Учет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Развитие различного вида предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Своевременность ее получения, соответствующее качество и достоверность обеспечиваются наличием высоко подготовленных специалистов.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Кристина 5 (1)(1).doc

— 467.50 Кб (Скачать)

     - участие в инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

     - устный опрос;

     - получение письменных подтверждений;

     - проверка документов;

     - проверка арифметических расчетов.

     Рабочий этап проверки кассовых операций может  быть совершен в такой последовательности:

     - инвентаризация кассы;

     - проверка правильности и своевременности оприходования денежных средств;

     - аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

     - проверка соблюдения кассовой дисциплины;

     - проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

     - оформление результатов проверки [30, c. 119].

     Одним из наиболее ценных источников получения  аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы. При  инвентаризации кассы необходимо проверить:

     - имеется ли приказ о назначении кассира;

     - заключен ли с кассиром договор о полной материальной ответственности;

     - соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, имеется ли для хранения денежных средств сейф;

     - соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа и порядок регистрации ККМ в налоговых органах, имеются ли акты периодических внезапных проверок кассы, созданы ли условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств при доставке их из банка и при сдаче в банк. Инвентаризацию проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

       Приступая к проверке кассовых операций, следует проверить:

     - правильность их документального оформления, при этом обращают внимание на полноту заполнения реквизитов приходных и расходных документов;

     - обязательную регистрацию приходных и расходных ордеров, платежных ведомостей и др.;

     - наличие подписей ответственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправлений, подчисток и т.п. – для этого следует изучить отчеты кассира и все приложенные к ним первичные документы [41 c. 211].

       Далее следует проверить законность совершения кассовых операций и их соответствие требованиям Нормативных документов. Для этого аудитор выясняет, какими Нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка, кому он подотчетен и кто его проверяет. Особое внимание уделяется при этом наличию на предприятии Положения об инвентаризациях, графика проведения плановых ревизий кассы, приказов о назначении инвентаризационных комиссий, приказов о проведении внезапных ревизий кассы, договоров о полной материальной ответственности кассиров и т.п.

     Затем аудиторы анализируют полноту, своевременность  и правильность оприходования денежной наличности (поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов  арендной платы и других операционных и внереализационных доходов). Поступление денежных средств из банка в кассу организации проверяется путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Контроль поступления и оприходования выручки производится путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах- фактурах, лентах кассового аппарата и др. Возврат неиспользованных авансов проверяется по приходным кассовым ордерам. При проверке отражения в учете операционных и внереализационных доходов, аудиторам следует учитывать, что они должны подтверждаться соответствующими договорами, актами, справками [33, c. 123].

     Аудиторы  проверяют юридическую обоснованность выдачи денег (наличие приказов на премирование сотрудников, на командировки и др.). Устанавливается целевое использование средств, полученных из банка по чеку (на зарплату, на выдачу разных пособий, на хозяйственные службы и др.) и соблюдение лимита кассы. Для проверки порядка осуществления кассовых операций и их отражение в учете можно применить метод взаимного контроля.

     Например, поступление денежных средств, отраженное в ведомости № 1 по дебету счета 50, сопоставляют с данными журналами-ордеров  № 2,7, учетными регистрам и по счетам 62, 76, 90, 91 и др. Эти суммы должны совпадать.

     При проверке обязательно контролируют правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов и остатков по данному счету. Для этого сверяют данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периода.

     В условиях автоматизированного ведения  кассовой книги аудитором должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки  кассовых документов. Следует помнить, что в договоре на аудиторские  услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных.

     Аудитор должен отразить в своих рабочих  документах, в частности:

     - организационную форму обработки данных;

     - форму бухгалтерского учета; участки учета, функционирующие в системе КОД;

     - как передаются данные;

     - как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей);

     - как обеспечивается хранение данных и их архивирование.

       Наиболее ценными считаются аудиторские  доказательства, полученные аудитором  непосредственно в результате  исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа [33, c. 124].

     Операции, осуществляемые в иностранной валюте, относятся к числу наиболее сложных  объектов учета, поэтому аудит этих операций целесообразно осуществлять методом сплошного контроля. Аудит  операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числен и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка РФ, то эта лицензия не служит основанием для зачисления на него валютной выручки, поэтому в Центральном банке РФ должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счета в зарубежном банке. При проверке операций по поступлению валютных средств на валютные счета аудиторам необходимо установить:

     - как зачислялась валютная выручка  от реализации экспортной продукции,  работ, услуг и других валютных  операций при внешнеэкономической  деятельности;

     - правильно ли применялись формы  расчетов при внешнеэкономической деятельности;

     - не допускался ли взаимозачет  при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;

     - соответствуют ли суммы по  выпискам банка суммам, отраженным  в первичных документах;

     - правильно ли определялась сумма  валютной выручки, подлежащая продаже на внутреннем валютном рынке;

     - своевременно ли представлялись  платежные поручения на продажу  выручки, если зачисление валютной  выручки прошло по транзитному  счету;

     - правильно ли оплачено комиссионное  вознаграждение за проведение  банком валютных операций;

     - правильно ли рассчитаны и  отнесены на счета учета курсовые                разницы [42, c. 125].

       Проверяя соблюдение действующего  валютного законодательства, аудитор  должен обращать внимание на  полноту и своевременность зачисления  валютной выручки организации на его валютные транзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумму поступившей валютной выручки в течение года сравнивают со стоимостью экспорта товаров по контрактам.

       Так как для отражения в  бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности стоимость активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли, то выясняют правильность определения сумм этих активов и обязательств в рублевом эквиваленте и курсовых разниц по ним, а также используемых корреспонденцией счетов по таким операциям.

       Для этого аудитор сплошным  порядком должен выполнить пересчет  стоимости активов и обязательств  в рублях на дату совершения  операции в иностранной валюте. Полученная сумма в рублях  сравнивается с суммой, указанной  в учетном регистре организации.

     При проверке операций по валютному счету  особое внимание обращают на правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты, так  как именно по этим операциям и  допускается большое количество ошибок в методологии учета.

     В заключение устанавливают правильность отражения в учетных регистрах  валютных операций. Для этого с  помощью приемов прослеживания  и сопоставления записей в  учетных регистрах по счету 52 «Валютный счет» с данными учетных регистров по счетам учета материальных ценностей (10, 10, 19, 41 и др.), затрат (20, 43, 44 и др.), расчетов (60, 62, 76 и др.), прибылей и убытков (90, 91 и др.), выясняют содержание указанных корреспонденций счетов и их соответствие требованиям Нормативных документах.

     Все выявленные в ходе аудиторской проверки денежных средств нарушения действующего порядка осуществления и отражения в учете операций по кассе, расчетному, валютному и прочим счетам в банках аудиторы фиксируют в своих рабочих документах.

     При обнаружении мошенничества или ошибки аудитор обязан выяснить у руководства и персонала организации их причины. Он должен определить их влияние на финансовую отчетность. Если предполагаемое мошенничество или ошибка могли привести к искажению отчетности, то для восстановления истины он должен выполнить дополнительные процедуры. Характер процедур зависит от степени воздействия ошибок искажение на содержание финансовой отчетности. Любое подозрение аудитора о возможном мошенничестве или ошибке, ведущим к материальным искажениям отчетности, заставляет расширить процедуры подтверждения, т.е. рассеять или подтвердить подозрения. Ответственность за выявления и обоснования мошенничества или ошибки несет аудитор. Ответственность по факту мошенничества или ошибки возлагается на виновных и на руководство организации. Заключение аудитора должно гарантировать, что мошенничества и существенных ошибок в финансовой отчетности организации нет, или они выявлены полностью, или ошибки исправлены. Если мошенничество или ошибка могли быть предотвращены или выявлены при внутреннем контроле, но этого не произошло, то аудитор должен пересмотреть предыдущую оценку и, уменьшив доверие к ней, расширить сектор проверки, введя дополнительные процедуры. Если мошенничество или ошибка связаны с участием руководства организации, то аудитор должен предусмотреть достоверность полученных ранее сведений и данных.

       Если мошенничество или ошибка  существенны, то аудитор вправе  пересмотреть вопрос о своих  обязательствах перед клиентом [42, c. 144].

     На  основании собранных данных они производят оценку организации на проверяемом предприятии систему учета денежных средств. Все установленные факты нарушений обсуждаются аудиторами с главным бухгалтером организации, объяснения которого по отдельным вопросам могут быть приняты аудитором во внимание. Тем не менее, существенные нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета должны быть отражены аудитором в аудиторском отчете по результатам аудита.

     Письменная  информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.

Информация о работе Учет денежных средств