Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
1) дети в возрасте до 16 лет;
2) лица, прибывающие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
3) лица, прибывающие в курортные местности в служебные командировки, на учебу и постоянное местожительство;
4) лица, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;
5) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;
6) дети, приезжающие к родителям указанных возрастов.
Порядок уплаты определен следующим образом. Лица, пребывающие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают сбор при регистрации и прописке по месту временного проживания. При перемене места проживания в пределах одного города или населенного пункта сбор повторно не взимается. Лица, прибывшие на срок до 1,5 месяца, регистрируются не позднее 3-дневного срока со дня прибытия, а проживающие в гостиницах и домах колхозника - в день прибытия. Лица, проживающие в палатках и автомашинах, уплачивают сбор в отделениях банка или в поселковых советах. Сумма сбора зачисляется в местный бюджет.
Постановлениями Совмина РФ от 16 августа 1963 г. N 1012, от 8 августа 1975 г. N 461 и 15 декабря 1987 г. N 489 к курортным местам были отнесены:
в Кабардино-Балкарии - г. Нальчик;
в Тверской области - курорт Селигер (район озера и г. Осташков, Верхневолжские озера, исток Волги и поселки Пено и Селижарово);
в Краснодарском крае - города Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Ейск, Сочи, Туапсе, курортные поселки Архипо-Осиповка, Джугба, Кабардинка, Новомихайловский, населенные пункты Бетта, Криница и Дивноморск;
в Приморском крае - курортная зона г. Владивостока - побережье Амурского залива, поселок Горный Ключ;
в Ставропольском крае - города Ессентуки, Железноводск, Карачаевск, Кисловодск, Пятигорск, Теберда, и поселок Домбай.
Примечание. В соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ (с изменениями от 29.04.2002 г.) с 1 января 2001 года при исчислении налогов, сборов, пени и штрафов в качестве 1 МРОТ признается сумма 100 рублей.
16.31. Сбор за право торговли
Сбор за право торговли установлен законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его характеристики определяются исключительно органами местного самоуправления. Закон оговаривает, что сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента.
Плательщиками сбора за право торговли признаются любые организации и физические лица, осуществляющие торговлю изделиями и товарами через постоянные торговые точки, а также с рук, открытых прилавков, автомашин и выносных лотков.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и уплатившие регистрационный сбор (см. п.16.29), при осуществлении торговли обязаны уплачивать также сбор за право торговли.
При открытии торговой точки на рынке продавец (физическое или юридическое лицо) кроме сбора за право торговли обязан дополнительно уплачивать рыночный сбор. Рыночный сбор является платой за услуги рынка и не заменяет сбор за право торговли.
Разовый талон или временный патент на право торговли должны содержать следующие сведения: срок действия, наименование товара, наименование организации, юридический адрес, место проведения торговли.
Расходы по уплате сбора относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, что отражается в бухгалтерском учете при помощи одной из следующих проводок:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо помнить, что сумма сбора не уменьшает налоговую базу по прибыли.
Сумма сбора целиком поступает в доходы местных бюджетов.
На территории субъекта РФ, где введен налог с продаж, сбор за право торговли не взимается.
16.32. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
организаций на содержание милиции, благоустройство
территорий, нужды образования и другие цели
Целевые сборы предусмотрены Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) для решения социально-экономических проблем территорий. Их плательщиками признаются предприятия всех организационно-правовых форм, расположенных на территории, на которой органами местного самоуправления введены указанные целевые сборы, а также граждане, проживающие на данной территории.
Объектами обложения являются:
для юридических лиц - годовой фонд оплаты труда, рассчитанный исходя из минимального размера оплаты труда (12 МРОТ, где: - годовая среднесписочная численность работников);
для физических лиц - годовой доход, рассчитанный исходя из минимального размера оплаты труда (12 МРОТ).
Как отмечалось выше, в настоящее время при исчислении налогов, сборов, пени и штрафов в качестве 1 МРОТ условно используется сумма 100 рублей.
Среднесписочная численность работников определяется на основе Инструкции Госкомстата РФ от 07.12.1998 г. N 121 с учетом льготных категорий работников, определяемых перечнем, утвержденным местным органом самоуправления. Чаще всего льготы предоставляются следующим категориям граждан:
1) многодетным, малообеспеченным семьям;
2) семьям граждан, погибших во время боевых действий в войнах и конфликтах;
3) инвалидам Великой отечественной войны;
4) пенсионерам;
5) предприятиям, производящим продукцию сельскохозяйственного назначения и товары для детей.
Предельный размер ставок не должен превышать 3%.
Расходы организаций по уплате целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели относятся на финансовый результат работы, что оформляется в бухгалтерском учете при помощи проводки:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
16.33. Налог на рекламу
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками налога на рекламу являются:
предприятия и организации - рекламодатели, местонахождением которых является территория данного города, района или поселка;
индивидуальные предприниматели - рекламодатели, местожительством которых является территория данного города, района или поселка.
Налогоплательщики в целях привлечения покупателей к производимой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам приобретают рекламные работы (услуги) или формируют их самостоятельно.
Согласно Федеральному закону "О рекламе" от 18.07.1995 г. N 108-ФЗ (в редакции от 30.12.2001 г.) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Она предназначена для неопределенного круга лиц и призвана пробуждать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, его замыслам и починам и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Участниками процесса формирования и продвижения рекламы являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. В целом ряде случаев юридические и физические лица могут совмещать в той или иной степени все функции трех субъектов коммерческих рекламных взаимоотношений.
Поскольку реклама - это информация, то она должна иметь определенный материальный носитель, т.е. место, на котором она размещается и с помощью которого доносится до потребителя. Эта характеристика весьма важна для понимания особенностей учета налога на рекламу, так как в настоящее время налоговые органы часто применяют принципы налогообложения к носителю рекламы независимо от наличия на нем информации, что является юридической ошибкой.
Более того, как отмечено выше, рекламная информация обладает двумя важными отличительными свойствами: она должна предназначаться для неопределенного круга лиц и обладать способностью возбуждать и поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, работам, услугам, замыслам и починам. Размещение только таких сведений на носителе может считаться распространением рекламной информации.
Объектом налогообложения служит приобретение рекламных работ и услуг, состоящих в изготовлении и продвижении информации. Налогооблагаемой базой является стоимость рекламных работ и услуг без налога с продаж (если они приобретаются за наличный расчет) и без налога на добавленную стоимость (НДС). Если предприятие - рекламодатель привлекает внимание потенциальных покупателей к продукции, не облагаемой НДС за базу для начисления налога, оно все равно принимает стоимость приобретаемых или изготовляемых работ (услуг) без НДС. Хотя при этом НДС из состава расходов не выделяется и не относится на зачет с бюджетом.
Не являются объектами налогообложения:
1) плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, полностью поступающая в бюджет;
2) информация о наименовании организации, часах работы и т.п. на вывесках при входе в помещения, внутри помещений или в витринах;
3) объявления или извещения об изменении места нахождения организации, телефонов, телетайпов и т.п.;
4) информация на предупреждающих табличках, сообщающих сведения об ограничении передвижения, производстве работ и иные подобные известия.
В ряде регионов дополнительно освобождается от налогообложения социальная реклама, в том числе реклама благотворительных мероприятий, а также реклама реабилитационных и социальных мероприятий общественных организаций инвалидов.
В соответствии со ст.244 НК РФ расходы на рекламу включаются полностью или частично в себестоимость продукции, работ и услуг в качестве прочих затрат, связанных с их продажами. Полностью относятся на себестоимость следующие виды рекламных расходов:
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых организацией или о самой организации;
на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.
Частично относятся на себестоимость товаров, готовой продукции, работ и услуг затраты:
на приобретение призов, предназначенных для награждения победителей во время массовых рекламных компаний;
на иные виды рекламы, не попавшие в предыдущий перечень.
Доля частично включаемых затрат составляет 1% от выручки без налога с продаж и НДС для всех предприятий, кроме организаций торговли, общественного питания и снабженческо-сбытовой сферы. У последних эта доля составляет 1% от дохода, выраженного в виде разности покупных и продажных цен (без налога с продаж и НДС).
Налоговая ставка ограничена размером 5% от фактических расходов на рекламу без НДС и налога с продаж. В пределах данного норматива она устанавливается самостоятельно местными органами власти, которые также могут определять дополнительные льготные категории юридических и физических лиц по уплате данного налога.
Расходы, связанные с уплатой налога на рекламу, в бухгалтерском учете списываются на прочие доходы и расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли, что может быть оформлено следующей проводкой:
Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Рассмотрим пример N 1. Книжные магазины, торговые компании, фирмы-разработчики программного обеспечения, информационные центры и консультационные корпорации часто используют для рекламирования своих товаров, работ, услуг и разработок фирменные пакеты, которые раздают бесплатно посетителям различных выставок и выставок-продаж. Так как пакеты предназначены для неопределенного круга лиц и содержат сведения о деятельности организаций, адреса магазинов, наименование товаров, продукции и услуг, то они относятся к категории рекламы, поэтому затраты на пакеты облагаются налогом на рекламу. В бухгалтерском учете операции по приобретению таких пакетов оформляются следующим образом:
Д 60 - К 51 - оплачено подрядчику за изготовление фирменных пакетов;
Д 10 - К 60 - оприходованы на склад поступившие от подрядчика фирменные пакеты;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившим фирменным пакетам;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченным фирменным пакетам,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Признание расходов на рекламу для исчисления налога следует в момент включения стоимости пакетов в коммерческие расходы. Это совпадает с моментом продвижения рекламы, что в бухгалтерском учете отражается проводками: