Учет долгосрочных финансовых вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью моей дипломной работы является описание особенностей учета долгосрочных финансовых инвестиций, учетной политики и технико-экономической характеристики объекта исследования. Я выбрала эту тему, потому что считаем её интересной и актуальной. В настоящее время наш Казахстан нуждается в инвестировании для устойчивого развития и укрепления многих промышленных предприятий, а следовательно и всей экономики страны в целом.
Главной задачей нашего Казахстана является обеспечение финансирования внедрения инновационных технологий в производство экспортно-ориентированной продукции и оказания услуг и для того чтобы решить эту проблему необходимо повышение эффективности долгосрочных инвестиций (вложений) и привлечение иностранного капитала.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе я попыталась рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность инвестиций (вложений);
- рассмотреть классификацию инвестиций по признакам и в зависимости от направления;
- охарактеризовать реальные и финансовые инвестиции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5


1 ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
10
1.1 Принципы учета долгосрочных финансовых вложений в соответствии с МСФО

10
1.2 Особенности учетной политики предприятия
17
1.3 Технико-экономическая характеристика предприятия
30

2 УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
42
2.1 Учет долгосрочных финансовых инвестиций
42
2.2 Учет и инвентаризация инвестиций
47
2.3 Компьютерные технологии учета долгосрочных активов
50


3 АУДИТ АНАЛИЗА ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
61
3.1 Методика проведения аудиторских проверок
61
3.2 Особенности аудита долгосрочных финансовых вложений
3.3 Пути совершенствования инструментария учета, анализа и аудита
65
78


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
82


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
85

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДП-ДОЛГСР-ФИН-ВЛОЖ-99.doc

— 1.88 Мб (Скачать)

       В приложении А на рисунках А.1, А.2, А.3 и А.4 приведены схемы компьютерной обработки информаций по учету и анализу активов.

 

 

 

 

3 АУДИТ И АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

 

        3.1 Методика проведения аудиторских проверок долгосрочных финансовых вложений

 

Основной задачей аудита финансовых вложений является подтверждение  в финансовой отчетности информации о финансовых вложениях. Аудитору необходимо изучить весь комплект предоставленной бухгалтерской отчетности и установить, что [17-20]:

- данные об остатках на счетах финансовых вложений на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» бухгалтерского баланса (форма № 1);

- данные о приобретении ценных бумаг и иных финансовых вложений соответствуют данным, указанным по строке 300 отчета о движении денежных средств (форма № 4). Кроме того, данные по строке 250 отчета о движении денежных средств (форма № 4) должны соответствовать данным о поступлении денежных средств от погашения займов, предоставленных другим организациям;

- данные в разделе  «Долгосрочные финансовые инвестиции», указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), соответствуют данным аналитического учета по счетам финансовых вложений;

- суммы дивидендов, полученных в течение отчетного периода, соответствуют данным отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- финансовые результаты в результате выбытия финансовых вложений в течение отчетного периода соответствуют данным отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Кроме того, на данном этапе  аудита финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основании данных первичных документов и учетных регистров, подтверждаются права собственности на них, изучается система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений.

На основании регистров  бухгалтерского учета по подразделу 2000 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к финансовым вложениям, наличие права собственности на них                           (таблица 3.1). 

При проведении аудита следует провести проверку на соответствие вышеуказанных договоров, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.

Таблица 3.1 - Подтверждение наличия финансовых вложений первичными документами

 

Вид финансового вложения

Документы

Первичные документы, подтверждающие наличие финансовых вложений

Вложения в государственные и муниципальные ценные бумаги

Выписки из счета «ДЕПО» банка или дилера (ГКО), выписка  из счета депозитария или субдепозитария (ОФЗ-ПК)

Вложения в ценные бумаги других организаций, в том  числе в долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя)

Договоры на приобретение ценных бумаг, акт приема-передачи ценной бумаги (для документарных ценных бумаг), бланки ценной бумаги, сертификаты  ценной бумаги, выписки из реестра  акционеров, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги

Документы, подлежащие проверке

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых  хозяйственных обществ)

Учредительные договоры, договоры о совместной деятельности, акт приема-передачи вклада в совместную деятельность

Займы, предоставленные  другим организациям

Договоры займа

Депозитные вклады в  кредитных организациях

Депозитные договоры, выписки из депозитного счета, депозитный (сберегательный) сертификат

Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования

Договоры, акт уступки  права требования, прочие документы (при приобретении права требования по ценным бумагам)

Вклады организации-товарища по договору простого товарищества

Договоры простого товарищества, авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги


Примечание: составлена на основании данных [7-9, 12-15].

 

Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счетах подраздела   «Долгосрочные финансовые инвестиции» активы, не являющиеся финансовыми вложениями в соответствии с требованиями МСФО.

Необходимо также проверить, выполняются ли одновременно следующие  три условия, при которых финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету (данное требование закреплено в НСФО -2 и МСФО):

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или иных активов, вытекающее из этого права;

- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход).

Проверка состояния  синтетического и аналитического учета  финансовых вложений заключается в  следующем [20-24]:

1. Необходимо установить, обеспечена ли информация по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.).

Например, по принятым к  бухгалтерскому учету государственным  ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д., номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.

2. Организация может формировать в аналитическом учете дополнительную информацию о финансовых вложениях организации, в том числе в разрезе их групп (видов).

До принятия НСФО-2 организации обязаны были вести книгу учета ценных бумаг, в которой содержалась информация, обеспечивающая аналитический учет.

После принятия необходимость  ведения книги учета ценных бумаг  отпала, и на сегодняшний день положение  о ее ведении носит лишь рекомендательный характер.

3. Необходимо выяснить, как организован бухгалтерский учет 
на счетах подраздела 2000 «Долгосрочные финансовые инвестиции», какие используются субсчета, соответствует ли система открытых субсчетов к счетам подраздела 2000 «Долгосрочные финансовые инвестиции» действующему Плану счетов или рабочему плану счетов организации, закрепленному в приказе об учетной политике.

Основной этап.  На данном этапе аудита финансовых вложений производятся подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений, проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Республики Казахстан, подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями [21-26].

Подтверждение первичной  оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений заключается в следующем. Аудитор устанавливает:

- определен ли круг лиц, ответственных за сохранность ценных бумаг и обеспеченность неразглашения коммерческой тайны;

- созданы ли условия, обеспечивающие сохранность финансовых вложений и информации о них;

- произведена ли классификация финансовых вложений на соответствующие группы;

         -  формируются ли резервы под обесценение ценных бумаг.

         В соответствии с требованиями МСФО финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Поэтому аудитору необходимо выяснить, складывается ли стоимость финансовых вложений из следующих составляющих:

- сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу;

- сумм, уплачиваемых организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. Если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или на увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;

- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;

- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

Если организация взяла  кредит на приобретение ценных бумаг  и начислила проценты по заемным средствам до момента перехода права собственности на ценные бумаги, то проценты в бухгалтерском учете должны быть включены в первоначальную стоимость финансовых вложений.

В случае несущественности величины затрат на приобретение ценных бумаг по сравнению с суммой, указанной в договоре, МСФО предоставляет возможность признавать такие затраты в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

При этом критерий существенности в МСФО не установлен, что дает возможность самостоятельно определить его размер и состав расходов, которые могут быть списаны единовременно. Предельная величина расходов и, если нужно, состав таких расходов должны быть зафиксированы в приказе по учетной политике.

В случае изменения первоначальной стоимости финансовых вложений необходимо учитывать, что стоимость может  меняться только в случаях, установленных  законодательством и МСФО. Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Аудитор должен проверить, что организации (за исключением  кредитных организаций и бюджетных  учреждений) произвели в бухгалтерском  учете по состоянию на 1 января пересчет в тыс. тенге выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций). Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости указанных ценных бумаг относятся на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) [24-27].

Разница между оценкой  финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или на увеличение доходов или расходов у некоммерческой организации в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.

При проведении аудиторской  проверки финансовых вложений следует  подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике организации.

В случае если в учетной  политике организации предусмотрено  создание резерва под обесценение  финансовых вложений, необходимо проверить  правильность его формирования и  использования.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены у организации в результате проведения аудита финансовых вложений:

- не ведется аналитический учет финансовых вложений;

- отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением установленных требований;

- неправильно формируется первоначальная стоимость финансовых вложений;

- существуют активы в составе финансовых вложений, не являющихся таковыми;

- несвоевременно отражаются доходы по операциям с ценными бумагами, в том числе отражается доход по его фактическому получению, а не по начисленному согласно условиям заключенных договоров;

- нарушается порядок проведения инвентаризации.

Заключительный  этап.   По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки [24-30].

 

 

    1. Особенности аудита долгосрочных финансовых вложений

 

Аудит долгосрочных финансовых вложений следует начать с разработки программы аудиторской проверки. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Так как долгосрочные активы состоят из двух основопологающих, то целесообразно для каждого создать методику проведения аудиторских процедур [31-33].

Информация о работе Учет долгосрочных финансовых вложений