Учет долгосрочных финансовых вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Целью моей дипломной работы является описание особенностей учета долгосрочных финансовых инвестиций, учетной политики и технико-экономической характеристики объекта исследования. Я выбрала эту тему, потому что считаем её интересной и актуальной. В настоящее время наш Казахстан нуждается в инвестировании для устойчивого развития и укрепления многих промышленных предприятий, а следовательно и всей экономики страны в целом.
Главной задачей нашего Казахстана является обеспечение финансирования внедрения инновационных технологий в производство экспортно-ориентированной продукции и оказания услуг и для того чтобы решить эту проблему необходимо повышение эффективности долгосрочных инвестиций (вложений) и привлечение иностранного капитала.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе я попыталась рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность инвестиций (вложений);
- рассмотреть классификацию инвестиций по признакам и в зависимости от направления;
- охарактеризовать реальные и финансовые инвестиции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5


1 ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
10
1.1 Принципы учета долгосрочных финансовых вложений в соответствии с МСФО

10
1.2 Особенности учетной политики предприятия
17
1.3 Технико-экономическая характеристика предприятия
30

2 УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
42
2.1 Учет долгосрочных финансовых инвестиций
42
2.2 Учет и инвентаризация инвестиций
47
2.3 Компьютерные технологии учета долгосрочных активов
50


3 АУДИТ АНАЛИЗА ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
61
3.1 Методика проведения аудиторских проверок
61
3.2 Особенности аудита долгосрочных финансовых вложений
3.3 Пути совершенствования инструментария учета, анализа и аудита
65
78


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
82


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
85

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДП-ДОЛГСР-ФИН-ВЛОЖ-99.doc

— 1.88 Мб (Скачать)

Аудиторская проверка финансовых вложений проводится для формирования мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по статье "Долгосрочные финансовые вложения" и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Республике Казахстан нормативным документам.

Как и при проверке других активов, аудитор исходит  из предпосылок:

- полноты – все финансовые вложения отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, не существует неучтенных финансовых вложений:

- в бухгалтерском учете и отчетности отражены все приобретенные организацией ценные бумаги и выданные займы;

- сальдо и обороты по счетам синтетического учета финансовых вложений совпадают с сальдо и оборотами по счетам аналитического учета;

- сальдо и обороты по счетам в полном объеме перенесены из регистров бухгалтерского учета в Главную книгу и бухгалтерскую отчетность;

- в бухгалтерском учете и отчетности отражены все факты поступления и списания финансовых вложений;

- все операции по движению финансовых вложений своевременно зарегистрированы в бухгалтерском учете;

- существования – все финансовые вложения существенны для организации, существуют на дату составления баланса и будут приносить доход в будущем:

- наличие финансовых вложений подтверждено необходимыми первичными документами и результатами проведенной в установленном порядке инвентаризации;

- прав и обязательств – организация обладает правами на данные финансовые вложения и несет ответственность за риски, связанные с этими правами;

- финансовые вложения (ценные бумаги и займы), отраженные в бухгалтерской отчетности, принадлежат организации на законных основаниях;

- отраженные в бухгалтерском балансе ценные бумаги принадлежат организации на правах собственности, получены в результате осуществления договоров, соответствующих требованиям права, и организация имеет все необходимые свидетельства, подтверждающие законность получения ценных бумаг;

- все записи на счетах бухгалтерского учета подтверждены оправдательными и первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов;

- все операции по финансовым вложениям вытекают из условий отношений, которые не противоречат действующему законодательству;

- операции с финансовыми вложениями санкционированы уполномоченными лицами в установленном порядке;

- оценки – финансовые вложения (ценные бумаги) оценены в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями нормативных документов:

- тенговая оценка ценных бумаг в иностранной валюте проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- в зависимости от способа приобретения ценных бумаг их фактическая стоимость сформирована согласно требованиям нормативных документов;

- стоимость ценных бумаг для включения в бухгалтерскую отчетность рассчитана правильно и в соответствии с требованиями нормативных актов (c учетом снижения рыночной стоимости);

- выручка от продажи ценных бумаг отражена в бухгалтерском учете в оценке, совпадающей с содержащейся в первичных документах;

- точности – затраты по финансовым вложениям учтены в соответствии с правилами бухгалтерского учета, данные бухгалтерской отчетности соответствуют записям в регистрах синтетического учета:

-  в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, при переносе данных в бухгалтерскую отчетность соблюдена арифметическая точность показателей;

- при определении тенговой оценки ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, использованы курсы иностранной валюты, соответствующие курсам Нацбанка РК на дату совершения операций;

- в бухгалтерской отчетности отражен финансовый результат, определенный на основании фактических данных;

- ограничения учетного периода – все операции по принятию к учету и выбытию финансовых вложений учтены в соответствующем учетном периоде;

- представления и раскрытия – все финансовые вложения правильно классифицированы и раскрыты в бухгалтерской отчетности:

- финансовые вложения классифицированы в зависимости от вида и сроков погашения;

- доходы и расходы, связанные с реализацией и погашением финансовых вложений, правильно классифицированы в отчете о прибылях и убытках;

- информация о финансовых вложениях раскрыта в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Получение достаточных  доказательств по проверяемым вопросам позволяет дать независимую оценку указанным фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и правил бухгалтерского учета.

При проверке операций по учету финансовых вложений необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений", а для целей налогообложения - положениями Налогового кодекса (далее – НК РК).

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета регулируется Планом счетов бухгалтерского учета  и Инструкцией по его применению.

Для детальной проверки операций с финансовыми вложениями необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур.

Проверка организации  учета финансовых вложений.    Выполняя процедуру проверки организации учета финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы [33-35]

- для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений выполняются условия, предусмотренные положениями нормативных актов?

- согласно МСФО для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

 - переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям  организации не относятся:

- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

- данные аналитического и синтетического учета по счетам  подраздела 2000 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и 5440 "Резервы на переоценку финансовых активов, предназначенных для продажи" соответствуют данным главной книги и баланса?

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета финансовых вложений оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Данные аналитического учета финансовых вложений должны соответствовать  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной  книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета  финансовых вложений. Суммы дебетовых  и кредитовых оборотов, а также  дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Аудиторская организация  при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских  доказательств, чтобы убедиться, что:

- конечные сальдо по счетам синтетического учета финансовых вложений предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

- соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1,5) на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

- в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки финансовых вложений) результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности.

Если организация провела  переоценку финансовых вложений и их балансовая стоимость на начало отчетного  периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения  в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости финансовых вложений.

Следующий вопрос – это  порядок проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов, соответствующих положениям нормативных актов [31-35].

Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений.

В ходе проверки он устанавливает:

- соблюдает ли организация требования  закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;

- установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;

- правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.).

Если сертификаты финансовых вложений хранятся в офисе клиента, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств.

При хранении ценных бумаг  не в офисе клиента, а в других организациях (банк, депозитарий, специальные  хранилища) аудитору необходимо получить от третьих лиц письменное подтверждение  наименования, количества, стоимости и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными этих организаций. Таким подтверждением может быть выписка из депозитария, ответ на запрос. Запрос направляется от имени клиента соответствующим третьим лицам с просьбой направить ответ в адрес аудитора. Аудитору необходимо получить и сохранить в файле рабочих документов копии запроса и убедиться в том, что запрос направлен клиентом. Полученное письменное подтверждение следует сопоставить с данными клиента.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, ее серия, номер, номинальная  и фактическая стоимость, сроки  погашения и общая сумма.

Также важен вопрос - в бухгалтерской отчетности раскрывается ли необходимая информация о финансовых вложениях, предусмотренная нормативными актами.

Существенная информация о финансовых вложениях подлежит раскрытию в пояснительной записке  и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Информация, подлежащая раскрытию, приведена в МСФО [27-31].

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

- о правильности учета активов в качестве финансовых вложений;

- о соответствии данных аналитического учета финансовых вложений, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 

- о соответствии данных бухгалтерского учета финансовых вложений, соответствующим данным бухгалтерской отчетности;

- о правильности проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов;

- о правильности раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

Проверка операций по поступлению финансовых вложений.  Согласно МСФО финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Данное положение предусматривает различные способы определения первоначальной стоимости финансовых вложений в зависимости от порядка их приобретения или поступления в организацию.

Выполняя процедуру  проверки операций по поступлению финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

- финансовые вложения в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п. подтверждены ли документально.

- определяются первичные документы, на основании которых учитываются финансовые вложения: сертификаты акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги; акты приемки-передачи материальных ценностей; выписки из реестра акционеров; договоры купли-продажи; платежные документы; инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности и другие документы.

Проверка первичных  документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы  определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.

В документах, на основании  которых финансовые вложения принимаются к учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.

Информация о работе Учет долгосрочных финансовых вложений