Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики проведения анализа МПЗ на примере государственного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной кардиологический диспансер».
Задачей данной курсовой работы является:
- рассмотрение системы учета МПЗ в бюджетных организациях, контроля за сохранностью и использованием МПЗ;
- проведение анализа обеспеченности, эффективности использования и движения МПЗ в ГУЗ «ЛОКД».
Введение
1. Система учета материальных запасов в бюджетных организациях
2. Контроль за сохранностью и использованием материалов
3. Информационная и методическая база анализа материальных запасов
4. Краткая характеристика учреждения ГУЗ «ЛОКД»
5. Анализ МПЗ в ГУЗ «ЛОКД»
5.1 Анализ обеспеченности учреждения материальными запасами
5.2 Анализ эффективности использования материальных запасов
5.3 Анализ движения материальных запасов и изменения их остатков
Заключение
Список используемой литературы
В 2006 г. расходы материалов на нужды учреждения в ГУЗ «ЛОКД» по сравнению с 2005 г. возросли на 2851,9 тыс.руб., то есть на 1,1 % и составили 318849,1 тыс.руб. Уровень материалопотребления увеличился на 22,4 % и достиг 587,8 тыс.руб. в расчете на одну койку. В целом это является свидетельством укрепления больничной сети, расширения возможности улучшения качества медицинского обслуживания населения, более полного удовлетворения потребностей обслуживаемого контингента в предоставляемых услугах. Но в то же время расчет частных показателей подтверждает необходимость более детального анализа изменения материалопотребления и расходов материалов в отдельности по каждому виду материальных ресурсов.
На 29,6 % возрос уровень материалопотребления продуктов питания (составил 174,2 тыс.руб. на одну койку), что объясняется более полным соблюдением в 2006 г. по сравнению с 2005г.натуральных норм расхода продуктов и, соответственно, увеличение денежных норм расхода на питание больных в стационаре. Это свидетельствует об улучшении условий содержания больных, содействующих повышению качества лечения. Следует отметить, что увеличение материалопотребления по продуктам питания, являются положительным моментом в деятельности ГУЗ «ЛОКД» обеспечивающим улучшение уровня обслуживания.
Кроме этого, в 2006 г. отмечается также увеличение расходов по топливу и горючесмазочным материалам.
Такая тенденция вызывает необходимость более строгого контроля за расходованием топлива, соблюдением установленных норм расхода бензина, целесообразностью и необходимостью организации выездов с целью максимально эффективного использования выделенных средств, изыскания внутренних резервов экономии топлива и ГСМ.
Проведенный анализ изменения обеспеченности ГУЗ «ЛОКД» материальными ресурсами в то же время показал, что наряду с общим ростом уровня материалопотребления и увеличением потребления отдельных видов материалов по ряду групп материальных ценностей отмечено снижение уровня потребления.
Прежде всего как отрицательное явление следует отметить сокращение уровня материалопотребления по медикаментам и перевязочным материалам на 32,3 тыс.руб. в расчете на одну койку, то есть на 7,2 %. Это обусловлено, прежде всего, уменьшением денежных норм расходов на медикаменты в связи с пересмотром перечня лекарственных препаратов, заменой дорогостоящих лекарств более дешевыми аналогичного воздействия, полагая приобретение ряда необходимых препаратов самими больными за счет собственных средств. С одной стороны, здесь прослеживается попытка оптимизации норм расходов, но с другой - это отражается на качестве лечения и не содействует его улучшению. А ведь приобретению и, соответственно, уровню материалопотребления именно по этой группе материальных ценностей в ГУЗ «ЛОКД» должно обращаться особое внимание как одному из основных факторов эффективности, результативности оказываемых услуг.
Кроме этого, значительное сокращение расходов в 2006 г.(на 20,3 %) наблюдается по хозяйственным материалам и канцелярским принадлежностям в связи с более экономным расходованием канцелярии.
По причине уменьшения количества 2006 г. текущих ремонтов машин и оборудования произошло также сокращение расхода по запасным частям .
Проведенный анализ изменения уровня материалопотребления в ГУЗ «ЛОКД» дает лишь общую характеристику обеспеченности организации материальными ресурсами. Для более детальной оценки и принятия правильных решений по выявленным отклонениям с целью закрепления положительных тенденций и устранения негативных моментов необходимым этапом анализа является характеристика материалопотребления по ряду материальных ценностей в разрезе их непосредственных потребителей отделений .
При определении уровня материалопотребления по продуктам питания и медикаментам в качестве производственных показателей целесообразно брать не среднегодовое количество коек, а количество койко-дней, так как расход по этим группам материалов напрямую зависит от объема работы учреждения.
Осуществляя анализ в разрезе отдельных учреждений ГУЗ «ЛОКД», уровень материалопотребления следует определять по каждой группе ценностей, а при оценке степени обеспеченности учреждения материалами в разрезе отделений. Источниками информации для анализа в этом случае служат данные аналитического учета — итоги оборотных ведомостей по соответствующим субсчетам в разрезе материально ответственных лиц, а также данные о среднегодовом количестве коек и койко-дней по каждому учреждению и отделению.
Характеристика изменения уровня материалопотребления в разрезе отделений ГУЗ «ЛОКД» представлена в табл.8.
Как видно из таблицы расчет уровня материалопотребления в разрезе отделений подтверждает наличие как положительных, так и отрицательных отклонений в динамике этого показателя ж одному и тому же виду материальных ценностей.
Как отмечалось выше, уровень потребления по медикаментам уменьшился в целом по ГУЗ «ЛОКД» на 26 %. Такое уменьшение произошло по ряду причин, отмеченных ранее при оценке уровня материалопотребления в целом по ГУЗ «ЛОКД». Это, несомненно, отрицательное явление, подлежит тщательному обсуждению и регулированию с привлечением к анализу компетентных специалистов - врачей, которые должны объективно оценить последствия такого сокращения денежных норм и расходов на медикаменты и внести необходимые коррективы при их расчете на предстоящие период. Очевидно, что изменение уровня материалопотребления оказывает прямое воздействие на рост либо сокращение расходов учреждения на материалы.
В то же время на изменение величины расходов оказывает влияние еще и такой фактор, как изменение объема услуг или состояния сети.
Таблица 8. Характеристика изменения уровня материалопотребления в разрезе отделений
Показатели | 2005 г. | 2006г. | Отклонение | |
абсолютное | % | |||
1-ое кардиологическое отделение |
| |||
1.Среднегодовое количество коек, шт. 2.Количество койко/ дней 3. Фактический расход за год, тыс.руб. 4.Уровень материалопотребления, тыс.руб. на 1 койко/ день |
197
49383
92533,4
1,87 |
200
48667
86852,3
1,78 |
3
-716
-5681,1
-0,09 |
1,02
-0,98
-0,93
-0,95 |
2-ое кардиологическое отделение | ||||
1.Среднегодовое количество коек, шт. 2.Количество койко/ дней 3. Фактический расход за год, тыс.руб. 4.Уровень материалопотребления, тыс.руб. на 1 койко/ день |
138
20679
66270,1
3,2 |
140
21201
64335,03
3,03 |
2
522
-1935,07
-0,17 |
1,01
1,02
-0,97
-0,94 |
3-е кардиологическое отделение | ||||
1.Среднегодовое количество коек, шт. 2.Количество койко/ дней 3. Фактический расход за год, тыс.руб. 4.Уровень материалопотребления, тыс.руб. на 1 койко/ день |
80
16665
26263,3
1,57 |
80
14293
22517,27
1,35 |
-
-2372
-3746,03
-0,22 |
-
-0,85
-0,85
-0,85 |
Обеспечение ГУЗ «ЛОКД» материальными ресурсами осуществляется через систему материально-технического снабжения по заявкам отделений. Оценка выполнения плана снабжения по объему и составу материальных ресурсов является дальнейшим продолжением изучения обеспеченности учреждения материалами. С этой целью по данным учета сопоставляют фактический объем поступивших в ГУЗ «ЛОКД» материальных ценностей с потребностью в них прежде всего в разрезе учетных групп (табл.9)
Таблица 9. Анализ выполнения плана снабжения
Наименование | По плану, тыс. руб. | Фактически, тыс. руб. | Отклонение (+, -) | |
тыс. руб. | в% | |||
Продукты питания
Медикаменты и перевязочные материалы
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности
Топливо, ГСМ
Запасные части |
70000,0
180500,0
37 020,0
40 000,0
750,0 |
73 758,4
174825,1
35 429,7
41 238,0
638,6 |
+3 758,4
-5 674,9
-1 590,3
+ 1 238,0
+888,6 |
+5,4
-3,1
-4,3
+3,1
+32,3 |
Всего | 265270,0 | 325889,8 | 60619,8 | 1,3 |
Анализ выполнения плана снабжения показывает, что в ГУЗ«ЛОКД» отмечается нерациональность размещения средств на приобретение материальных ценностей. В то время как по двум группам (медикаментам и перевязочным средствам, хозяйственным материалам и канцелярским принадлежностям) организации недопоставлено ценностей на общую сумму 7 265,2 тыс. руб., по остальным же их видам приобретение превысило потребности на 5885,0 тыс. руб. В связи с наличием отклонений фактических данных от плановых в дальнейшем необходимо проанализировать обоснованность поданных заявок, целесообразность приобретения отдельных материальных ресурсов сверх потребности по одним группам и причины недопоставок их по другим. Недопоставки могут зависеть от невыполнения поставщиками договорных обязательств, отсутствия надлежащего контроля за соблюдением условий договоров, а также в связи с несвоевременностью их заключения. Основная же причина недостаточного обеспечения ГУЗ «ЛОКД» отдельными материалами — сокращение выделяемых фондов по сравнению с заявками на эти ценности при одновременном увеличении денежных средств, направляемых на приобретение других видов материалов.
Кроме того, при оценке выполнения плана снабжения целесообразно проанализировать поступление материалов по ассортименту и срокам поставки. Сопоставляя фактическое поступление важнейших их видов в натуральном выражении с потребностью, можно выявить факты приобретения одних материальных ресурсов в размерах, превышающих потребность, и недостаточную обеспеченность учреждения другими. Для примера проведем анализ обеспеченности медикаментами по наименованиям в натуральном выражении (табл. 10).
Анализ показывает, что наряду с превышением потребности в большинстве препаратов над их фактическим наличием в отделении по ряду медикаментов наблюдается обратное. В связи с этим при выполнении заявок необходимо обращать внимание на первоочередное приобретение недостающих лекарственных средств с дифференциацией их по степени необходимости.
Оценку своевременности обеспечения учреждения материальными ценностями осуществляют путем сопоставления данных о потребности в отдельных видах ресурсов с фактическим их поступлением в натуральном выражении
в разрезе кварталов, месяцев и других периодов в зависимости от характера потребляемых материалов.
Таблица 10. Анализ обеспеченности медикаментами в разрезе наименований (по состоянию на 01.01.2006 г.)
Наименование | Потребность,шт | Фактическое наличие, шт | Отклонение, шт | Отклонение, % |
Ампицилина тригидрат 0,25 г | 185 | 144 | -41 | -22,2 |
Анальгин 0,5 г | 310 | 257 | -53 | -17,1 |
Аскофен 0,5 г | 130 | 130 | - | - |
Ацетилсалициловая кислота 0,5 г | 230 | 215 | -15 | -6,5 |
Валидол 0,06 г | 75 | 96 | +21 | +28,0 |
Димедрол 0,05 г | 55 | 63 | +8 | +14,5 |
Нитроглицерин 0,5 г | 105 | 102 | -3 | -2,9 |
Но-шпа 0,04 г | 200 | 178 | -22 | -11,0 |
Раствор йода, бут. | 25 | 22 | -3 | -12 |
Стрептоцид 0,5 г | 75 | 62 | -13 | -17,3 |
Фталазол 0,5 г | 60 | 75 | +15 | +25,0 |
Фурадонин 0,05 г | 45 | 50 | +5 | +11,1 |
Цитрамон 0,5 г | 185 | 163 | -22 | -11,9 |
Экстрат валерианы 0,02 г | 120 | 200 | +80 | +66,7 |
Информация о работе Учет и анализ материальных затрат на примере бюджетной организации