Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

Д 44 - К 10 - отражена передача пакетов потребителям;

Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу в сумме 5% от стоимости выданных за квартал пакетов потребителям,

где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Рассмотрим пример N 2. Редакции газет и журналов, часто размещают в своих изданиях информацию о подписных индексах, о расценках, сроках подписки и о том, что публиковалось ранее и (или) будет размещаться в следующих номерах. Если издания распространяются только по подписке (что обычно упоминается в объявлениях), то расходы редакций на такую информацию не относятся к затратам на рекламу, поскольку сама информация предназначена только для определенного круга лиц, являющихся подписчиками этих изданий. Если газеты и журналы поступают и в свободную продажу, то затраты редакций и издательств на эти объявления попадают в категорию расходов на рекламу. В этом случае в бухгалтерском учете формируются проводки по отражению затрат, а в конце текущего периода фиксируется операция по начислению налога на рекламу. При этом, согласно упомянутым нормативным документам, должна быть учтена доля косвенных расходов организации, относящаяся к прямым затратам на составление рекламной информации:

Д 44 - К 02 - начислена амортизация на основные средства, используемые для составления рекламных объявлений;

Д 44 - К 05 - определена сумма амортизации нематериальных активов редакции, применяемых при составлении рекламных объявлений;

Д 44 - К 10 - списаны материалы на рекламные расходы;

Д 44 - К 70 - начислена оплата труда, связанного с разработкой рекламного объявления;

Д 44 - К 69 - определены суммы отчислений социальные фонды по оплате труда, связанного с разработкой рекламы;

Д 44 - К 26 - включена в состав расходов на рекламу доля косвенных расходов предприятия за отчетный период;

Д 91 - К 68 - начислен налог на рекламу в размере 5% от совокупности расходов, связанных с разработкой рекламных объявлений,

где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

 

16.34. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров

 

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров уплачивают организации и физические лица, осуществляющие перепродажу указанных видов техники.

Не является операцией перепродажи и не подлежит налогообложению торговля автомобилями, вычислительной техникой и персональными компьютерами организациями-производителями данной продукции. К ним относятся также предприятия, которые осуществляют сборку автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров из деталей и комплектующих изделий, изготовленных на других отечественных и зарубежных фирмах. При этом сборкой не считается дополнительная комплектация и предпродажная подготовка товаров.

Органы местного самоуправления имеют право принимать решения о расширении перечня льготных категорий предприятий и физических лиц.

Законом определено, что базой для исчисления налога является сумма сделки, которая должна быть подтверждена соответствующими документами. Федеральным законом оговорена предельная ставка налога в размере 10%. Она может корректироваться в меньшую сторону решением местного органа самоуправления.

Суммы налога полностью зачисляются в доходы местных бюджетов. Расходы по уплате налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники предприятия относят на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль. Это оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующей проводки:

Д 91 (84) - К 68,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Если в учете применяется счет 91 "Прочие доходы и расходы", то числящаяся на нем сумма налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, не должна уменьшать налоговую базу по прибыли.

На территориях субъектов РФ, на которых действует налог с продаж, данный налог не взимается.

 

16.35. Сбор с владельцев собак

 

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора с владельцев собак являются исключительно физические лица, проживающие в городах и имеющие собак.

Сбор не взимается с владельцев служебных собак. Основанием для освобождения от уплаты является документ установленного образца, подтверждающий использование собаки в служебных целях.

Сбор с владельцев собак уплачивается раз в год в размере, не превышающем величину 1/7 МРОТ (минимального размера оплаты труда).

Местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы.

Как отмечалось выше:

в качестве минимального размера оплаты труда для исчисления сбора с владельцев собак следует применять сумму 100 рублей;

сбор не взимается на территориях РФ, на которых уплачивается налог с продаж.

 

16.36. Лицензионный сбор за право торговли

винно-водочными изделиями

 

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора признаются организации и физические лица, реализующие винно-водочные изделия. Физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и уплатить регистрационный сбор (см. п.16.29).

Сбор взимается за приобретение права торговли винно-водочными изделиями на территории, контролируемой соответствующим органом местного самоуправления.

Годовая сумма сбора устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ):

для организаций - 50 МРОТ;

для физических лиц - 25 МРОТ.

При осуществлении торговли с временных точек, обслуживающих вечера, балы и гулянья размер взноса устанавливается в сумме 0,5 МРОТ за каждый день торговли.

Величина МРОТ должна приниматься на момент получения разрешения (до начала торговли): в настоящее время эта тонкость не имеет значения, поскольку с 1 января 2001 г. до внесения изменений в соответствующие законы для исчисления сборов назначена величина МРОТ = 100 руб.

Льготные условия устанавливаются органами местного самоуправления. Вся сумма сбора поступает в местный бюджет.

Юридические лица относят расходы по сбору за право торговли винно-водочными изделиями на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что оформляется в бухгалтерском учете с помощью проводки:

Д 91 (84) - К 68,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" следует иметь в виду, что сумма сбора на нем не должна уменьшать базу по налогу на прибыль.

Физические лица уплачивают сбор из собственных средств.

Сбор не взимается на территориях субъектов Федерации, где действует налог с продаж.

 

16.37. Лицензионный сбор за право проведения местных

аукционов и лотерей

 

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за право проведения местных аукционов и лотерей признаются предприятия разных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке.

Объектом обложения является право на проведение местных аукционов и лотерей. Местные аукционы организуются по решению местных органов самоуправления территорий, а местные лотереи - по решению правительств субъектов федерации.

Базой, облагаемой сбором за право проведения местных аукционов и лотерей, является, соответственно, стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты.

Федеральным законом установлена ставка сбора, которая не должна превышать 10%.

Оплата сбора производится через банк до получения лицензии. Сумма сбора полностью зачисляется в местный бюджет.

Предприятия относят расходы по лицензионному сбору на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете с помощью проводки:

Д 91 (84) - К 68,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При применении счета 91 "Прочие доходы и расходы" сумму сбора не следует исключать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей не уплачивается на территориях субъектов РФ, которые ввели налог с продаж.

 

16.38. Сбор за выдачу ордера на квартиру

 

Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиком сбора за выдачу ордера на квартиру признается физическое лицо, которому предоставляется право на заселение отдельной квартиры.

Максимальная сумма сбора определена упомянутым законом: она не должна превышать величину 0,75 минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством на момент выдачи ордера (в настоящее время для исчисления сборов МРОТ = 100 руб.). Органы местного самоуправления имеют право устанавливать конкретные ставки сбора и определять льготные категории граждан, к которым могут быть отнесены:

участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

граждане из многодетных и малообеспеченных семей.

Сумма сбора за выдачу ордера на квартиру должна быть оплачена через отделение Сбербанка РФ и целиком поступает в местный бюджет.

Если на территории субъекта РФ действует налог с продаж, то данный сбор не взимается.

 

16.39. Сбор за парковку автотранспорта

 

Сбор за парковку автотранспорта устанавливается районными и городскими органами местного самоуправления на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками признаются организации и физические лица, паркующие автотранспорт в специально отведенных для этих целей местах.

Местные органы самоуправления определяют следующие характеристики:

параметры и критерии мест парковки;

форму отчетных документов, подтверждающих уплату сбора;

ставки сбора;

льготы, предоставляемые гражданам и организациям;

порядок парковки;

режим работ мест парковки.

Сбор уплачивается на месте парковки путем приобретения документа установленной формы (квитанции, талона, бланка). Сбор исчисляется исходя из назначенной ставки за единицу времени использования места парковки.

Сумма сбора перечисляется в местный бюджет. Организации расходы по уплате сбора относят на финансовый результат работы, оформляя следующую проводку в бухгалтерском учете:

Д 91 - К 68,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При введении на территории субъекта Федерации налога с продаж, сбор за парковку автотранспорта не взимается.

 

16.40. Сбор за право использования местной символики

 

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за право использования местной символики признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию, на которой отображена местная символика: гербы, виды городов, мест, исторических памятников и т.п.

Объектом обложения служит реализация товара с местной символикой. Базой исчисления сбора является стоимость реализованной продукции (определяемая по выручке без НДС, акцизов и налога с продаж), на которую нанесена местная символика. Предельная ставка, определенная упомянутым законом, составляет 0,5%.

Местные органы самоуправления устанавливают следующие параметры и характеристики:

понятие местной символики;

порядок предоставления прав на ее использование;

виды облагаемой продукции;

конкретные ставки сбора;

перечень льгот.

Сумма сбора поступает в местный бюджет. Предприятия относят расходы по сбору на прибыль, остающуюся в их распоряжении после перечисления налога на прибыль, что оформляется в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Д 91 (84) - К 68,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Если в учете используется счет 91 "Прочие доходы и расходы, то следует иметь в виду, что сумма сбора за право использования местной символики не должна уменьшать базу по налогу на прибыль.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета