Повышение конкурентоспособности кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке региона, и разработка рекомендаций по ее повышению и практической реализации (на примере ОАО «Уральский банк Сбербанка России»).
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить экономическую сущность конкурентоспособности кредитных организаций, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности кредитной организации;
- предложить направления повышения конкурентоспособности кредитной организации;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………….………………...………..….6

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности кредитных организаций...9
1.1 Банковская конкуренция: понятие и виды…….……………………….…....9
1.2 Конкурентоспособность кредитных организаций и критерии ее определяющие……………………………………………………………..….….15 1.3 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности
кредитных организаций……………………………………......................…….21

2 Оценка конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк Сбербанка России»……………………..….…….……38
2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона…………...….…….38
2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского Банка Сбербанка России»..………...………..…….….……43
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»…………………...………………………………………………………57

3 Повышение конкурентоспособности кредитной организации……………..67
3.1 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
кредитной организации……………………………………………….…………67
3.2 Улучшение работы с персоналом как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности кредитной организации………....73
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских
услуг физическим и юридическим лицам……………….……………….…....79
3.4 Стимулирование платежеспособного спроса как фактора повышения
конкурентоспособности кредитного учреждения……………………………..84

Заключение……………………………………………………………………….95
Литература………………...……………………………………………........…..99

Работа содержит 1 файл

dok. диплом 2.doc

— 2.06 Мб (Скачать)

Условное обозначение

Коэф. знач.

Оценка в баллах

Оценка показателей  с учетом коэффициентов весомости

01.01.

2009г.

01.01.

2010г.

01.01.

2009г.

01.01.

2010г.

Критерий динамики состояния населения региона

0,293

33,093

46,012

9,700

13,487

Критерий состояния реального  сектора экономики региона

0,485

28,111

10,410

13,640

5,051

Критерий результатов государственного регулирования экономики страны

0,222

10,000

10,000

2,217

2,217

Оценка внешней среды банка

25,557

20,755


 

Расчеты показывают ухудшение состояния внешней среды в 2010 году по сравнению с 2009 годом, что обусловлено неоднозначным изменением значений критериев. В 2010 году наблюдается резкий спад состояния реального сектора экономики, что в настоящее время и в последующие годы может сказаться на снижении конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России» и всей банковской системы региона. При этом, возрастает значение критерия состояния населения, открывая перед банками, при условии правильно построенной работы, новые возможности и перспективы развития бизнеса. По результатам оценки, результативность мер Правительства остается на протяжении двух лет на одном уровне.

Теперь следует провести оценку внутренней среды как филиала , так и банков-конкурентов, присутствующих на данном рынке банковских услуг. В результате анализа финансового положения, качества управления банком и конкурентоспособности предоставляемых ими услуг на 01.07.2010г. были получены показатели, входящие в состав критериев оценки внутренней среды банков-конкурентов. Применяя пятидесятибальную шкалу, проводится оценка показателей внутренней среды ОАО «Уральского банка Сбербанка России» и банков-конкурентов на 01.07.2010 г. Ввиду конфиденциальности полученной информации показатели внутренней среды банков в работе не предоставляются. Получив относительные значения показателей, учитывая предусмотренные методикой коэффициенты их значимости, рассчитываются критерии внутренней среды  филиала и банков-конкурентов за анализируемый год по формулам (1.24)-(1.28) соответственно (табл. 1-5, Приложение Д).

Окончательный расчет критериев  внешней среды банков осуществляется с учетом коэффициентов значимости. Оценка его внутренней среды проводится по формуле (1.29) и представлена в табл. 2.5.

 

 

Таблица 2.5 - Расчет критериев и оценка внутренней среды банков-конкурентов на 01.07.2010г.

Условное обозначение

 

Критерий динамики состояния активов банка

Коэф. знач.

Оценка в баллах

ОАО «Уральский банк Сбербанка »

ОАО «ВТБ»

ОАО «УБРиР"

ОАО «Альфа-банк»

ОАО «Уралтрансбанк»

Критерий динамики состояния капитала  банка

0,343

35,7

36,3

25,2

23,4

29,3

Критерий динамики состояния качества управления банком

0,277

37,8

33,6

35,6

17,3

26,4

Критерий динамики состояния активов банка

0,337

36,5

34,3

16,7

13,5

19,9

Критерий динамики доходности банка

0,337

36,5

34,3

16,7

13,5

19,9

Критерий динамики ликвидности  банка

0,277

37,8

33,6

35,6

17,3

26,4

Оценка внутренней  среды банка

0,011

47,9

42,2

44,4

40,9

40,8

А

6

7

8

9

10

Критерий динамики состояния капитала  банка

0,343

12,245

12,451

8,644

8,026

10,050

Критерий динамики состояния активов банка

0,337

12,301

11,559

5,628

4,550

6,706

Критерий динамики состояния качества управления банком

0,277

10,471

9,307

9,861

4,792

7,313

Критерий динамики доходности банка

0,011

0,527

0,464

0,488

0,450

0,449

Критерий динамики ликвидности  банка

0,032

0,538

0,614

0,374

0,358

0,387

Оценка внутренней  среды банка

 

36,081

34,396

24,996

18,176

24,905


 

Так, по результатам оценки внутрибанковской работы лидирует ОАО «Уральский банк Сбербанка России» , имеющий самый высокий имидж при низком уровне конкурентоспособности услуг, что является следствием политики банка, заключающейся в оказании услуг высокого качества по низкой цене. Филиал Сбербанка России отличается среди конкурентов ликвидностью, но теряет свои позиции по доходности и конкурентоспособности услуг. ОАО «УБРиР» занимает третью позицию, добившись наиболее оптимального соотношения качества и стоимости оказываемых услуг, что обусловило их наибольшую конкурентоспособность.

На основании анализа внутрибанковской работы и внешних условий развития банков в динамике произведен расчет интегральных коэффициентов конкурентоспособности оцениваемых кредитных организаций и определен относительный уровень их конкурентоспособности (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6 - Динамика уровня конкурентоспособности банков-конкурентов

Наименование банка

Интегральный коэффициент конкурентоспособности

Относительный интегральный коэффициент конкурентоспособности

Рейтинг банков по конкурентоспособности

01.01.

2009г.

01.01.

2010г.

01.01.

2009г.

01.01.

2010г.

ОАО «Уральского  Банка Сбербанка России»

31,807

32,249

0,636

0,645

1

ОАО «ВТБ»

31,751

30,986

0,635

0,620

2

ОАО «УБРиР»

23,735

23,935

0,475

0,479

3

ОАО «Альфа-банк»

17,871

18,821

0,357

0,376

5

ОАО «Уралтрансбанк»

25,569

23,868

0,511

0,477

4


 

Исследования показали, что общий уровень конкурентоспособности банков - конкурентов на финансовом рынке Уральского региона на 01.01.2010г. году по сравнению с предыдущим годом снизился, но позиции анализируемых банков остались неизменными и распределились следующим образом: наибольшей степенью конкурентоспособности обладает «Уральский банк Сбербанка России», на втором месте находится ОАО «ВТБ», замыкает тройку лидеров ОАО «УБРиР».

Проведенная оценка общего уровня конкурентоспособности кредитных организаций позволила выявить их сильные и слабые стороны, проанализировать особенности функционирования, а также обозначить перспективные направления развития банковской системы региона, и, как следствие, финансового рынка в целом.

Для оценки конкурентоспособности банковских услуг ОАО «Уральского Банка Сбербанка России» путем сопоставления результатов его бизнеса с достижениями других участников рынка следует воспользоваться методикой составления рейтинга коммерческих банков по конкурентоспособности на основе Бостонской консалтинговой группы.

Отталкиваясь от данной концепции БКГ, конкурентоспособность  коммерческих банков определялась по двум показателям: по доле рынка, которую занимают на нем кредитные организации, и темпам роста соответствующего направления бизнеса коммерческого банка.

Матрица БГК выделяет четыре типа СХЗ и предполагает стратегии  для каждого из них. Горизонтальная ось показывает долю рынка, которую занимает каждый продукт. Доля рынка измеряется в частях относительно объема аналогичной продукции, реализуемой лидером. Горизонтальная ось варьируется от 0 до 1,4-1,6, деления нанесены по логарифмической шкале. Вертикальная ось показывает годовой темп роста продукта в данной отрасли: от 0 до 220-240%; 110% выделяется в качестве раздела между быстрым и медленным  ростом.

Матрица БКГ предполагает следующий набор решений:

    - «звезды» - оберегать и укреплять позиции;

  • «собаки» - по возможности избавляться от этих стратегических зон хозяйствования, если нет всяких причин их оставлять;
  • «дойные коровы» - жесткий контроль капиталовложений, передача избытка выручки под контроль высшего руководства;
  • «трудный ребенок» - следует проводить изучение: могут ли данные стратегических зон хозяйствования при известных капиталовложениях превратится в звезды.

Данные для построения матрицы БКГ в целях изучения конкурентных позиций ОАО «Уральского банка Сбербанка России» представлены в табл. 2.7.  Матрица БКГ для хозяйственного портфеля филиала представлена на рис. 2.13.

 

Таблица 2.7 - Динамика объемов продаж ОАО «Уральского банка Сбербанка России»

№ п/п

Виды банковских услуг

Объем продаж,

млн. руб.

Темп роста, %

Уд.

вес, %

Рентабельность продаж, %

Главн. Конкурент ОАО «ВТБ», млн. руб.

Отн. доля рынка

Емкость рынка, млн. руб.

01.01.

2009г.

01.01.

2010г.

А

 Проведение  кредитных операций

44,032

59,357

134,80

35,16

46,18

99,592

0,596

263,807

Б

  Операции  с ценными бумагами

14,996

17,347

115,68

10,28

10,73

31,401

0,553

73,748

В

 Валютные  операции и доходы, полученные по иным валютным ценностям

11,409

14,656

128,46

8,68

2,79

15,983

0,917

49,659

Г

 Расчетно-кассовое  обслуживание

10,249

13,400

130,74

7,94

15,63

11,375

1,178

48,603

Д

 Операции  с пластиковыми карточками

14,134

15,812

111,87

9,37

20,88

12,421

1,273

51,652

Е

 Прочие банковские  услуги

33,856

48,230

142,46

28,57

-28,61

49,517

0,974

132,929

Итого

128,67

168,80

131,18

100,0

12,60

230,289

0,7330

640,398


 

Следует рассмотреть положение продуктов ОАО «Уралкомбанк» в каждой определенной СХЗ.

«Трудный ребенок»: в  данный квадрант попали такие виды банковских услуг как «Проведение кредитных операций» (А) и «Операции с ценными бумагами» (Б). Эти услуги занимают маленькую долю на рынке, но относительно быстрый темп рост отрасли. Ведущее положение на рынке занимают услуги конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях конкуренции нужны значительные средства. ОАО «Уральский  банк Сбербанка России» должен решить, следует ли расширять расходы на продвижение, активнее искать способы продвижения, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка.

Рисунок 2.13 - Матрица БКГ банковских услуг ОАО «Уральского банка Сбербанка России»


 

Товар «А»  («Проведение кредитных операций») способен стать «Звездой», следовательно, в него необходимо вкладывать инвестиции для дальнейшего развития и продвижения на рынок. Такой вид деятельности как «Операции с ценными бумагами» обречен на сползание в нижнюю клетку матрицы (вертикально вниз), превращаясь в «собаку» по мере замедления роста отрасли и перехода рыночного спроса в стадию зрелости, а также вследствие влияния финансового кризиса.

В квадрант «Звезда» попали все остальные виды банковских услуг филиала. Эти продукты имеют  высокую относительную долю рынка. На этой стадии товар самофинансируется. Имеется хороший капитал от продаж, однако практически такая же денежная масса необходима для продвижения на рынок. «Звезды» при стратегии «Оберегать и укреплять позиции» могут перейти в стадию «Дойная корова» (точка Д «Операции с пластиковыми карточками»). Положение на рынке в этой стадии устойчивое, сбыт относительно стабилен, товар приносит дополнительную прибыль и может стать «молочком для вскармливания» других областей деятельности филиала.

Для определения  будущего состояния продуктового портфеля сделана матрица МК-1 (2х2), показывающая существующее состояние продуктового портфеля рис. 2.14.

 Рисунок 2.14 - Матрица МК-1

 

Проанализировав данные матрицы МК-1, можно сделать вывод о том, что такой вид банковских услуг как «Прочие банковские услуги» имеет отрицательную рентабельность, но высокий удельный вес в общем объеме продаж. Филиалу необходимо либо снизить себестоимость данных видов услуг и увеличить цену до максимально возможного уровня, либо вообще уйти с рынка.

Такие виды услуг как  «Операции с ценными бумагами»,  «Валютные операции и доходы, полученные по иным валютным ценностям», «Расчетно-кассовое обслуживание» и «Операции с пластиковыми карточками» имеют низкую рентабельность и низкий удельный вес в общем объеме продаж. Для повышения их рентабельности и увеличение удельного веса продаж необходимо применить стратегию наращивания объемов реализации.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности кредитной организации