Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке региона, и разработка рекомендаций по ее повышению и практической реализации (на примере ОАО «Уральский банк Сбербанка России»).
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить экономическую сущность конкурентоспособности кредитных организаций, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности кредитной организации;
- предложить направления повышения конкурентоспособности кредитной организации;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.
Введение…………………………………………….………………...………..….6
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности кредитных организаций...9
1.1 Банковская конкуренция: понятие и виды…….……………………….…....9
1.2 Конкурентоспособность кредитных организаций и критерии ее определяющие……………………………………………………………..….….15 1.3 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности
кредитных организаций……………………………………......................…….21
2 Оценка конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк Сбербанка России»……………………..….…….……38
2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона…………...….…….38
2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского Банка Сбербанка России»..………...………..…….….……43
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»…………………...………………………………………………………57
3 Повышение конкурентоспособности кредитной организации……………..67
3.1 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
кредитной организации……………………………………………….…………67
3.2 Улучшение работы с персоналом как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности кредитной организации………....73
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских
услуг физическим и юридическим лицам……………….……………….…....79
3.4 Стимулирование платежеспособного спроса как фактора повышения
конкурентоспособности кредитного учреждения……………………………..84
Заключение……………………………………………………………………….95
Литература………………...……………………………………………........…..99
В отчетном периоде филиал продолжал реализацию социальных программ по добровольному медицинскому страхованию, оплате санаторно-курортного лечения, летнего отдыха детей работников филиала.
Одним из направлений совершенствования работы с персоналом является управление мотивацией труда персонала ОАО «Уральского банка Сбербанка России» . Задача мотивации труда в практике управления - побуждение людей наиболее эффективно выполнять работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями.
Резервы усиления роли и места мотивации труда в практике управления персоналом банк в следующих факторах:
Проецируемая система мотивации ОАО «Уральского банка Сбербанка России» должна быть направлена на:
- управление мотивацией сотрудников;
- стимулирование персонала к наилучшим результатам по достижению целей филиала в соответствии со стратегией развития;
- повышение личной и командной результативности работников;
- установление непосредственной зависимости оплаты труда и иных льгот сотрудников от достижения ими конкретных результатов в соответствии с утвержденными планами работ;
- привлечение и удержание работников, необходимых филиалу;
- позиционирование кредитной организации как «лучшего работодателя» г. Екатеринбурга.
Проанализировав систему мотивации ОАО «Уральского банка Сбербанка России» уже сегодня можно добавить безболезненные для филиала и действенные для работников методы стимулирования. В обобщенном виде приоритетные направления мотивации труда работников банка представлены в виде таблицы (табл. 3.3.).
Таблица 3.3 - Приоритетные направления мотивации работников ОАО «Уральского банка Сбербанка России»
Руководители отделов и подразделений |
Специалисты |
Операционисты |
1) по возможности
поставить в зависимость | ||
2) создать более
совершенную систему | ||
3) дать возможность
выполнять более сложные, |
3) при каждом удобном случае показывать значимость и необходимость для банка труда операциониста | |
4) уделять больше внимания
организации труда |
4) создавать условия для дальнейшего продвижения (возможна "двойная лестница") и подробно (детально) информировать работников о возможных перспективах их карьерного роста |
4) поддерживать стремление
к контактам, неформальному |
5) обеспечивать возможность
для обучения и развития, которые,
повышая уровень |
5) по возможности улучшать условия труда |
Итак, для разных групп работников необходимы и свои особенности мотивирования. Методы мотивации операционистов и специалистов - различны, так как особенности их работы таковы, что необходим не только особый подход к каждой группе работников, но и к каждому индивидууму.
Мотивационный механизм ОАО «Уральского банка Сбербанка России» должен базироваться на гибком сочетании разнообразных форм поощрения трудовой активности, совмещая материальные, материально-неденежные и нематериальные инструменты. Нематериальных инструментов мотивации гораздо больше, а значит, и возможности для реализации основных принципов системы индивидуальности, прозрачности, структурности, симметричности увеличиваются. Возможные варианты системных нематериальных инструментов мотивации, которые также можно предложить для реализации в ОАО « Уральский банк Сбербанка России» представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Нематериальные системные инструменты мотивации
Варианты мотивационных инструментов |
Примерная стоимость |
Переходящий титул на определенное время |
0 руб. |
Почетная грамота, знак отличия |
Бланк 20 руб. |
Размещение фотографии на Доске почета |
От 5 руб. (печать готовой фотографии) до 200 руб. (комплект фото в салоне, либо портрет в рамке) |
Награждение билетами в кино, театр, на концерт (на 2 лица) |
От 120 до 1000 руб. |
Именное рабочее кресло и мебель на заказ (для специалистов и линейных руководителей) |
Рабочее место (стол + тумбочка) от 10 000–15 000 руб. до 25 000–40 000 руб., офисное кресло от 8000–12 000 руб. до 12 000–20 000 руб. |
Именные канцелярские принадлежности (для специалистов и руководителей) |
Папки: от 50 до 1500 руб., бумага: от 1500 до 3000 руб. / 500 шт. |
Фото представителя в буклете или календаре Общества |
Закладывается в бюджет
на рекламную продукцию |
Оплата годового абонемента в спортивный клуб, бассейн, фитнес-клуб |
От 4500 руб. до 25 000 |
Возможность в течение
дня исполнять обязанности |
Без права подписи финансовых документов 0 руб. |
Коллективные мероприятия |
От 0 руб. до 2000–4000 руб. в час |
Кроме системных инструментов, которые предлагают менеджеры по персоналу и которые в целом нацелены на удовлетворения потребностей рядовых работников, существуют также другие инструменты нематериальной мотивации сотрудников:
- управленческие инструменты: участие в принятии решений, делегирование полномочий;
- реализация статуса сотрудника: выступление на конференциях, семинарах Общества, участие в работе профессиональных и отраслевых ассоциаций, написание статей в профессиональные издания, преподавательская деятельность;
- программы признания: профессиональные конкурсы, участие в благотворительных проектах.
Исходя из данных о возможном применении нематериальных инструментов мотивации работников, был составлен бюджет затрат ОАО «Уральского банка Сбербанка России» на данный инструментарий на 01.01.2010г.
Таблица 3.5 - Нематериальные системные инструменты мотивации
Варианты мотивационных |
Затраты, руб. |
Почетная грамота, знак отличия |
1000,0 |
Размещение фотографии на Доске почета |
3000,0 |
Награждение билетами в кино, театр, на концерт (на 2 лица) |
50000,0 |
Именное рабочее кресло и мебель на заказ |
75000,0 |
Именные канцелярские принадлежности |
45000,0 |
Оплата годового абонемента в спортивный клуб, бассейн, фитнес-клуб |
50000,0 |
Совместные коллективные мероприятия (спорт и отдых) |
200000,0 |
Итого затрат на нематериальные инструменты мотивации |
424000,0 |
Как показали расчеты, величина затрат филиала на нематериальные инструменты мотивации работников филиала составляют 424 тыс. руб.
Описанные выше введения в систему мотивации ОАО «Уральского банка Сбербанка России» могут реально стимулировать деятельность филиала, удерживать квалифицированные кадры, а также побуждать к саморазвитию и повышению квалификации каждого члена коллектива. Также, что немало важно, косвенно ведут к увольнению недобропорядочных работников банка.
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских услуг физическим и юридическим лицам
Одним из направлений
повышения
Специфика функционирования многофилиальной банковской структуры ОАО «Уральского банка Сбербанка России» на локальном рынке обусловливается трехуровневой иерархией ее построения:
- первый уровень филиальной сети - головной офис;
- второй уровень - филиалы банка;
- третий - дополнительные офисы, обменные пункты, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, и выражается в дифференциации продуктового ряда, а также уровней полномочий в принятии основных экономических и хозяйственных решений в зависимости от позиционирования подразделения в структуре банка.
Основываясь на изучении опыта функционирования многофилиальных банковских структур на российском рынке банковских услуг, следует рассмотреть систему ограничений функционирования филиала многофилиального коммерческого банка, определяющей возможности филиалов коммерческих банков наращивать и удерживать конкурентные преимущества на локальных рынках. В общем виде ее можно представить в виде комплекса «вложенных» систем ограничений, состоящего из:
Способность филиала
нивелировать и/или компенсировать
влияние внутренних ограничений
определяет его возможности по достижению
установленных экономических
В качестве подобного инструмента может быть предложена Программа реализации клиентоориентированной модели функционирования филиала, включающая четыре последовательных блока мероприятий:
- формирование клиентоориентированной структуры филиала;
- развитие клиентской базы филиала;
- совершенствование технологий обслуживания клиентов;
- повышение лояльности корпоративного клиентского сегмента, направленных на трансформацию процесса обслуживания корпоративных клиентов с «продуктоориентированного», направленного на максимально эффективную «продажу» фиксированного набора банковских продуктов, на «клиентоориентированный», цель которого - максимальное соответствие производимых продуктов и способа их реализации в структуре предпочтений.
Использование потенциала существующих коммуникационных каналов корпоративных клиентов с целью распространения информации об условиях кредитования физических лиц и привлечения на обслуживание в банке может служить эффективным инструментом наращивания конкурентных преимуществ банка на локальном рынке банковских услуг. Механизм реализации подобных отношений должен включать следующую систему элементов (рисунок. 3.3)
Рисунок 3.3 - Алгоритм реализации технологии наращивания розничного кредитного портфеля банка на основе клиентоориентированной стратегии
ОАО «Уральский банк Сбербанка России» для обеспечения эффективной деятельности на региональном рынке кредитования населения и повышения конкурентоспособности, необходимо иметь оперативную информацию о появлении конкурентов, о новых кредитных продуктах и услугах, о запросах клиентов. Эту информацию можно получить с помощью регулярно проводимого мониторинга регионального розничного рынка кредитных услуг по предлагаемым направлениям (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Модель проведения регионального банковского мониторинга рынка кредитных услуг населению
Информация о работе Повышение конкурентоспособности кредитной организации