Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 01:05, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является провести исследования учета расчетов по оплате труда, на конкретном объекте, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, осуществить анализ финансового состояния, провести аудит операций по заработной плате.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи. Во-первых, определить, что представляет собой понятие заработная плата, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….
1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЕЕ СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
Сущность заработной платы и ее функции……………………………
Формы и системы оплаты труда……………………………………15.
Основные принципы организации регулирования оплаты труда…23
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ТОРГЛЕС»……29
2.1. Характеристика фирмы 30
2.2. Предварительный обзор баланса. 34
2.3. Структурный анализ активов и пассивов
2.4. Оценка финансовой устойчивости ООО «ТОРГЛЕС».
2.5. Оценка платежеспособности ликвидности ООО «ТОРГЛЕС»………..
3. УЧЕТ И АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НА ООО «ТОРГЛЕС»
3.1. Порядок расчета и удержаний из заработной платы………………….
3.2. Аудит расчетов по оплате труда ……………………………………….
3.2.1. Методика проверки расчетов с персоналом по оплате труда и начислений во внебюджетные фонды…………………………………………….
Выводы и рекомендации…………………………………………………………
Приложение ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем п.1 ст.239 НК РФ дополнен нормой, согласно которой от уплаты налога освобождаются российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Следует заметить, что введение данной нормы не несет смысловой нагрузки, так как данные выплаты уже в соответствии со ст.236 НК РФ не являются объектом налогообложения.

Налоговый и  отчетный периоды

В целях сокращения отчетности изменен отчетный период с месяца на квартал (ст.240 НК РФ). Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налогоплательщик должен представлять авансовые расчеты по ЕСН не ежемесячно, а по истечении I квартала, полугодия и девяти месяцев.

Ставки  налога и порядок исчисления

По новому законодательству осталось только одно условие (критерий) применения регрессивных ставок ЕСН. Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, производящими  выплаты физическим лицам, накопленная  с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п.1 ст.241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. При этом условии налогоплательщик не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Таким образом, снижен минимальный  уровень величины налоговой базы в среднем на одно физическое лицо.

Пример. В организации работают 100 человек. За второе полугодие 2002  г. им были начислены выплаты, с которых уплачивались страховые взносы, в общей сумме 3 672 000 руб. Из этой суммы было начислено за последние шесть месяцев:

директору организации - 84 000 руб.;

главному бухгалтеру - 60 000 руб.;

остальным 98 работникам - 3 528 000 руб. (по 36 000 руб. каждому).

Чтобы определить, сможет ли организация в 2003 г. использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН, необходимо определить сумму выплат 10% работников (т.е. десяти работникам), имеющих наибольшие по размеру выплаты. В данном случае это выплаты директору, главному бухгалтеру и восьми работникам на общую сумму 432 000 руб. (84 000 + 60 000 + (8 х 36 000). Таким образом, средний размер выплат на одного работника за второе полугодие 2002 г. составит:

(3 672 000 руб. - 432 000 руб.) : (100 чел. - 10 чел.) = 36 000 руб.

Поскольку эта сумма превышает установленный предел в 25 000 руб., то организация вправе в 2001 г. использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН [6, стр. 23].

Если средний размер выплат на одного работника не превышает 25 000 руб., то налогоплательщики-работодатели должны будут уплачивать ЕСН по ставкам, установленным для доходов до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого работника.

Следует отметить, что для исчисления и  уплаты ЕСН установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов (до 100 000 руб., от 100 001 до 300 000 руб., от 300 001 до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.).

 

 

 

 

   Таблица  17

Ставки ЕСН  в рублях

Настоящая база наростающим итогом с начала года

Пенсионный  фонд

Фонды обязательного  медицинского страхования

Итого

Фонд социального  страхования РФ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 100000

28,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

4,0 %

 

От 100001 до 300000

28000 + 15,8 % с суммы, превышающей 100000

200 + 0,1 % с суммы, превышающей 100000

3400 + 1,9 % с суммы, превышающей 100000

35600 + 20 % с суммы, превышающей 100000

4000 +

2,2 % с

суммы,

превышающей

100000

 

От 300001 до 600000

59600 + 7,9 % с суммы, превышающей 300000

400 + 0,1 % с суммы, превышающей 300000

7200 + 0,9 % с суммы, превышающей 300000

75600 + 10,0% с суммы, превышающей 300000

8400 +

1,1 % с

суммы

превышающей

300000

 

Свыше 600000

83300 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000

700

9900

61400 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000

11700

 

 

 

 

 

Определение даты выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

Дата осуществления  выплат и иных вознаграждений (получения  доходов) для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется в прежнем порядке (ст.242 НК РФ):

как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;

день фактического получения  соответствующего дохода - для доходов  от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных  с этой деятельностью иных доходов.

Датой выплат для физических лиц с 1 января 2002 г. признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Пример. Физическое лицо (заказчик) в июне заключило договор гражданско-правового характера с физическим лицом (подрядчиком), по которому последний обязуется произвести установку забора. По данному договору работы должны быть закончены в июне, в июне же должны быть произведены расчеты по договору. Однако заказчик производит расчет с подрядчиком только в августе. Учитывая, что с 1 января 2002 г. применяется новый порядок определения доходов физических лиц, если заказчик произведет выплаты по договору в августе, уплата ЕСН в соответствии со ст.243 НК РФ должна быть им произведена до 15 сентября.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН

налогоплательщиками-работодателями

С 1 января 2002 г. выплата  базовой части трудовой пенсии финансируется  за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный  бюджет, а выплата страховой и  накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В связи  с этим в ст.243 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен новый порядок исчисления и уплаты налога. Так, сумма налога уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму налогового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

С 1 января 2002 г. установлен единый для всех налогоплательщиков срок уплаты налога - не позднее 15 числа  месяца, следующего за месяцем, в котором  произведены выплаты, получен доход.

Однако порядок уплаты страховых взносов в ПФР на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (налоговый вычет) определяется Законом N 167-ФЗ. Введена обязанность, в соответствии с которой налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иного документа, подтверждающего представление декларации в налоговый орган. Все остальные сведения и документы налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный  счет и начисляющие выплаты и  иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками,

не  являющимися работодателями

Неизменной осталась норма, в соответствии с которой  налоговый орган исходя из налоговой  базы налогоплательщика, не являющегося  работодателем, за предыдущий налоговый  период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ, если иное не предусмотрено пп.2 и 6 ст.244, производит расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления суммы налога (авансового платежа  по налогу) ставки налога, подлежащего  уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на величину тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. Указанные ставки не могут быть ниже, чем 50% ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п.3 ст.241 (с учетом их изменения) при применении регрессивной шкалы.

Данные о начисленных  и уплаченных суммах страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым  взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации.

Следует обратить внимание на то, что п.2 ст.28 Закона N 167-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов страховых взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым взносам. Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН, подлежащего уплате данными налогоплательщиками, ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на величину тарифа страхового взноса [29, стр. 45].

В результате сложилась  ситуация, при которой в федеральный  бюджет подлежит зачислению вся сумма  ЕСН, исчисленная по ставке 19,2%, без  учета налогового вычета.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов по-прежнему будут осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном ст.243 НК РФ. При этом налоговый вычет на сумму страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном порядку, изложенному в п.2 ст.243.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, изменен объект налогообложения: теперь им является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ, т.е. налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Согласно п.3 ст.3 этого Закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Остальные индивидуальные предприниматели и адвокаты исчисляют налоговую базу по ЕСН исходя из доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Пунктом 3 ст.3 Закона N 222-ФЗ определено, что состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25.

В заключение следует  отметить, что в целом изменения и дополнения к главе 24, предусмотренные Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы. Так, с 2002 г. значительно снижена налоговая нагрузка прежде всего благотворительных и подобного рода организаций (в частности, выведены из-под налогообложения подлежащие налогообложению в 2001 г. благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе в пользу детей).

Значительные изменения  претерпели нормы, касающиеся применения ставок налогообложения. Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых доходов работниками и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или переведения их в доходы, не подлежащие налогообложению, при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы своим работникам в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. С 2002 г. предусмотрено сокращение числа этих условий, снижена величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, с 4200 до 2500 руб. Поэтому уже многие организации смогут воспользоваться в течение года регрессивными ставками налогообложения и, следовательно, снизить уровень своих издержек.

Информация о работе Учет, анализ и аудит операций по заработной плате