Совершенствование учета и аудит расчетов с персоналом по оплате труда и в коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является:
рассмотрение теоретических основ организации учета расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Комфорт», а именно форм и систем оплаты труда, документированного оформления расчетов с персоналом организации, а также бухгалтерского учета начислений и удержаний заработной платы;
установление соответствия применяемой на предприятии
ООО «Комфорт» методики учёта и налогообложения операций по оплате труда и расчётам с персоналом нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде, для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения в учётных регистрах, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности.
разработка мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в ООО «Комфорт».

Содержание

Введение………………………………………………………...….………..........4
1. Теоретические основы организации учета расчетов
с персоналом по оплате труда
1.1 Формы и системы оплаты труда на современном предприятии……...............7
1.2. Бухгалтерский учет начислений и удержаний заработной платы……….... 13
1.3. Документированное оформление расчетов с персоналом организации по оплате труда …………..………………….……………...…....................................24
2. Организация бухгалтерского учете расчетов с персоналом по оплате труда на ООО «Комфорт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт»……..31
2.2 Учет начислений и удержаний заработной платы на ООО «Комфорт».………………………………………………………………..........37
2.3 Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда на ООО «Комфорт» с использованием информационных технологий ……………………………….49
Глава 3. Совершенствование учета расчетов
с работниками по оплате труда и другим расчетным операциям на ООО «Комфорт»
3.1. План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда на ООО «Комфорт»……………………………………………….………………………...55
3.2. Аудиторская проверка учета расчетов с персоналом по оплате труда на ООО Комфорт»…………………………………………………………………………62
3.3. Аудиторское заключение. Рекомендации по совершенствованию учета………………………………………………………………………………....68
Заключение…………………………………………………………………......74
Список литературы…………………………………………….....................79
Приложения

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 816.50 Кб (Скачать)

     

     Рис. 3.3. Оценка риска необнаружения

     Т.к. получились «среднее» значение неотъемлемого риска, «среднее» значение риска средств контроля, то аудитор решил организовать проверку расчётов с персоналом по оплате труда так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого было решено получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

     Аудиторский риск = 0,53 * 0,72 * 0,12 = 0,046 или 4,6%.

     Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения и в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите» (приложение 13).

     Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

     В зависимости от значения уровня существенности строится план и программа аудита, определяется объем и глубина  аудиторских процедур. Чем ниже уровень существенности, тем подробнее, глубже должна быть проверка. Это приводит к увеличению трудоемкости проверки.

     На  основании рассчитанных показателей  для нахождения уровня существенности аудитор произвел дальнейший расчет. Отклонение значений показателей от среднего значения, возможно, не более чем на 40%. Округление значения уровня существенности возможно не более, чем на 5%.

       1. Средние арифметические показатели уровня существенности:

(3 700 + 74 000 + 51 800 + 74 000 + 36 260)  / 5  =  47 952   руб.

    2. Показатели, которые отбрасываются при определении уровня существенности:

       а) 47 952 – 3 700 = 44 252

        44 252 * 100 / 47 952= 92,28% - показатель не  учитывается.

       б)  47 952 – 74 000 = - 26 048

        26 048 * 100 / 47 952= 54,32% - показатель не учитывается.

        в) 47 952 – 51 800 = - 3 848

    3 848 * 100 / 47 952= 8,02% - показатель учитывается.

    г)  47 952 – 74 000 = - 26 048

    26 048 * 100/ 47 952= 54,32% - показатель не учитывается.

    д) 47 952 – 36 260 = 11 692

    11 692 * 100 / 47 952= 24,38% - показатель учитывается.

    3. Окончательный расчет уровня существенности:

       (51 800 + 36 260) / 2 = 44 030 руб.

        4. Округляем:

     45 000 – 44 030  = 970 руб.

     970 / 44 030 * 100% = 2,2%

     Т.к. 2,2% < 5%, следовательно, округлить можно.

     Вывод: общий уровень существенности равен 45 000 руб.

     Уровень существенности для участка по учету  расчетов по оплате труда равен 8 100 руб. (45 000 * 18% = 8 100). Основываясь на этом значении уровня существенности, а также на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля (СВК), оценки рисков аудита, аудитор составил план и программу аудиторской проверки участка по учету расчетов с персоналом по оплате труда. В общем плане аудитор предусмотрел сроки проведения аудита и составил график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству ООО «»), аудиторского заключения (Приложение 14).

     Общий план проведения аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда на ООО «» представлен в Приложении 15.

     Программа аудита (Приложение 16) была составлена в развитие общего плана аудита. Она послужила подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно явилась средством контроля качества работы. 
 

3.2. Аудиторская проверка учета расчетов с персоналом

по  оплате труда на ООО  «Комфорт» 

     Целью проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда являлось установление во всех существенных аспектах достоверности применяемой на предприятии методики учёта и налогообложения операций по оплате труда и расчётам с персоналом нормативным документам за 2010 год, и выявление имеющихся ошибок или нарушений в учётных регистрах, а также степени их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности.

     В начале проверки аудитор изучил порядок оформления документов по учету кадров на ООО «Комфорт» и провел их оценку на предмет соответствия действующему законодательству с учетом стандартов оформления организационно-распорядительных и учетных документов. Также аудитор проверил порядок хранения кадровых документов. Аудитор убедился, что приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности работников организации (приказы о приеме на работу, приказы о предоставлении очередного отпуска, приказы о командировке), имеющие различные сроки хранения, формируются в разные дела. Лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в дело за определенный год и располагаются в них в алфавитном порядке по фамилиям. В личных делах все документы располагаются в хронологическом порядке их поступления. На все документы, содержащиеся в личном деле, составлены внутренние описи. Таким образом, аудитор сделал вывод, что порядок организации и хранения кадровых документов нарушен не был.

     На следующем этапе аудитор проверил внутренние распорядительные документы, регулирующие трудовые отношения работников организации и руководителя. К таким документам относятся штатное расписание, положения по оплате труда, положения о премировании и стимулировании работников.

     При проверке первичных документов аудитором  был обнаружен следующий недостаток: на некоторых документах отсутствует подписи работника бухгалтерии, ответственного за их заполнение, и подписи руководителя ООО «Комфорт» на приказах о предоставлении отпуска. Росписи работников присутствуют на всех документах, все разные.

     Аудитор проверил трудовые книжки, их наличие, правильность оформления и хранения. В результате аудитор обнаружил, что был совершен перевод работника на другую должность и работодатель внес в трудовую книжку соответствующую запись и при этом заверил ее подписью руководителя и печатью организации. Это является нарушением порядка ведения трудовых книжек, поскольку подпись руководителя и печать организации должны быть внесены в трудовую книжку работника только после записи об увольнении работника. Исправить такое нарушение практически невозможно, поскольку фактически это не является записью в трудовой книжке, и признать ее недействительной нельзя. Аудитор порекомендовал в дальнейшем при заполнении трудовых книжек строго соблюдать соответствующие правила и требования.

     На следующем этапе аудитор на основании данных бухгалтерского учета, расчетно-платежных ведомостей проверил соответствие данных синтетического и аналитического учета. Для этого он сопоставил на одну и ту же дату сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге и в платежных ведомостях. Результаты проведенной проверки  были отражены в таблице (табл. 3.2).

Таблица 3.2

     Результаты проведенной проверки сальдо по счету 70 «Расчеты  по оплате труда»

Наименование  периода Сальдо по счету 70 Расхождения между данными аналитического и  синтетического учета
по  данным Главной книги по данным платежных  ведомостей
Январь 2010 г. 1 368 652,20  1 368 652,20  0
Февраль 2010 г. 1 370 289,39  1 370 289,39  0
Март 2010 г. 1 695 862,60  1 695 862,60  0
Апрель 2010г. 1 368 652,54  1 368 652,54  0
Май 2010 г. 1 658 952,00  1 658 952,00  0
Июнь 2010г. 1 368 652,50  1 368 652,50  0
Июль 2010г. 1 568 955,00  1 568 820,00  0
Август 2010г. 1 568 989,68  1 568 989,68  0
Сентябрь 2010г. 1 589 655,00  1 589 655,00  0
Октябрь 2010г. 1 368 652,55  1 368 652,55  0
Ноябрь 2010г. 1 569 852,60  1 569 852,60  0
Декабрь 2010г. 1 569 852,00  1 569 852,00  0
 

     По данным аудиторской проверки данного этапа, расхождения между данными аналитического и синтетического учета обнаружены не были.

     На следующем этапе проверки аудитор выборочно проверил правильность начисления заработной платы, отраженной по кредиту счета 70 «Расчеты по оплате труда» на примере нескольких работников ООО «Комфорт». Для проверки были выбраны работники с различной системой оплаты труда.

      При проверке аудитор обнаружил ошибку. Сотруднику Тихонову А. В. в течение двух месяцев с февраля по март 2010г. начисляли зарплату больше, чем надо, т.к. бухгалтер ошибся в расценках по сдельным нарядам. Тихонову в феврале было начислено 19 211 руб. вместо 14 328 руб., а в марте – 18 174 руб. вместо 13 118 руб. Бухгалтер выяснила, что ошиблась и за апрель 2009г. начислила зарплату в размере 14 127 руб. за минусом переплаченной ранее суммы. Таким образом, сотруднику  выдали только 36,73%  суммы от заработанной платы:

      14 127 – (19 211 + 14 328) – (17 174 + 13 118) = 5 188 руб.

      5 188 руб. / 14 127 руб. * 100  =  36,73%. 

      Поступив, таким образом, бухгалтер нарушил законодательство. В ст. 138 ТК РФ сказано, что можно удерживать с сотрудника не более 20% от размера выплат.

     Аудитор выборочно проверил соответствие фактически начисляемых тарифных ставок и окладов тем тарифным ставкам и окладам, которые оформлены в виде штатного расписания и утверждены Генеральным директором ООО «Комфорт». В результате проверки аудитор ошибок не обнаружил.

     На следующем этапе выборочно по нескольким сотрудникам организации проверялась обоснованность и правильность начисления основных и дополнительных выплат, таких как оплата очередных ежегодных отпусков, оплата больничных листов. Особое внимание аудитор уделил проверке правильности исчисления среднего заработка.

       В результате проверки аудитор  обнаружил, что из-за ошибки, допущенной  в расчетах, одной из сотрудниц ООО «Комфорт» в течение нескольких месяцев переплачивали пособие по уходу за ребенком, завышенную сумму ставили к возмещению из ФСС РФ. Возвращать переплату сотрудница отказалась. В сложившейся ситуации аудитор порекомендовал пересчитать пособие и откорректировать расчеты с ФСС РФ. В учете исправления отразить бухгалтерскими записями:

     Дебет счета 69 Кредит счета 70 – сторнирована сумма излишне начисленного пособия.

     Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы»  Кредит счета 70 – списана излишне  начисленная сумма на расходы компании.

     С суммы, которая была выплачена сотруднице сверх пособия, является обычной  денежной выплатой, а значит, с нее нужно удержать НДФЛ. Поскольку бухгалтер этого не сделал, ему нужно сообщить в налоговую о том, что налог не был удержан. Кроме того, на излишне выплаченные сотруднице деньги придется начислить страховые взносы.

     Также в результате проверки данного этапа  аудитор установил, что сумма отпускных, выплаченных работникам организации за 2010г., составила          150 000 руб. Она документально подтверждена приказами о предоставлении отпуска работникам и расчетами суммы отпускных произвольной формы. Таким образом, бухгалтером нарушен порядок документального оформления суммы отпускных.

     Согласно  Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» необходимо составлять следующие документы:

  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику по форме № Т-6;
  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику по форме № Т-60.

     Поэтому для того, чтобы расходы на оплату отпуска работникам были признаны документально  подтвержденными в бухгалтерском  и в налоговом учете, бухгалтеру необходимо используемые формы приказов о предоставлении отпуска заменить на унифицированные формы, расчет отпуска осуществлять в унифицированной форме № Т-60.

     Следующим этапом аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда  стала проверка правильности начисления сумм удержаний из заработной платы работников ООО «Комфорт». Наибольшее внимание было уделено правильности удержания из заработной платы налога на доходы физических лиц. Аудитор проверил правильность удержания НДФЛ выборочно по нескольким работникам. При этом он убедился в правомерности применения стандартных налоговых вычетов, наличии заявлений работников на налоговые вычеты и документов, подтверждающих право на их получение. Также аудитор проверил сумму удержаний, наличие первичных документов своевременность и правильность отражения их в регистрах бухгалтерского учета, своевременность перечисления НДФЛ в бюджет.

     В результате проверки аудитор обнаружил, что у нескольких работников, которым предоставлялся стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., не было написано заявление на предоставление такого вычета. Аудитор порекомендовал написать заявление на предоставление стандартного налогового вычета тем сотрудникам, у кого они отсутствовали, в произвольной форме, и подать их в бухгалтерию.

Информация о работе Совершенствование учета и аудит расчетов с персоналом по оплате труда и в коммерческой организации