Повышение конкурентоспособности кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке региона, и разработка рекомендаций по ее повышению и практической реализации (на примере ОАО «Уральский банк Сбербанка России»).
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить экономическую сущность конкурентоспособности кредитных организаций, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности кредитной организации;
- предложить направления повышения конкурентоспособности кредитной организации;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………….………………...………..….6

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности кредитных организаций...9
1.1 Банковская конкуренция: понятие и виды…….……………………….…....9
1.2 Конкурентоспособность кредитных организаций и критерии ее определяющие……………………………………………………………..….….15 1.3 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности
кредитных организаций……………………………………......................…….21

2 Оценка конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк Сбербанка России»……………………..….…….……38
2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона…………...….…….38
2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского Банка Сбербанка России»..………...………..…….….……43
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»…………………...………………………………………………………57

3 Повышение конкурентоспособности кредитной организации……………..67
3.1 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
кредитной организации……………………………………………….…………67
3.2 Улучшение работы с персоналом как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности кредитной организации………....73
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских
услуг физическим и юридическим лицам……………….……………….…....79
3.4 Стимулирование платежеспособного спроса как фактора повышения
конкурентоспособности кредитного учреждения……………………………..84

Заключение……………………………………………………………………….95
Литература………………...……………………………………………........…..99

Работа содержит 1 файл

dok. диплом 2.doc

— 2.06 Мб (Скачать)

 

В целях достижения и сохранения конкурентоспособности кредитных организаций необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению их конкурентного положения. Одним из элементов такого механизма является оценка конкурентоспособности, направленная на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности.

Оценка уровня конкурентоспособности банковских услуг должна основываться на выявлении перспективных направлений их развития и определении конкурентных позиций изучаемых кредитных организаций на финансовом рынке региона.

Поскольку конкурентоспособность является комплексным показателем эффективности менеджмента кредитной организации, моделирование ее успешного развития строится на концепции взаимозависимости основных факторов и их совокупного влияния на результат [15].

В числе важнейших целевых ориентиров внутренней работы банка, формирующих уровень его конкурентоспособности, целесообразно рассматривать:

- критерии качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности деятельности, отражающие финансовый потенциал, за счет которого происходит дальнейшее банковское развитие;

- критерий имиджа банка, обеспечивающий его успешную деятельность в настоящем и будущем;

- критерий конкурентоспособности услуг, предоставляемых банком, имеющий тесную взаимосвязь с финансовым благополучием и уровнем имиджа [7].

Внешними составляющими успеха кредитной организации, позитивное изменение которых способствует укреплению ее устойчивого конкурентного положения на финансовом рынке, являются благосостояние населения, развитие реального сектора экономики региона, результаты государственного регулирования экономики страны. Обозначенные параметры конкурентоспособности объективно обуславливают проведение анализа совокупности показателей, характеризующих особенности развития банковского бизнеса.

Определение уровня конкурентоспособности услуг, оказываемых банком, является одним из основных элементов анализа его деятельности и основывается на изучении зависимости двух параметров - качества и стоимости. При этом сравнительную характеристику банковских услуг целесообразно проводить по направлениям деятельности: кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, операции с ценными бумагами и т.д., и по основным параметрам качества услуг: ассортимент, потребительское свойство, условия предоставления, скорость предоставления, способы продвижения и т.д. [25].

В связи с этим в работе следует рассмотреть методику оценки конкурентоспособности кредитных организаций, базирующуюся на теории эффективной конкуренции. Методика позволяет получить интегральный коэффициент конкурентоспособности путем расчета ряда индивидуальных критериев, представленных на рис. 1.4, характеризующих направления развития банковского бизнеса.

Наиболее конкурентоспособным является банк, имеющий более высокий уровень критериев качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности, имиджа и конкурентоспособности предоставляемых им услуг по сравнению с основными конкурентами при равных для всех участников финансового рынка условиях внешней среды [20].

Перевод количественных показателей в относительные величины целесообразно производить путем использования коэффициента приведения, учитывающего их максимальное и минимальное значения среди банков - основных конкурентов, таким образом, чтоб минимальное значение (Кmin) имело значение 10 баллов, а максимальное (Кmax) - 50.

 

 

Рисунок 1.4 - Критерии, формирующие банковскую конкурентоспособность

 

Используя коэффициент  приведения (k), рассчитываемый по формуле (1.1), находим относительные значения для показателей, стремящихся к максимуму и к минимуму, соответственно:

 

                              k=40/ ( Kmax- Kmin),                                                              (1.1)

 

                             x'= (x-Kmin) * k + 10,                                                           (1.2)

 

                              x' = 50 – ( x –Kmin) * k,                                                    (1.3)

 

Полученные относительные величины округляются, и в результате балльная шкала для оценки показателей, повышающих уровень конкурентоспособности, приобретает вид:

- от 46 до 50 баллов - 50 баллов - высокий уровень;

- от 36 до 45 баллов - 40 баллов - уровень выше среднего;

- от 26 до 35 баллов - 30 баллов - средний уровень;

- от 16 до 25 баллов - 20 баллов - уровень ниже среднего;

- от 10 до 15 баллов - 10 баллов - низкий уровень.

Оценка минимизируемых показателей производится по балльной шкале в обратном порядке.

При переводе показателей внешней среды в относительные величины применяется тот же подход, что и при оценке финансовой деятельности банков, но, учитывая, что внешние условия для основных конкурентов одинаковы, выбор максимального и минимального критериев производится в динамике. Экспертным путем рассчитываются коэффициенты значимости показателей [20].

Критериями оценки внутренней среды банка могут быть показатели:

- оценки капитала;

- оценки активов;

- оценки качества  управления банком, его операциями и рисками;

- оценки доходности;

- оценки ликвидности [26].

Показатели оценки внутренней среды банка могут быть определены на основании Указания ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (в последней ред. Указаний ЦБ РФ от 02.06.2009 N 2242-У) [2].

Группа показателей  оценки капитала включает показатели оценки достаточности капитала и  качества капитала:

 

                        ПК2 = К / (А - Ариск0) * 100,                                                       (1.4)

 

где ПК2 - показатель общей достаточности капитала;

       К - собственные средства (капитал) банка [3];

      А - активы. Представляет собой показатель "Всего активов" формы 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)" [5];

        Ариск0 - активы, имеющие нулевой коэффициент риска в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И.

 

                ПК3 = (Кдоп / Косн)* 100,                                                         (1.5)

 

где ПК3 - показатель оценки качества капитала;

        Кдоп - дополнительный капитал банка [3];

       Косн - основной капитал банка [3].

 

Показатели оценки активов включает показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам.

Показатели  качества задолженности по ссудам и  иным активам состоят из показателя качества ссуд, показателя качества активов  и показателя доли просроченных ссуд:

 

                ПА1 = (СЗбн / СЗ)* 100,                                                          (1.6)

           

где ПА1 - показатель качества ссуд;

        СЗ - ссуды, ссудная и приравненная к ней задолженность [4];

       СЗбн - безнадежные ссуды [3].

 

                ПА2 =  (А20 - РП20)/ К *100,                                                  (1.7)

 

где ПА2 - показатель качества активов;

        А20 - активы, резервы на возможные потери по которым должны быть сформированы в размере более 20 % [4,6];

        РП20 - резервы, фактически сформированные под А20 [4,6].

 

                 ПА3 = (СЗпр / СЗ) * 100,                                                         (1.8)

 

где ПА3 - показатель доли просроченных ссуд;

       СЗпр - просроченные свыше 30 календарных дней ссуды [4].

 

Показатель  размера резервов на потери по ссудам и иным активам (ПА4) определяется по следующей формуле:

 

                  ПА4 = (РВПСф / СЗ) * 100,                                                    (1.9)

 

где РВПСф - фактически сформированный резерв на возможные потери по ссудам [4].

 

Показатели оценки качества управления банком, его операциями и рисками включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.

Показатели прозрачности структуры собственности состоят из следующих показателей [6]:

- достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России (ПУ1);

- доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ2);

- значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ3).

Оценка показателей прозрачности структуры собственности производится на основании методики, приведенной в Приложении А.

Показатель организации  системы управления рисками (ПУ4) определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в Приложении Б.

Оценка ответов на вопросы  производится путем присвоения им значений по четырехбалльной шкале:

1 - да (постоянно, всегда, в полном объеме);

2 - в основном (как правило,  достаточно полно);

3 - частично (отчасти да, в  некоторых случаях, недостаточно  полно);

4 - нет (никогда, ни в  каких случаях).

Показатель организации системы управления рисками представляет собой среднее взвешенное значение оценок ответов на вопросы, приведенные в Приложении Б и рассчитывается по следующей формуле:

                                    

                                                  

                            ПУ4 = ∑ (баллi * весi)/ ∑ весi,                                (1.10)

 

где баллi - оценка от 1 до 4 ответа на соответствующий вопрос, приведенный в Приложении Б;

     весi - весовая оценка по шкале относительной значимости от 1 до 3 ответа на соответствующий вопрос, приведенный в Приложении Б.

 

Весовая оценка ответов на вопросы для определения  показателя организации системы  управления рисками приведена в Приложении Б.

Показатель  организации службы внутреннего  контроля (ПУ5) определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в Приложении В. Оценка ответов на вопросы производится путем присваивания им значений по четырехбалльной шкале:

1 - да (постоянно,  всегда, в полном объеме);

2 - в основном (почти постоянно, почти всегда, почти в полном объеме);

3 - частично (отчасти  да, не всегда, в некоторых случаях);

4 - нет (никогда,  ни в каких случаях).

Показатель  организации службы внутреннего  контроля представляет собой среднее  взвешенное значение оценок ответов  на вопросы, приведенные в Приложении 3, и рассчитывается по следующей формуле:

 

ПУ5 = = ∑ (баллi * весi)/ ∑ весi,                                  ( 1.11)

 

Группа показателей  оценки доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом.

Показатель  рентабельности активов (ПД1) определяется по формуле:

 

                           ПД1 = (ФР/ Аср)* 100,                                                (1.12)

 

где ФР - финансовый результат банка, представляющий собой показатель "Прибыль до налогообложения" либо "Убыток до налогообложения" формы 0409102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации" и величину отрицательной переоценки ценных бумаг, текущая стоимость которых определена банком при отсутствии средневзвешенной цены, раскрываемой организатором торговли на рынке ценных бумаг, и уменьшенный на величину положительной переоценки указанных ценных бумаг [5];

       Аср - средняя величина активов  [4].

 

Показатель рентабельности капитала (ПД2) рассчитывается по формуле:

 

                         ПД2 = (ФР / Кср)* 100,                                             (1.13)

 

где Кср - средняя  величина капитала [2].

Показатель  структуры доходов (ПД3) определяется по формуле:

 

                         ПД3 = (ЧДраз / ФР) * 100,                                          (1.14)

 

где ЧДраз - чистые доходы от разовых операций. Представляют собой разность между доходами и расходами от разовых операций банка [2].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности кредитной организации