Повышение конкурентоспособности кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке региона, и разработка рекомендаций по ее повышению и практической реализации (на примере ОАО «Уральский банк Сбербанка России»).
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить экономическую сущность конкурентоспособности кредитных организаций, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности кредитной организации;
- предложить направления повышения конкурентоспособности кредитной организации;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………….………………...………..….6

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности кредитных организаций...9
1.1 Банковская конкуренция: понятие и виды…….……………………….…....9
1.2 Конкурентоспособность кредитных организаций и критерии ее определяющие……………………………………………………………..….….15 1.3 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности
кредитных организаций……………………………………......................…….21

2 Оценка конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк Сбербанка России»……………………..….…….……38
2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона…………...….…….38
2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского Банка Сбербанка России»..………...………..…….….……43
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»…………………...………………………………………………………57

3 Повышение конкурентоспособности кредитной организации……………..67
3.1 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
кредитной организации……………………………………………….…………67
3.2 Улучшение работы с персоналом как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности кредитной организации………....73
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских
услуг физическим и юридическим лицам……………….……………….…....79
3.4 Стимулирование платежеспособного спроса как фактора повышения
конкурентоспособности кредитного учреждения……………………………..84

Заключение……………………………………………………………………….95
Литература………………...……………………………………………........…..99

Работа содержит 1 файл

dok. диплом 2.doc

— 2.06 Мб (Скачать)

 

Показатель структуры расходов (ПД4) определяется по формуле:

       

                           ПД4 = (Рау / ЧД) * 100,                                               (1.15)

 

где Рау - административно-управленческие расходы [2];

     ЧД - показатель "Чистые доходы (расходы)" формы 0409807 "Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)" [2];

 

Показатель чистой процентной маржи (ПД5) определяется по формуле:

 

                           ПД5 = (ЧДп / Аср) * 100,                                            (1.16)

 

где ЧДп - чистые процентные доходы. Представляют собой разность между процентными доходами и процентными расходами [2];

Показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД6) определяется по следующей формуле:

 

                          ПД6 = (Дп /СЗср) * 100 - (Рп / ОБср) * 100,                (1.17)

 

где СЗср - средняя величина ссуд [2];

       ОБср - средняя величина обязательств, генерирующих процентные выплаты [2].

 

Показатели оценки ликвидности включает показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

Показатели  ликвидности активов состоят  из показателя соотношения высоколиквидных  активов и привлеченных средств, показателя мгновенной ликвидности  и показателя текущей ликвидности.

Показатель  соотношения высоколиквидных активов  и привлеченных средств (ПЛ1) определяется по следующей формуле:

 

                          ПЛ1 = (Лам / ПС) *100,                                                (1.18)

 

где Лам - высоколиквидные активы банка, определенные в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И;

      ПС - привлеченные средства [2].

 

Показатель  мгновенной ликвидности (ПЛ2) определяется в порядке, установленном для  расчета обязательного норматива  Н2 "Норматив мгновенной ликвидности банка" в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И. Показатель текущей ликвидности (ПЛ3) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н3 "Норматив текущей ликвидности банка" в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И.

Показатели  ликвидности и структуры обязательств состоят из показателя структуры  привлеченных средств, показателя зависимости  от межбанковского рынка, показателя риска  собственных вексельных обязательств и показателя небанковских ссуд.

Показатель структуры привлеченных средств (ПЛ4) рассчитывается по следующей формуле:

 

                              ПЛ4 = (Овм / ПС) * 100,                                           (1.19)

 

где Овм - обязательства (пассивы) до востребования, определенные в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И.

 

Показатель  зависимости от межбанковского рынка (ПЛ5) определяется по следующей формуле:

 

                          ПЛ5 = (ПСбк – СЗбк)/ ПС *100,                                (1.20)

 

где ПСбк - межбанковские кредиты (депозиты) полученные. Представляют собой итог раздела II формы 0409501 "Сведения о межбанковских кредитах и депозитах" [5];

       СЗбк - межбанковские кредиты (депозиты) предоставленные. Представляют собой итог раздела I формы 0409501.

 

Показатель риска собственных вексельных обязательств (ПЛ6) определяется по следующей формуле:

 

                         ПЛ6 = (Ов / К)* 100,                                                (1.21)

 

где Ов - выпущенные банком векселя и банковские акцепты.

 Представляют собой сумму исходящих остатков на счетах N 523 "Выпущенные векселя и банковские акцепты" и N 52406 "Векселя к исполнению" формы "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" [5].

 

Показатель  небанковских ссуд (ПЛ7) определяется по формуле:

 

                          ПЛ7 = (СЗнб / ПСнб) * 100,                                     (1.22)

 

где СЗнб - ссуды, предоставленные клиентам - некредитным организациям (включая ссуды, предоставленные физическим лицам). Определяется как разница показателей СЗ и СЗбк;

      ПСнб - показатель "Средства клиентов (некредитных организаций)".

 

Показатели  общей ликвидности банка состоят  из показателя усреднения обязательных резервов и показателя обязательных резервов.

Показатель  усреднения обязательных резервов (ПЛ8) характеризует отсутствие (наличие) у банка факта невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 года N 255-П ("Вестник Банка России" от 18 октября 2006 года N 56). В случае неиспользования банком в анализируемом периоде усреднения обязательных резервов показателю ПЛ8 присваивается балл 1.

Показатель  обязательных резервов (ПЛ9) характеризует  отсутствие (наличие) у банка фактов неуплаченного недовзноса в обязательные резервы. Оценивается в календарных днях длительности неуплаты за месяц, предшествующий отчетной дате, на которую рассчитывались показатели финансовой устойчивости в соответствии с Положением Банка РФ N 248-П.

Показатель  риска на крупных кредиторов и  вкладчиков (ПЛ10) рассчитывается по следующей формуле:

 

                          ПЛ10 = (Овкк / Лат)* 100,                                      (1.23)

 

где Овкк - сумма обязательств банка по кредиторам и вкладчикам (группам связанных кредиторов и вкладчиков), доля которых в совокупной величине всех обязательств банка составляет 10 и более процентов [5];

       Лат - ликвидные активы, определенные в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И.

 

Итоговые значения критериев  внутренней среды банка рассчитываются  по формулам (1.24)-(1.28):

 

                         Кок= Σ(Рокi* vi),                                                                 (1.24)

 

                       Коа= Σ(Роаi* wi),                                                                                   (1.25)

 

                         Ккуб= Σ (Ркубi* xi),                                                       (1.26)

 

                        Кд = Σ(Риi* yi),                                                                (1.27)

 

                         Кл = Σ(Рлi* zi),                                                                                        (1.28)

 

 

где Кок, Коа, Ккуб, Кд, Кл – соответственно критерии оценки капитала, оценки активов, оценки качества управления банком, его операциями и рисками, оценки доходности и оценки ликвидности;

        Рокi, Роаi, Ркубi, Рдi, Рлi - соответственно i-е относительные показатели критериев Кок, Коа, Ккуб, Кд, Кл;

        vi, wi, xi, yi, zi – соответственно i-е коэффициенты значимости каждого i-го относительного показателя Рокi, Роаi, Ркубi, Рдi, Рлi.

 

Оценку внутренней среды банка рекомендуется осуществлять по формуле:

 

        Овнутрок*0,343+Коа*0,337+Ккуб*0,277+Кд*0,011+Кл*0,032,    (1.29)

 

где 0,343, 0,337, 0,277, 0,011, 0,032 - коэффициенты значимости критериев внутренней среды банка соответственно.

 

Конкурентоспособность коммерческого  банка, как финансового посредника между участниками рыночных отношений, находится в тесной зависимости  от стабильности и социально-экономического состояния региона, где действует банк, и страны в целом. Поэтому оценка уровня его конкурентоспособности должна охватывать не только анализ внутренней среды, включающей количественные и качественные характеристики его деятельности, но и анализ внешней среды.

При этом внешняя среда (равная для всех участников финансового рынка) характеризуется:

- благосостоянием населения,

- развитием реального сектора экономики региона,

- результатами государственного регулирования экономики страны.

Анализ первых двух критериев целесообразно проводить относительно региона, где банк осуществляет свою деятельность, показатели третьего критерия характеризуют финансовое положение страны. Некоторые показатели (определяемые относительно данных по стране) рассчитываются самостоятельно на основе статистической отчетности, другие являются готовыми данными Госкомстата.

Итоговые значения критериев внешней  среды банка рассчитываются  по формулам (1.30)-(1.32):

 

                                     Ксн= Σ(Рснi* si),                                                   (1.30)

 

                                     Крс= Σ(Ррсi* ri),                                                                      (1.31)

 

                                    Кгр= Σ (Ргрi* qi),                                                   (1.32)

 

где Ксн, Крс, Кгр – соответственно критерии динамики состояния населения, реального сектора экономики, результатов государственного регулирования;

        Рснi , Ррсi, Ргрi - соответственно i-е относительные показатели критериев Ксн, Крс, Кгр;

        si, ri, qi – соответственно i-е коэффициенты значимости каждого i-го относительного показателя Рсн , Ррс, Ргр.

 

Таким образом, оценку внешней среды банка целесообразно проводить по формуле:

 

                              Овнешсн*0,293 + Крс*0,485 + К гр*0,222,             (1.33)

 

где 0,293, 0,485, 0,222- коэффициенты значимости критериев внешней среды банка соответственно.

 

Основным достоинством предлагаемой методики оценки внешней  среды является, на наш взгляд,  доступность, поскольку она основывается на базе данных публикуемой отчетности и результатов анализа финансового рынка: материалов статистических сборников Госкомстата; информации, размещенной в СМИ и в сети Интернет, результатов индивидуального анализа  регионального рынка и д.р. [6].

При условии систематического мониторинга внешней среды банка, данный анализ дает наиболее полное представление  об условиях функционирования как самого банка, так и его конкурентов  и позволяет оценить перспективы  и угрозы их развития.

В итоге, рассчитывается интегральный коэффициент конкурентоспособности коммерческого банка (Ккс):

 

                            Ккс = Овнутр*0,75+ Овнеш * 0,25,                                   (1.34)

 

Путем соотношения итогового значения интегрального коэффициента конкурентоспособности коммерческого банка с верхним пределом шкалы, применяемой для приведения всех показателей к сопоставимому виду, определяется относительный уровень конкурентоспособности каждого банка, участвующего в оценке.

Характеризуя данную методику анализа конкурентоспособности коммерческого банка, отметим, что она основывается на базе официальных данных публикуемой отчетности и анализа рынка. Однако, несмотря на то, что результаты экспертных оценок, предусмотренных методикой, носят субъективный характер, в зависимости от первостепенной цели анализа конкурентоспособности банков - конкурентов, стоящей перед экспертами (в качестве цели может выступать выявление конкурентного преимущества по качеству активов и пассивов, прибыльности или имиджу и др.), значения коэффициентов значимости показателей и критериев могут быть изменены.

Проведенная оценка общего уровня конкурентоспособности кредитных организаций позволяет выявить их сильные и слабые стороны, проанализировать особенности функционирования, а также обозначить перспективные направления развития банковской системы региона, и, как следствие, финансового рынка в целом [20].

Оценка относительного конкурентного потенциала кредитных организаций, хотя и является субъективной, тем не менее, служит важной аналитической базой, определяющей направленность действий банковского менеджмента.

Комплексное изучение конкурентоспособности коммерческого банка создает основу для принятия правильных управленческих решений не только в области оптимизации деятельности по важнейшим направлениям обслуживания клиентов, но и при обосновании задач, решаемых в рамках реализации конкурентной стратегии.

 

2 Оценка  конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк сбербанка россии»

 

2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона

 

В целях анализа рынка банковских услуг Уральского региона следует рассмотреть предпочтения потребителей к различным банковским услугам. Данное аналитическое исследование базируется на результатах маркетингового исследования, проведенного в июне 2010 г.  Выборка включает в себя 500 респондентов, выбранных по квотному принципу. Основные признаки выборки: пол, возраст, образование. Опрос проводился методом анкетирования по месту жительства респондентов. Отклонения от структуры генеральной совокупности не превышают 3-5%, что позволяет считать объем выборки репрезентативным, а результаты опроса достоверными.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности кредитной организации