Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
Развитие различного вида предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Своевременность ее получения, соответствующее качество и достоверность обеспечиваются наличием высоко подготовленных специалистов.
5)
осуществлять иные права,
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2)
передавать в срок, установленный
договором оказания
3)
обеспечивать хранение
4)
исполнять иные обязанности,
Подробная
регламентация аудиторской
- федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные
стандарты аудиторской
1)
определяют требования к
2)
разрабатываются в
3)
являются обязательными для
В
настоящее время действуют
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1)
определяют требования к
2)
не могут противоречить
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4)
являются обязательными для
Кроме указанных стандартов, Закон об аудите предусматривает нормативное регулирование аудиторской деятельности при помощи кодексов профессиональной этики.
Кодекс профессиональной этики аудиторов – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1)
выработка государственной
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в т.ч. утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных Нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом об аудите;
3)
ведение государственного
4)
анализ состояния рынка
5) иные предусмотренные Законом об аудите функции.
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет денежных средств
В настоящее время вопросы учета денежных средств имеют достаточное правовое обоснование и регламентируются следующими законодательными и нормативными документами.
Федеральный закон Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Регламентирует Общие положения, Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерскую документация и регистрацию, бухгалтерскую отчетность, заключительные положения.
Федеральный
закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных
карт», устанавливает обязательное
использование контрольно-
Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) [18]. Регулирует порядок обращения с денежными средствами в организации.
Приказ Министерство Финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [14]. Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У « О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица» [19]. Ограничение распространяется на размер суммы - ее предел 100 000 рублей; количество договоров, расчеты по которым осуществляются наличными, т.е. в рамках одного договора; никаких ограничений во времени не установлено
Положение «О документах и документообороте в бухгалтерском учете» (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105) [17]. В нем установлен порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов.
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [15]. Согласно приказу к ним относятся: форма отчета об изменениях капитала; форма отчета о движении денежных средств; форму отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Таким образом, можно сделать вывод, что система нормативного регулирования учетной и аудиторской деятельности денежных средств в РФ в настоящее время находится в стадии становления. Ее текущее состояние можно характеризовать следующим образом:
1. Основной документ первого уровня – Федеральный закон от 30 декабря 2010 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральный закон Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Второй уровень представлен федеральными правилами.
3. Документы третьего уровня составляют сегодня основную часть применяемых в аудиторской практике в РФ нормативов. К ним относятся конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита; общий аудит; банковский аудит, аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
4.
Четвертый уровень – внутрифирменные
документы, необходимые для реализации
положений законодательства и стандартов,
раскрывающие технологию применения существующей
нормативной базы. В эту же группу следует
отнести разработку рекомендаций по организации
и методике внутреннего аудита и внутреннего
хозяйственного контроля. В настоящее
время данный уровень практически не регулируется
Нормативными или методическими документами.
1.3. Методика аудиторской
проверки учета денежных
Аудиторская проверка операций с денежными средствами предполагает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Если же аудитор считает целесообразным проверить движение денежных потоков организации, то объем проверки несколько увеличивается за счет включения в него расчетных операций, произведенных без использования денежных средств, например, взаимозачеты [25, c. 79].
Рассмотрим основные этапы проведения аудиторской проверки операций с денежными средствами:
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка Нормативных актов.
2. Составление аудиторской программы проверки денежных средств.
3. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита, посредством тестирования средств контроля и процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.
4. Установление соответствия данных бухгалтерской отчетности данным счетов бухгалтерского учета денежных средств.
5. Проверка организации материальной ответственности.
6. Документальное оформление движения денежных средств.
7. Выявление существенных нарушений ведений учета денежных средств, подготовки отчетности и соблюдения законодательства. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита».
8. Выражение мнения о достоверности отчетности в части учета денежных средств.
9. Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности.
На большинстве предприятий
Аудиторская проверка кассовых операций является одной из важных и необходимых процедур в начальной стадии аудита.
Освоение методики аудита кассовых операций представляется важной по нескольким причинам:
- денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов организации;
-
денежные операции носят
-подвижность
денежных средств и массовость
денежных операций делают этот
участок хозяйственной
В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение их совершается посредством кассовых операций. При проверке кассовых операций аудитор использует все методы получения аудиторских доказательств. Основными методами сбора аудиторских доказательств являются: