Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:43, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях рыночной экономики перед организацией встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Содержание

Введение 6
1 Эксплуатационные расходы железной дороги 8
1.1 Затраты организации, их сущность и состав 8
1.2 Методы учёта затрат 14
1.3 Задачи учёта и анализа эксплуатационных расходов 16
1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика локомотивного депо
Гомель 16
2 Организация учёта эксплуатационных расходов 16
2.1 Особенности транспортного производства, влияющие на учёт 16
2.2 Организация аналитического учёта эксплуатационных расходов 16
2.3 Организация синтетического учёта эксплуатационных расходов 16
2.4 Совершенствование учёта эксплуатационных расходов локомотивном
депо Гомель 16
3 Эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель 16
3.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов 16
3.2 Факторный анализ эксплуатационных расходов 16
3.3 Основные направления снижения эксплуатационных расходов 16
Заключение 16
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

новое1.doc

— 1.10 Мб (Скачать)
 

    Из  таблицы 3.8, видно, что наибольший удельный вес принадлежит зависящим расходам как в 2004 году, так и в 2005 году и составляет 75,5% и 67,4% соответственно. В 2005 году произошло уменьшение доли зависящих расходов по сравнению с 2004 годом на 8,1%.

     Структура эксплуатационных расходов по отношению к объему перевозок за 2004 – 2005гг. представлена на рисунке 3.5.

   

    Проведенный анализ показал, что эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились на 1948 млн. руб. (4,1%), увеличение расходов произошло по тепловозной тяге на 1746 млн. руб. (4,7%), по дизельной тяге на 196 млн. руб. (2%), по паровозной тяге на 6 млн. руб. (4,2%). Также возросли расходы, основные общие для всех отраслей хозяйства железных дорог на 665 млн. руб.(10,1%) и общехозяйственные расходы на 333 млн. руб. (7,8%).

    Основной  причиной увеличения эксплуатационных расходов является рост цен на топливо (деятельность депо топливноёмкая), материалы, увеличение среднемесячной заработной платы. 

     3.2 Факторный анализ  эксплуатационных расходов

 

    Для определения резервов снижения себестоимости  большое значение имеют экономический  анализ эксплуатационных расходов и  оценка влияния различных факторов на этот показатель.

    Анализ  эксплуатационных расходов позволяет  установить причины изменения затрат, вскрыть резервы снижения себестоимости перевозок, способствует распространению современных методов труда, эффективной организации производственных процессов, оказывающих существенное влияние на уровень эксплуатационных расходов; помогает сократить эксплуатационные расходы, связанные с недостатками в организации работы (нерациональные перевозки, содержание излишнего штата работников, перерасход топлива и электроэнергии, внеплановые ремонты подвижного состава и др.).

    На  эксплуатационные расходы оказывает влияние огромное количество факторов. Их можно разделить на две группы:

  • внешние факторы, которые организация изменить или устранить не может, например, географические и климатические условия, экономическая и политическая ситуация в стране и др.;
  • внутренние факторы, на которые может влиять структурное подразделение железной дороги. Факторы второй группы подвергаются изучению и исследованию для последующей оценки количественной зависимости себестоимости от изменения конкретного показателя.

    Наиболее  важными, определяющими изменение эксплуатационных расходов являются следующие факторы второй группы:

  • объём перевозок грузов и пассажиров;
  • уровень производительности труда (эффективность использования трудовых ресурсов);
  • эффективность использования долгосрочных активов (основных средств);
  • эффективность использования материальных ресурсов;
  • качество использования подвижного состава и др.

    Факторный анализ позволяет выявить изменение  не только расходов, но и других показателей  работы, в частности, норм расхода  топлива, электроэнергии, материалов, наметить мероприятия по улучшению работы организации и повысить эффективность работы железной дороги в целом.

    Одним из основных факторов, влияющих на эксплуатационные расходы, является объём перевозок (объём работы). При увеличении объёма перевозок создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, использования новой техники, методов эксплуатации, форм и методов организации труда.

    При росте объёма перевозок эксплуатационные расходы увеличиваются. Однако соотношение темпов роста объёмов перевозок и расходов различно и в значительной степени определяются условиями увеличения объёма перевозок. При увеличении объёма перевозок за счёт интенсивности работы и роста грузонапряжённости изменение расходов ниже, чем рост объёма перевозок. В результате этого эксплуатационные расходы увеличиваются относительно медленнее объёма перевозок и себестоимость уменьшается. Более медленный рост эксплуатационных расходов объясняется тем, что при увеличении объёма перевозок расходы по содержанию, ремонту и амортизации постоянных устройств, зданий, искусственных сооружений могут не изменятся в течение периода наличия запаса пропускной способности или изменятся незначительно. Также мало изменяются в аналогичных условиях расходы по содержанию аппарата управления, общехозяйственные расходы. Использование современной техники создаёт условия для получения дополнительных резервов пропускной и провозной способности, что, в свою очередь, влияет на относительное уменьшение расходов при увеличении объёма перевозок.

    Изменение эксплуатационных расходов организации  подчиняется влиянию объёма перевозок, при котором расходы на единицу  продукции с ростом объёма работы уменьшаются. При этом прирост грузооборота вызывает относительное увеличение эксплуатационных расходов, а себестоимость перевозок снижается за счёт перераспределения независящих расходов на единицу перевозок. В связи с этим, снижение себестоимости перевозок в целом зависит от величины и доли расходов, отнесённых к независящим, а также от характера и степени изменения зависящих расходов. При изменении объема перевозок доля зависящих расходов в их себестоимости сохраняется постоянной, а доля независящих будет уменьшаться при увеличении объема перевозок и увеличиваться при их уменьшении.

    Данные  для анализа влияния объема перевозок на себестоимость приведены в таблице 3.9. 

Таблица 3.9 – Исходные данные для анализа влияния объёма перевозок на 

                                себестоимость

           Показатель 2004 год 2005 год Изменение
Абсолютное, (+,–) Относительное, %
1 2 3 4 5
Независящие расходы, млн. руб. 11489 15914 +4425 +38,5
Зависящие расходы, млн. руб. 35405 32928 -2477 -7
Объем перевозок тонно-км брутто, млн. 8167,0 8163,6 -3,4 -0,04
 
 
 

Продолжение таблицы 3.9

1 2 3 4 5
Часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов (независящие) млн. руб. / 1тонно-км 1,41 1,95 +0,54 +38,3
Себестоимость перевозок,  тыс. руб./ 1 т–км 5497 5982 +485 +8,8
 

    Изменение себестоимости при изменении  объема перевозок можно рассчитать следующим образом: 

                                                   

                               (1) 

где Δ  С  –  изменение себестоимости  под влиянием объёма перевозок;

        С н – часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов

                  (она определяется делением части условно-постоянных расходов на 

                  объем перевозок);

          в  –  увеличение (уменьшение) объема перевозок, %;

.

Δ С = 1,95*0,04 / (100-0,04) = 0,78 млн. руб./ 1 тонно-км

 

    Таким образом, при снижении объема перевозок  на 0,04% произошло снижение эксплуатационных расходов, а это в свою очередь вызвало снижение себестоимости одного тонно-километра на 0,78 тыс. руб.

    Относительная экономия на условно-постоянных расходах Δ Еп при изменении объема перевозок определяется по формуле: 

                                                 Δ Е п = Е п * в/100,                                           (2) 

где Е п – значение условно-постоянных (независящих расходов).

        

           Δ Е п = 15914*0,04/100 = 6,36 млн. руб. 

    Анализ  показал, что снижение объема перевозок в отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 0,04% привело к повышению себестоимости перевозок в части условно-постоянных расходов на 6,36 млн. руб.

    В результате можно сделать следующие  выводы: снижение объёма перевозок в 2005 году привело к увеличению себестоимости на 8,8%. Это привело к увеличению доли независящих расходов на 1 тонно-км на 6,36 млн. руб., что в свою очередь сказалось на снижении доходов локомотивного депо.

    Заработная  плата 

    Рыночные  условия ведения хозяйства обуславливают свободу в определении форм и размеров оплаты труда работников организации.

    Фонд  оплаты труда включает в себя прямую заработную плату за выполненную работу и различные вознаграждения, поощрения, компенсации, доплаты и др.

    Существуют  две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной заработная плата ставится в зависимость от отработанного времени, а при сдельной от количества произведенной продукции. В локомотивном депо  принята повременная заработная плата.

    На  размер фонда оплаты труда кроме принятой  системы оплаты труда влияют численность персонала, режим работы, характер использования фонда рабочего времени.

    Размер  затрат на оплату труда зависит также  от использования фонда рабочего времени сотрудников. Всё рабочее время может быть условно разделено на отработанное оплаченное, неотработанное оплаченное, неотработанное неоплаченное. Поэтому актуальным для оперативного управления производственно-хозяйственной деятельностью является анализ фонда оплаты труда.

    Основными причинами, влияющими на расход фонда оплаты труда, являются изменения численности работников и средней заработной платы.

    Основной  моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов на оплату труда является: 

                                              Е фот = ЗП к  *  К к * 12,                                           (3) 

где Е  фот  – расходы на оплату труда, млн. руб.;

       ЗП к  – средняя заработная плата работника к-ой группы, руб.;

          К к – численность работников к-ой группы, чел.;

          12  –   количество месяцев  в году.

      На основании этой модели рассчитаем  изменение расходов под влиянием: средней заработной платы работника  к-ой группы, изменения численности  работников к-ой группы. Информация для анализа представлена в таблице 3.10. 

Таблица 3.10 –  Исходные данные для анализа изменения расходов на оплату

                                      труда

Наименование Ед. изм. 2004 год 2005 год
1 Средняя заработная плата работников:
  • по перевозкам:
  • по ПВД.
руб.  
574961

493431

 
676904

526776

2 Численность  работников:
  • по перевозкам;
  • по ПВД.
чел.  
1091

43

 
1101

49

Информация о работе Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги