Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:43, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях рыночной экономики перед организацией встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Содержание

Введение 6
1 Эксплуатационные расходы железной дороги 8
1.1 Затраты организации, их сущность и состав 8
1.2 Методы учёта затрат 14
1.3 Задачи учёта и анализа эксплуатационных расходов 16
1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика локомотивного депо
Гомель 16
2 Организация учёта эксплуатационных расходов 16
2.1 Особенности транспортного производства, влияющие на учёт 16
2.2 Организация аналитического учёта эксплуатационных расходов 16
2.3 Организация синтетического учёта эксплуатационных расходов 16
2.4 Совершенствование учёта эксплуатационных расходов локомотивном
депо Гомель 16
3 Эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель 16
3.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов 16
3.2 Факторный анализ эксплуатационных расходов 16
3.3 Основные направления снижения эксплуатационных расходов 16
Заключение 16
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

новое1.doc

— 1.10 Мб (Скачать)
 

    5  В локомотивном депо расходы по столовой учитывают на счёте 20.02 «Основное производство. Расходы по столовой». Деятельность столовой не является основным производством, следовательно, не должна отражаться на счёте 20. Кроме того, эти расходы относятся не только на расходы основного производства, но и возмещаются за счёт платы, вносимой физическими лицами. Расходы по столовой целесообразнее учитывать на счёте 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», открыв субсчёт 3 «Расходы по столовой».

    Вариант учёта расходов по столовой представлен  в таблице 2.6. 

Таблица 2.6 – Вариант учёта расходов по столовой

Наименование  операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит

1 Начислена заработная плата работникам  столовой

29.03 70.01
2 Произведены  отчисления от фонда оплаты  труда работников столовой:
  • в фонд социальной защиты (35%);
  • чрезвычайный налог и в фонд содействия занятости населения (4%);
 
 
29.03

29.03

 
 
69.02

68.03

  • в фонд страхования от несчастных случаев (0,6%)
29.03 76.04
3 Израсходовано  столовой на изготовление пищи:
  • электроэнергия;
  • вода;
  • продукты
 
29.03

29.03

29.03

 
79.09

26

10.01

4 Отражена  выручка от реализации продукции  столовой 90.02 29.03

     

    6 В связи с развитием внешнеэкономической деятельности, международных связей с зарубежными партнёрами и переходом на рыночные отношения актуальным становится сближение существующей в республике методологии бухгалтерского учёта производственных затрат с международными стандартами.

    Особенно  важное значение имеет при этом применение гибких методов определения издержек производства.

    Применение  метода определения издержек производства способствует более точному исчислению себестоимости продукции и повышению достоверности оценки производственных запасов. При этом себестоимость запасов товарно-материальных ценностей не должна превышать цен реализации.

Актуальной  является и организация учёта  производственных расходов по применяемому в мировой практике методу «затраты - выпуск», что позволит значительно сократить расходы на формирование учётно-экономической информации и повысить эффективность управления издержками организации.

    7 Автоматизация учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

       Для повышения эффективности  учёта, его оперативности и  достоверности, снижения трудоёмкости  заполнения дополнительных форм  отчётности, представляемой аппарату управления, необходимо автоматизировать все учётные процессы, а так же создать электронные формы документов. Наличие такой информации позволяет автоматизировать составление нормативных калькуляций и учёт изменений норм, выписку лимитно-заборных карт, нарядов, маршрутных листов и другой документации по учёту затрат по нормам, а также оформление первичных документов и составление оперативных сводок отклонений от норм, калькулирование фактической себестоимости продукции.

    Последовательность  автоматизации учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости представлена на рисунке 2.2.

 
 

 
 
 

 
 

 
 

 
 
 

Рисунок  2.2  –   Схема автоматизации  учёта  затрат  на  производство  и   калькулирования  себестоимости  продукции 

    В локомотивном депо проводится работа по совершенствованию учёта эксплуатационных расходов. Пока она ещё идёт медленными темпами, но это уже фундамент для дальнейшего совершенствования учёта затрат.

    На  начальном этапе необходимо сформировать нормативно-справочную информацию о  эксплуатационных расходах. Это позволит прогнозировать эксплуатационные расходы и составить предварительную калькуляцию себестоимости перевозок (работ, услуг). Для контроля за величиной затрат необходимо вести учёт изменений от норм, что даст возможность оперативно принять решение и повлиять на расходы. В локомотивном депо около 40% расходов прямые, а 60% – накладные и ему необходимо стараться снизить величину распределяемых расходов. Для этого необходимо использовать учёт прямых и накладных расходов по нормам и отклонениям от норм. На основании полученных данных производится составление оперативных сводок отклонений по прямым затратам, выявление и учёт отклонений смет накладных расходов. Далее производится распределение затрат вспомогательных производств, расходов на обслуживание производства и управление. На заключительном этапе составляют ведомость сводного учёта затрат на производство и отчетные калькуляции. 

    3 АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ  РАСХОДОВ

       ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ГОМЕЛЬ

     3.1 Анализ динамики  и структуры эксплуатационных

            расходов

 

    Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному  планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. Управление затратами – это умение сэкономить ресурсы максимизировав их отдачу.

    Одной из основных задач анализа затрат является изыскание возможностей улучшения  результатов работы, увеличения её эффективности за счёт реализации выявленных внутренних и внешних резервов.

    Основным  источником информации для проведения анализа является отчёт по основным показателям производственно-финансовой деятельности предприятий Белорусской железной дороги (по основной деятельности) форма № 69-жел (сводная) (приложении У – Ш), а также пояснительная записка о выполнении основных показателей по локомотивному депо Гомель за 2005 год (приложение Щ).

    Произведем  сравнение эксплуатационных расходов за период 2001–2005гг. В качестве коэффициента приведения эксплуатационных расходов в сопоставимый вид использован индекс роста потребительских цен.

     Эксплуатационные расходы за 2001–2005гг. представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 –  Эксплуатационные расходы за 2001–2005гг. 

    Как видно с рисунка 3.1, в 2002 году произошло  снижение эксплуатационных расходов по сравнению с 2001 годом на 42025 млн. руб. Основной причиной, повлекшей снижение расходов, является пересмотр норм расхода топлива, так же проведена работа машинистами и работниками депо по экономии расхода топлива и материального поощрения при выполнении экономии, произошло снижение количества ремонтов за счёт увеличения межремонтных пробегов тепловозов между ТО, ТР-2, ТР-1; внедрения рационализаторских предложений.

    При анализе затрат на перевозки прежде всего устанавливается степень  изменения всей суммы расходов и  каждого ее элемента (таблица 3.1).  

Таблица 3.1 – Эксплуатационные расходы локомотивного депо  

                                  Гомель в 2004 –  2005гг.

   Элементы  затрат    Сумма расходов, тыс. руб. Абсолютное  отклонение,

тыс. руб.

Относительное отклонение,

%

2004 год Уд. вес, % 2005 год Уд. вес, %
Затраты на оплату труда 7782 16,6 9253 18,9 +1471 118,9
Отчисления  на социальные нужды 3260 6,9 3886 7,9 +626 119,2
Материалы 3346 7,1 3444 7,1 +98 102,9
Топливо 18033 38,5 17103 35 -930 94,8
Электроэнергия 233 0,5 228 0,5 -5 97,8
Амортизация 4358 9,3 4688 9,6 +330 107,6
Прочие  расходы 9882 21,1 10240 21 +358 103,6
Итого расходов по основной деятельности 46894 100 48842 100 +1948 104,1
 

    Анализ  данных таблицы 3.1 позволяет установить динамику расходов по предприятию. В целом расходы за 2005 год по сравнению с 2004 годом  увеличились на 1948 млн. руб. (4,1%). Отдельные элементы затрат изменились следующим образом: затраты на оплату труда увеличились на 1471 млн. руб. или на 18,9 %, это связано с увеличением контингента работающих и повышением заработной платы в отчетном периоде. Отчисления на социальные нужды также увеличились на 626 млн. руб. или на 19,2 %, что объясняется увеличением фонда оплаты труда. Возросли расходы на материалы на 98 млн. руб. или на 2,9 %, по сравнению с предшествующим периодом в связи с ростом цен на материалы. Топлива израсходовано на 930 млн. руб. или на 5,2 % меньше, чем в прошлом году по причине снижения веса поезда, а также из-за снижения объёма перевозок. Затраты на электроэнергию уменьшились на 5 млн. руб. или на 2,2% по причине снижения объёма работ. Амортизационные отчисления увеличились на 330 млн. руб. или на 7,6 %. Это произошло в результате переоценки основных фондов. По элементу «Прочие» расходы увеличились на 358 млн. руб. или 3,6% по сравнению с 2004 годом, так как возросла стоимость услуг, оказываемая другими организациями по ремонту приборов и оборудования.

    Динамика  эксплуатационных расходов по элементам  затрат за 2004 – 2005гг.представлена на рисунке 3.2.

    Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо Гомель в 2005 году представлена на рисунке 3.3. 

   

Рисунок 3.2 – Динамика эксплуатационных расходов по элементам затрат за 2004 – 2005гг.

    

     

Рисунок 3.3 – Структура эксплуатационных расходов локомотивного депо Гомель в 2005г. 

    По  структуре затрат можно сделать  следующие выводы. В составе расходов 2005 года преобладают затраты по элементу «Топливо», их доля составляет 35%. Это объясняется тем, что основным назначением локомотивного является обеспечение тяги поездов исправным подвижным составом. Доля расходов по элементу «Прочие» составляет 21%, по элементу «Расходы на оплату труда» 18,9%, по элементу «Амортизация» 9,6%, по элементу «Отчисления на социальные нужды» 7,9%, по элементу «Материалы» 7,1% соответственно. Наименьшая доля расходов приходится на электроэнергию, доля которой составляет 0,5 %.

    Таким образом, локомотивному депо Гомель необходимо снижать расходы, особенно по наиболее весомым статьям, путем экономии и принятия решений по изысканию резервов их уменьшения.

Информация о работе Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги