Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики проведения анализа МПЗ на примере государственного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной кардиологический диспансер».
Задачей данной курсовой работы является:
- рассмотрение системы учета МПЗ в бюджетных организациях, контроля за сохранностью и использованием МПЗ;
- проведение анализа обеспеченности, эффективности использования и движения МПЗ в ГУЗ «ЛОКД».
Введение
1. Система учета материальных запасов в бюджетных организациях
2. Контроль за сохранностью и использованием материалов
3. Информационная и методическая база анализа материальных запасов
4. Краткая характеристика учреждения ГУЗ «ЛОКД»
5. Анализ МПЗ в ГУЗ «ЛОКД»
5.1 Анализ обеспеченности учреждения материальными запасами
5.2 Анализ эффективности использования материальных запасов
5.3 Анализ движения материальных запасов и изменения их остатков
Заключение
Список используемой литературы
В первую очередь такой анализ целесообразно проводить по продуктам питания, так как от своевременности их поставки зависит степень соблюдения установленного Министерством здравоохранения среднесуточного набора продуктов в зависимости от профиля заболевания. Анализируя обеспеченность учреждения материалами, необходимо принимать во внимание также ее зависимость от финансирования расходов.
При определении потребности в первую очередь учитывается сумма денежных средств, выделяемая на приобретение материалов. Но кроме получаемых ассигнований, текущая потребность ГУЗ «ЛОКД» в материальных ресурсах может быть удовлетворена к результате безвозмездного получения от других учреждений или в порядке благотворительной помощи, выявления излишков, обнаруженных при инвентаризации или проверке остатков, оприходовании материалов, и др.
5.2 Анализ эффективности использования МПЗ
В условиях недостаточной обеспеченности ГУЗ «ЛОКД» источниками финансирования, необходимыми для удовлетворения потребностей в материальных ресурсах, важнейшим направлением повышения эффективности деятельности организации является - экономное расходование материалов.
Экономия материальных ресурсов имеет первостепенное значение для отраслей материального производства. В то же время не теряет она свое значение и для бюджетных учреждений, где выражается в соблюдении установленных норм расхода отдельных видов материалов при выполнении конкретных работ. В связи с этим в процессе анализа для оценки уровня использования материальных ценностей фактический их расход сравнивается с нормативным. Результат выражается в экономии или перерасходе отдельных видов материальных ресурсов. При этом следует учитывать, что не всякая экономия заслуживает положительной оценки. Особое значение имеет не экономия вообще, а какими средствами она достигнута. Например, экономия в расходах на #медикаменты, если она вызвана ухудшением лечения больных, должна рассматриваться как самое отрицательное явление. Экономия, полученная в результате более экономного расходования материалов, топлива, инструментов и т.п., заслуживает всякого поощрения. Поэтому именно возможность получения такой экономии и должна выявляться в процессе анализа эффективности использования материальных ресурсов.
В ГУЗ «ЛОКД», как и в других бюджетных организациях, в настоящее время нормы расходов устанавливаются не по всем группам материалов.
Величина их расхода прежде всего зависит от обеспеченности учреждения соответствующими видами ценностей, потребности в них, а также возможности получения экономии.
Но в то же время по ряду групп материалов плановые нормы утверждены и подлежат соблюдению. К таким материалам относятся продукты питания, медикаменты, спирт, перевязочные средства, топливо и ГСМ, а также некоторые виды хозяйственны материалов (стиральный порошок, мыло и т.д.).
В зависимости от вида материальных ценностей нормативный расход может быть как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По большинству материалов (спирт, перевязочные средства, топливо и ГСМ, строительные и хозяйственные материалы) в процессе анализа эффективности их использования целесообразно проводить сравнение фактического расхода с натуральными нормами. При этом необходимо иметь в виду, что эти нормы не должны быть статичными. При их расчете и утверждении должны учитываться складывающиеся тенденции потребления соответствующих материалов, возможности сокращения их расхода в связи с применением новых методик и технологий работы. Для разработки прогрессивных норм, прежде всего, необходимо проанализировать динамику фактического удельного расхода на протяжении ряда лет, а затем на основе выявленных тенденций и выясненных причин этих изменений установить оптимальную величину нормы с учетом обеспечения возможности получения экономии расходов без ущерба качеству оказываемых услуг.
Методику разработки прогрессивных норм расхода приведем на примере анализа расхода стирального порошка в прачечной ГУЗ «ЛОКД».
Прежде всего, на основании ведомостей на выдачу материалов (стирального порошка) на нужды учреждения за каждый месяц по соответствующим больницам рассчитаем среднемесячные показатели количества постиранного белья, расхода стирального порошка на весь объем работы и удельного расхода порошка на 1 кг постиранного белья за 2004 - 2006 гг. Далее определим среднегодовые показатели удельного расхода в целом по ГУЗ «ЛОКД» за каждый год, в целом за 3 года (табл. 11).
Таблица 11. Анализ динамики фактического удельного расхода стирального порошка
Показатели | 2005г. | 2006г. | Изменение 2006г./2005г. | |
абсолютное | % | |||
Количество белья | 1106 | 1143 | 37 | 1,03 |
Расход порошка | 34,0 | 30,0 | -4 | -0,88 |
Удельный расход | 30,7 | 26,2 | -4,5 | -0,85 |
Для определения прогресивных норм расхода необходимо учесть наблюдаемую тенденцию ежегодного сокращения удельного расхода порошка. В связи с этим необходимо основное внимание уделить сложившейся величине удельного расхода за последний год в среднем на уровне 26,2 г, что явилось следствием улучшения качества применяемого стирального порошка, целесообразно установить плановую норму расхода порошка на 2007 г. на уровне 26,0 г на 1 кг поставного белья.
Для проверки соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ необходимо сопоставить данные о фактическом расходе бензина на основании путевых листов с установленными нормами его расхода на 100 км пробега (а по маслу - на 10 л расхода бензина), дифференцированными в зависимости от марки автомобиля с учетом времени года (зимние и летние нормы). Установленные случаи перерасхода подлежат тщательному анализу. После выяснения их причин следует разработка мероприятий по их устранению (принятие мер ответственности к виновным лицам, усиление системы контроля за расходованием ГСМ и т.п.).
Для получения объективных результатов в процессе анализа соблюдения норм питания, прежде всего, необходимо проверить сооответствие количества питающихся по данным меню-раскладок данным оперативного учета контингента больных (по журналам постов отделений), достоверность требований на выдачу продуктов фактической передаче продуктов питания со склада в пищеблок, а также отсутствие случаев питания работников учреждения за счет контингента больных. Затем на основании уточненных данных дается характеристика соблюдения натуральных норм питания с целью оценки расходов с точки зрения соблюдения установленного набора продуктов.
Нарушения натуральных норм выявляются в результате сопоставления фактического расхода с потребностью в каждом виде продуктов питания на фактически выполненный объем работ (количество койко-дней) при условии соблюдения установленной нормы расхода (табл. 12).
Таблица 12. Анализ соблюдения натуральных норм расхода продуктов питания по отделениям (количество койко-дней — 65 794)
Наименование продукта | Норма на 1 койко-день,г | Расход по норме , г | Фактический расход,г | Отклонение фактического расхода от норм расхода | |
Абсолютное, г | % | ||||
Хлеб ржаной | 175 | 11500 | 9750 | -1750 | -0,84 |
Хлеб белый | 175 | 11500 | 13500 | 2000 | 1,17 |
Мясо разное | 150 | 9800 | 6500 | -3300 | -0,66 |
Рыба свежая | 70 | 4600 | 3000 | -1600 | -0,65 |
Масло сливочное | 40 | 2600 | 2585 | -15 | -0,99 |
Масло растительное | 20 | 1300 | 600 | -700 | -0,46 |
Молоко | 300 | 19700 | 19200 | -500 | -0,97 |
Сметана | 20 | 1300 | 1300 | - | - |
Творог | 70 | 4600 | 4120 | -480 | -0,89 |
Яйцо | 1 | 65000 | 41100 | -23900 | -0,63 |
Мука пшеничная | 15 | 980 | 900 | -80 | -0,91 |
Крупа, макароны | 100 | 6500 | 5980 | -520 | -0,92 |
Сахар | 60 | 3900 | 3800 | -100 | -0,97 |
Фрукты сухие | 20 | 1300 | 1100 | -200 | -0,84 |
Фрукты свежие | 100 | 6500 | 2200 | -4300 | -0,33 |
Картофель | 400 | 26000 | 22500 | -3500 | -0,86 |
Овощи | 400 | 26000 | 17000 | -9000 | -0,65 |
Сок | 100 | 6500 | 750 | -5750 | -0,11 |
Кефир | 200 | 15100 | 11600 | -3500 | -0,76 |
Анализ данных ведомостей расхода продуктов, составленных по ГУЗ «ЛОКД», показывает, что по всем отделениям фактически утвержденные натуральные нормы полностью не соблюдаются.
5.3 Анализ движения материальных ценностей и изменения их остатков
В процессе изучения материальных ресурсов особое внимание уделяется анализу их движения. Такой анализ позволяет выявить полноту расходования материальных ценностей по назначению и изменение их остатков.
При анализе, прежде всего, целесообразно дать общую характеристику движения материалов: увеличение или уменьшение остатков, сопоставление сумм остатков с израсходованными на нужды учреждения суммами за год и по другим показателям планового отчета о движении МПЗ.
Таблица 13. Анализ изменения остатков материальных ценностей
Виды материалов | Израсходовано за год | Остатки материалов | Изменение | ||
начало | конец | абсолютное | в % | ||
Всего материалов В том числе: | 321834,1 | 18415,0 | 19565,6 | 1150,6 | 1,2 |
Продукты питания | 73146,7 | 4467,4 | 4539,0 | +71,6 | +1,6 |
Медикаменты и перев.средства | 173704,7 | 4054,3 | 6781,0 | +2726,7 | +67,3 |
Топливо и ГСМ | 41958,6 | 6240,0 | 3780,4 | -2459,6 | -39,4 |
Запасные части | 2984,9 | 852,3 | 1098,0 | +245,7 | +28,8 |
Хозяйственные материалы | 30039,2 | 2801,0 | 6787,2 | +3966,2 | +141,6 |
Всего лишь на 1,6 % возросли остатки продуктов питания. Такое изменение вполне обоснован ,значительный рост остатков по этой группе материалов не допускается в связи с необходимостью соблюдения сроков годности продуктов питания. Остатки же топлива и ГСМ на конец 2006 сократились на 1,6 %.
Остатки материалов могут увеличиваться за счет финансирования из бюджета, внебюджетных средств, безвозмездного поступления, излишков, обнаруженных при снятии остатков, МБП, материалов, неправильно учитываемых на этих счетах.
Заключение
Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией.
Главным условием функционирования бюджетных учреждений является их полное обеспечение материальными ресурсами и рациональное их использование.
В условиях экономического кризиса и под влиянием инфляционных процессов, в связи с нехваткой бюджетных средств перед большинством бюджетных учреждений стоит задача, связанная с обеспечением их материальными ресурсами, необходимыми для нормальной деятельности учреждения.
На примере государственного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной кардиологический диспансер» был рассмотрен анализ материальных ценностей, используемых в учреждении. Как они должны ограничивается целесообразностью, рациональностью их распределения и использование без ущерба качества лечения больных.
При анализе использования материальных ресурсов и изысканий внутренних резервов их экономии необходимо отслеживать обоснованность заявок на приобретение материальных ценностей, нужно искать внутренние резервы повышения эффективности использования материальных ценностей и разрабатывать мероприятия по их внедрению.
Особое значение имеет достоверность отчетности- наиболее насыщенного информацией источника.
На основе проведенного анализа можно сделать выводы:
- произошло увеличение уровня материалопотребления по продуктам питания, что является положительным моментом в деятельности организации, т.к. это свидетельствует об улучшении уровня обслуживания, в то же время нужно следить за нормами и сроками годности;
- в связи с ростом расходования топлива, нужен строгий контроль за соблюдением норм бензина, ограничением выездов с целью максимально эффективного использования выделенных средств, изыскание внутренних резервов экономии;
- явление снижения уровня материалопотребления по медикаментам подлежит тщательному обсуждению и регулированию с привлечением к анализу компетентных специалистов- врачей, которые должны объективно оценивать последствия такого сокращения денежных норм и расходов на медикаменты и внести необходимые коррективы при расчете на предстоящие периоды;
Информация о работе Учет и анализ материальных затрат на примере бюджетной организации