечить ведение управленческого учета.
Внедрение управленческого
учета имеет следующие
создается механизм раннего оповещения о проблемах в области организации, эффективности работы, ценообразования и продаж. У банка появляется возможность понять, кто, что и в каком объеме приносит доходы, а в конечном итоге прибыль или убыток;
возникает система поддержки принятия управленческих решений. Внедрение управленческого учета позволяет руководству получить отсутствовавшую ранее объективную информацию по многим вопросам развития бизнеса. Соответственно процесс принятия решений существенно ускоряется, а их качество значительно повышается;
закладывается необходимая
основа для создания качественн
cовершенствуется система премирования сотрудников. Внедрение управленческого учета дает возможность измерить вклад того или иного подразделения в работу банка. Соответственно, более справедливой и эффективной с точки зрения мотивации становится система премирования, базовым элементом которой является выполнение подразделением, в котором работает сотрудник, плана по прибыли или других контрольных показателей.
Особая роль при внедрении систем автоматизации управленческого учета и бюджетирования отводится консалтингу, поскольку от согласованности методологической и информационной составляющих проекта напрямую зависит результативность решения.
Во-первых, консультанты, обладая знаниями о практических методиках в банках, способны гораздо быстрее и корректнее формализовать требования методологии к функциональности и настройкам системы автоматизации управленческого учета.
Во-вторых, в проектах постановки бюджетирования в банках консультанты готовы достаточно оперативно и аргументировано ответить на принципиальный вопрос: способна ли существующая система за счет мер по ее совершенствованию должным образом быть адаптирована под новые требования банка или требуется внедрение абсолютно новых подходов.
В-третьих, консультанты обеспечивают увязку существующего бухгалтерского учета банка с методикой бюджетирования. В банке внедряются система кодирования объектов учета - лицевых счетов, проводок, карточек аналитического учета и т.д.
И, наконец, консультанты
разрабатывают пакет
Согласно Инструкции о порядке нумерации счетов аналитического учета, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2005г. № 87, номер лицевого счета состоит из 13 разрядов, первые 4 из которых — это балансовый счет согласно Плану счетов, 5-12 разряды - номер индивидуального счета, который определяется банком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством, и 13 разряд -контрольный ключ, рассчитываемый по определенной методике .
Учитывая вышеизложенное, в целях получения качественно новой управленческой информации, рекомендуется каждому банку самостоятельно разрабатывать Рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждая его в составе учетной политики ежегодно. В схему лицевых счетов по балансовым счетам должны включаться только постоянные признаки, которые не изменяются.
Ведение финансовой структуры и построение на ее основе управленческого и финансового учета полностью или частично возможно в каждом банке. Ее внедрение на качественно новом уровне поможет решить такие задачи, как:
- ведение бухгалтерского
учета и получение отчетов
по международным стандартам, предоставление
их внешним (акционеры,
управление активами и пассивами, управление рисками;
оценка прибыльности подразделений, банковских продуктов и клиентов;
выявление источников доходов и расходов, контроль накладных расходов и капитальных вложений;
делегирование ответственности за финансовые результаты менеджерам среднего и высшего звена;
Информация о работе Учет расчетных операций на примере филиала банка