Повышение конкурентоспособности кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование комплексного подхода к оценке конкурентоспособности кредитных организаций, действующих на финансовом рынке региона, и разработка рекомендаций по ее повышению и практической реализации (на примере ОАО «Уральский банк Сбербанка России»).
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить экономическую сущность конкурентоспособности кредитных организаций, ее виды и методы оценки;
- дать оценку конкурентоспособности кредитной организации;
- предложить направления повышения конкурентоспособности кредитной организации;
- проанализировать экономическую эффективность возможной реализации предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………….………………...………..….6

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности кредитных организаций...9
1.1 Банковская конкуренция: понятие и виды…….……………………….…....9
1.2 Конкурентоспособность кредитных организаций и критерии ее определяющие……………………………………………………………..….….15 1.3 Методологические подходы к оценке конкурентоспособности
кредитных организаций……………………………………......................…….21

2 Оценка конкурентоспособности кредитной организации ОАО «Уральский банк Сбербанка России»……………………..….…….……38
2.1 Анализ рынка банковских услуг Уральского региона…………...….…….38
2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского Банка Сбербанка России»..………...………..…….….……43
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»…………………...………………………………………………………57

3 Повышение конкурентоспособности кредитной организации……………..67
3.1 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
кредитной организации……………………………………………….…………67
3.2 Улучшение работы с персоналом как инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности кредитной организации………....73
3.3 Совершенствование планирования и прогнозирования банковских
услуг физическим и юридическим лицам……………….……………….…....79
3.4 Стимулирование платежеспособного спроса как фактора повышения
конкурентоспособности кредитного учреждения……………………………..84

Заключение……………………………………………………………………….95
Литература………………...……………………………………………........…..99

Работа содержит 1 файл

dok. диплом 2.doc

— 2.06 Мб (Скачать)

Задачами исследования является выяснить отношение жителей Уральского региона к банковским услугам на данном рынке.

В первую очередь при анализе рынка банковских услуг бала дана оценка рейтингов банков. Для определения рейтинга банков, действующих в этом регионе, в ходе исследования жителям были заданы следующие вопросы: «Какие банки Вы знаете?», «Каким доверяете?», «Услугами каких банков пользуетесь?» Таким образом, общий рейтинг банков был разбит на три категории: рейтинг известности, рейтинг доверия, рейтинг пользования услугами.

По данным исследования выделены банки, которые широко известны среди населения Уральского региона (рис. 2.1).

Как видно из представленных данных, наиболее известными считаются  такие кредитные организации как «Уральский банк Сбербанка России» (отметили 78,2% опрошенных) и ОАО «ВТБ» (73,7%).

 Рисунок 2.1 - Рейтинг известности банков Уральского региона

 

Целью комплексного исследования потребителей банковских услуг исследуемого региона также являлось изучение факторов, влияющих на потребительские  предпочтения пользователей банковских услуг в период финансового кризиса.

Согласно результатам исследования 56% респондентов считают, что политика активного привлечения клиентов в период кризиса свидетельствует о финансовой нестабильности банка.

Результаты данного исследования также свидетельствуют о том, что ключевыми факторами в восприятии потенциальных клиентов банка на сегодняшний день являются: уровень доверия, профессионализм сотрудников и качество обслуживания, а также наличие отношений с банком (рис. 2.2).

Наличие выгодных тарифов  и условий депозитных программ являются основным мотивом при выборе банка только для 9% опрошенных.  
Таким образом, доверие к банку - это ключевой момент в восприятии банка клиентом и основной фактор при выборе того или иного банковского учреждения.

Рисунок 2.2 - Факторы, влияющие на выбор банка при открытии депозита

 

По сравнению с рейтингом  известности банков рейтинг доверия  банкам значительно снижается. Согласно результатам исследования, совокупный уровень доверия населения к банкам составляет порядка 21,6%. В целом среди населения данный рейтинг банков выглядит следующим образом (рис. 2.3).

 

Рисунок  2.3 - Рейтинг доверия банкам Уральского региона

 

Репутация банка, отзывы, финансовые показатели и тарифы, безусловно, влияют на уровень доверия к банку, но в сознании каждого клиента складывается индивидуальное субъективное отношение к банку, которое, в большей мере, основывается на личной оценке в ходе получения услуги и общения с сотрудниками банка. У банка есть возможность либо завоевать доверие клиента, либо оставить в его сознании негативное впечатление и навсегда потерять его. Результат и период сотрудничества с клиентом непосредственно зависит от качества обслуживания каждым отдельным сотрудником в каждом отделении. И если после всего одного визита клиент останется неудовлетворенным работой конкретного сотрудника, то он останется неудовлетворенным работой банка в целом.

Таким образом, уровень  доверия в условиях кризиса будет  повышаться по мере того как вкладчики  увидят, что их средства есть в наличии, когда они хотят их получить, и что существует надежная система обслуживания, позволяющая удобный доступ и использование их средств.

Привлечение клиентов и  их активов на длительный срок окажется более эффективным, по мере того как  будет повышаться качество предоставляемых услуг и степень удовлетворенности клиентов.

Следующим рейтингом  является рейтинг пользования услугами различных банков - на основании  данных опроса можно выделить четыре банка, услугами которых пользуются физические лица Уральского региона (рис. 2.4).

То, что часть банков не отметил ни один из опрошенных, говорит  не о том, что услугами этих банков никто из физических лиц не пользуется, а, о том, что доля этих людей среди  жителей Уральского региона очень мала (меньше 10% населения).

Дальше следует рассмотреть  предпочтения данных групп потребителей к различным банковским услугам. Результаты анализа представлены на рис. 2.5.

 


Рисунок 2.4 - Рейтинг пользования услугами банков Уральского региона

 

Рисунок 2.5 - Рейтинг банковских услуг, которыми пользуются клиенты

 

Самой востребованной банковской услугой является получение заработной платы, стипендии или пенсии через  банк – 69,1% пользуются в настоящее  время этой услугой. 51,5% жителей данного региона пользуются банковскими пластиковыми картами, 38,6% опрошенных имеют накопительные вклады в банке, а 39,3% - услугами кредитования населения.

Большинство жителей Уральского региона, которые пользуются какими-либо банковскими услугами, знают о различных платежных системах (рис. 2.6) - Visa (89,7%), Master Card (82,3%), Union Card (64,1%).

 

Рисунок 2.6. Рейтинг знания и использования платежных карт

 

Среди тех, кто пользуется банковскими картами, 40,1% отметили, что владеют картой Visa, 23,8% используют карту системы Union Card, 18,7% отметили, что владеют картой Visa Electron (рис. 2.6). Участники исследования в большинстве своем (87%) не собираются заводить нового счета для обслуживания пластиковых карт.

 

 

2.2 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Уральского банка Сбербанка России»

 

ОАО «Уральский банк Сбербанка России» зарегистрирован Главным управлением Центрального банка Российской Федерации   27 июля 1992 года, имеет генеральную лицензию на право совершения банковских операций и сделок в Российской Федерации.

В 1993 г. ОАО «Уральский банк Сбербанка России» становится первым в России банком-оператором по исполнению бюджета Пенсионного фонда. Получено право на совершение банковских операций в иностранной валюте. Банк становится уполномоченным дилером Министерства финансов РФ по работе с золотыми сертификатами.

В 2008 г. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг Сбербанка с «В+» до «ВВ-» и подтвердило краткосрочный кредитный рейтинг на уровне «В». Так же повышен кредитный рейтинг организации по национальной шкале – с «ruА+» до «ruАА-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный». 
ОАО «Уральский банк Сбербанка России» по объему собственного капитала вошел в тысячу крупнейших финансовых институтов мира.  Филиал увеличил уставный капитал на 40% – до 7 млрд. рублей, путем размещения акций дополнительной эмиссии объемом 1 млрд. 995 млн. рублей.

 Филиал является  обособленным  структурным подразделением  головного банка, расположенным вне места нахождения банка и осуществляющим от его имени банковские операции, предусмотренные лицензией банка, в объеме и порядке, предусмотренном Положением.

 ОАО «Уральский банк Сбербанка России» зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций. В своей деятельности филиал руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, учредительными документами банка, Положением, локальными нормативными актами банка, решениями органов управления банка, принятыми в пределах их компетенции.

Филиал имеет отдельный баланс, который входит в сводный баланс банка. Банк несет ответственность по обязательствам филиала всем принадлежащим ему имуществом.

Миссией  ОАО «Уральского банка Сбербанка России» является содействие развитию экономики Уральского региона и частного предпринимательства путем осуществления финансирования и кредитования инвестиций, расчетно-кассового обслуживания акционеров и других клиентов, оказания консультационных и других услуг.

Банк имеет право  осуществлять следующие банковские операции в рублях и иностранной  валюте: 

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских  гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

 Помимо банковских  операций Банк вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдача поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной  форме;

2) приобретение права  требования от третьих лиц  исполнения обязательств в денежной  форме;

3) доверительное управление  денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

5) предоставление в  аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и  информационных услуг.

Преобладающими видами деятельности ОАО «Уральского банка Сбербанка России» являются кредитование, операции с ценными бумагами, операции с пластиковыми карточками, расчетно-кассовое обслуживание и операции с иностранной валютой.

Целью деятельности дополнительного офиса является увеличение его стоимости, подразумевающей под собой рыночную стоимость Банка, его капитала, и системного эффекта. Исходя из состояния финансово-банковской сферы Уральского региона ОАО «Уральский банк Сбербанка России» определяет для себя приоритетными следующие направления развития:

- утверждение торговой марки банка;

- оптимизацию филиальной  сети;

- внедрение новых технологий  ведения банковского бизнеса.

Качественное обслуживание клиентов - одна из главных задач  филиала. Качественное клиентское обслуживание в удобной форме является одним  из приоритетных направлений банка. В связи с усиливающейся конкуренцией на региональном рынке банковских услуг, когда предложение превышает спрос, главная задача для филиала заключается в сохранении и расширении клиентской базы банка за счет максимального удовлетворения потребностей клиентов.

Сохранение сотрудничества клиентов с банком во многом определяется возможностью банка предложить более выгодные и разнообразные услуги. В связи с этим комплексная задача филиала банка - повысить качество и эффективность обслуживания клиентов путем внедрения новых технологий обслуживания и повышения культуры обслуживания.

Динамика  основных экономических показателей  работы ОАО «Уральского банка Сбербанка России» представлена в табл. 2.1.

По итогам деятельности на 01.01.2010 г. прибыль банка составила 21,303 млн. руб., что на 6,171 млн. руб. или на 40,78% превышает аналогичный показатель на 01.01.2009г .

 

Таблица  2.1 - Основные экономические показатели работы ОАО «Уральский Банк Сбербанка России»

Наименование показателей

01.01.09

01.01.2010

Темп роста, %

Абсол. прирост 

Уставный капитал

9,404

9,404

100,00

0,000

Собственный капитал

52,879

62,573

118,33

9,694

Привлеченные средства (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.)

516,246

603,660

116,93

87,414

Активы

827,936

905,029

109,31

77,093

Чистые активы

565,608

666,091

117,77

100,484

Балансовая прибыль

15,132

21,303

140,78

6,171

Чистая прибыль

11,141

15,370

137,95

4,229

Доходы

128,675

168,828

131,20

40,153

Расходы

113,543

147,525

129,93

33,981

Фонд обязательных резервов

43,833

13,996

31,93

-29,837

Резерв на возможные потери по ссудам

10,526

13,992

132,93

3,466


 

         Доходы на 01.01.2010г. (без учета восстановленных резервов) составили 168,828 млн. руб., что выше показателя прошлого года на 40,153 млн.руб.

Расходы на 01.01.2010г. (без учета созданных резервов) составили 147,525 млн. руб., т.е. увеличились в сравнении с 01.01.2009г. на 33,981 млн. руб. или на 29,93%. Таким образом, увеличение финансового результата деятельности филиала было обусловлено опережающим темпом роста полученных доходов над расходами.  За счет роста ресурсной базы общая сумма активов увеличилась по сравнению с 01.01.2010г. на 77,093млн. руб. или на 9,31%. Активы, приносящие доход, выросли на 100,484 млн. руб. и составили 117,77% от показателя на 01.01.2009г.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности кредитной организации