Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С
ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ ………………………… 7
Сущность дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов
и исковой давности ...…………………………………………………. 7
Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками ………………………………………………………….10
2. УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТК «БТС»………………………………….. 17
Краткая экономическая характеристика ООО «Торговая
компания «БТС» ……………………………………………………….17
Первичный учет ………………………………………………………...19
Синтетический и аналитический учет ………………………………... 40
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ………………. 44
3. АУДИТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………………….. 37
Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с
поставщиками и подрядчиками….……………………………………... 37
Методика проведения аудита …………………………………………. 41
Оформления результатов аудита …………..…………………………... 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, Ф.№1…………………... 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ, Ф.№2 ………… 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДОГОВОР НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ………………85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СЧЕТ-ФАКТУРА ………………………………………88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ…………………………….. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 СЧЕТ……………………………………………………..90
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 КНИГА ПРОДАЖ …………………………………..91
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 КНИГА ПОКУПОК…………………………………….92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 СЧЕТ……………………………………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 СЧЕТ-ФАКТУРА ………………………………………94
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 АКТ № 070/08 ОТ 18.01.2008г….………………….…..95
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР…………………96
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ДОВЕРЕННОСТЬ ...................................................…...97
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ …...................................98
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №20 ОТ 20.10.2008г…99
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 СЧЕТ – ФАКТУРА № 758 ОТ 01.10.2008г………….100
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ № 758 ОТ 01.10.2008г… 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 ГЛАВНАЯ КНИГА ……………………………………102
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 ПРАГРАММА ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОСТОВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ ………………………………103
ПРИЛОЖЕНИЕ 20 ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА Ф№3……. 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 21ОТЧЕТ О ДВИЖ. ДЕНЕЖ. СРЕД-В Ф №4…………… 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 22 ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 23 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА…………………………….. 107
-выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Задача аудитора состоит:
-в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
-в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
-в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации.
Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:
-приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;
-оплата услуг оказанных другими организациями;
-оказание услуг сторонним организациям.
Основными задачами при аудите и ревизии расчетов с поставщиками и покупателями являются:
-установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
-проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
-установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
-проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
-проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
-проверка правильности и обоснованности списания задолженности.
Источниками информации для проведения аудита расчетов поставщиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторам являются:
-регистр синтетического учета и отчетность: бухгалтерский баланс, главная книга.
-регистры синтетического и аналитического учета расчетов.
Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, также как и любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.
Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам предприятия (правомерность отнесения расходов на те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др.
Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы.
Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.
Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля.
Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне.
С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.
Они поставляют своей головной организации, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации.
Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность.
Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.
Методика проведения аудита
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» (6). Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
-предварительное планирование;
-изучение системы бухгалтерского учета;
-оценка системы внутреннего контроля;
-установление уровня существенности;
-построение аудиторской выборки;
-подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета.
Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в и аудиторский риск» (6).
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями (приложение 19), операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
-заключены ли договора поставки продукции;
-реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
-правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60;
-соответствие записей аналитического учета по счетам 60 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства» (6), для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
Информация о работе Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности предприятия