Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
На территории субъекта РФ, где действует налог с продаж, данный сбор не уплачивается.
16.41. Сбор за участие в бегах на ипподромах
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за участие в бегах на ипподромах считаются организации и физические лица, выставляющие своих лошадей на соревнования коммерческого характера.
Объектом обложения является представление лошади на участие в состязании.
Орган местного самоуправления, на территории которого расположен ипподром, устанавливает следующее:
размер сбора;
порядок его уплаты;
форму оплаты (наличными через кассу ипподрома, безналичным перечислением непосредственно в бюджет или на расчетный счет ипподрома).
Сумма сбора за участие в бегах на ипподроме поступает в местный бюджет. Расходы организации по оплате сбора относятся на прибыль, остающуюся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете проводкой:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При ведении учета с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо включать сумму сбора за участие в бегах на ипподроме в состав базы по налогу на прибыль.
Если на местной территории действует налог с продаж, то данный сбор не взимается.
16.42. Сбор за выигрыш на бегах
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора за выигрыш на бегах признаются физические лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Объектом обложения и базой сбора является сумма выигрыша, подлежащая к выплате.
Упомянутым законом определена предельная ставка, равная 5%.
Органы местного самоуправления устанавливают:
конкретную ставку сбора;
форму удержания - у источника выплаты (кассы ипподрома) с последующим перечислением суммы в местный бюджет.
Вся сумма зачисляется в местный бюджет.
На территории субъекта РФ, на которой действует налог с продаж, сбор за выигрыш на бегах не уплачивается
16.43. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
Сбор установлен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками являются лица, участвующие в игре на тотализаторе на ипподроме.
Сбор исчисляется в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Предельный размер сбора 5%. Конкретную величину ставки определяют районные и городские органы местного самоуправления. Оплата производится при приобретении билета на участие в игре. Сумма сбора перечисляется в местный бюджет с расчетного счета ипподрома.
Если на местной территории введен налог с продаж, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, не взимается.
16.44. Сбор со сделок, совершаемых на биржах
В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора со сделок, совершаемых на биржах, признаются организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в биржевых сделках.
Объектом обложения являются сделки, совершаемые на биржах, за исключением тех, которые законодательство определяет как операции с ценными бумагами (см. п.16.5). Порядок регистрации сделок и их оформление устанавливают биржи. Базой сбора считается сумма биржевой сделки. Законом оговорена предельная ставка сбора в размере 0,1%. Районные и городские органы местного самоуправления могут назначать конкретные ставки и одновременно формировать порядок и сроки уплаты сбора.
Сумма сбора поступает в бюджет территории, на которой находится биржа. Расходы по сбору организации относят на прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, что отображается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы" следует иметь в виду, что сумма сбора со сделок, совершаемых на биржах, не уменьшает базу по налогу на прибыль.
На территории субъекта РФ, на которой действует налог с продаж, сбор не уплачивается.
16.45. Сбор за право проведения кино- и телесъемок
Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.) плательщиками сбора являются коммерческие кино- и теле организации, производящие съемки, которые требуют от органов местного самоуправления проведения специальных мероприятий, например: выделение нарядов милиции, ограждение территории съемок и т.п.
Объектом обложения считается право на проведение съемок.
Органы местного самоуправления устанавливают следующее:
порядок получения разрешения на съемки;
конкретный размер сбора;
форму разрешающего документа.
Сбор уплачивается до получения разрешения и относится на финансовый результат работы организации, что фиксируется в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если на местной территории действует налог с продаж, то данный сбор не уплачивается.
16.46. Сбор за уборку территорий населенных пунктов
Сбор установлен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Его плательщиками признаются организации и физические лица, являющиеся владельцами строений.
Объектом обложения считаются работы, выполняемые местными коммунальными службами по уборке территорий населенных пунктов.
Федеральным законом от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ для юридических лиц установлена максимальная ставка сбора - 1,5% от фонда оплаты труда и назначен предельный срок его взимания - 01.01.2005 г.
Органы местного самоуправления определяют следующее:
налоговую базу;
ставку сбора;
порядок и сроки уплаты;
льготы для отдельных категорий плательщиков;
возможность плательщиков самим осуществлять работы по уборке территорий.
Сумма сбора поступает в доходы местного бюджета. Расходы по сбору организации относят на финансовый результат работы, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
На территории субъекта РФ, на которой введен налог с продаж, сбор не уплачивается.
16.47. Сбор за открытие игорного бизнеса
Сбор определен Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие правом собственности на игровые автоматы и другое оборудование для вещевых и денежных выигрышей, а также на карточные столы, рулетки и иные игровые средства, независимо от места их установки.
Сбор за открытие игорного бизнеса - это разовый платеж при открытии данного бизнеса. Он не связан с налогом на игорный бизнес (см. п.16.24). Параметры сбора и порядок его взимания устанавливается органами местного самоуправления.
Расходы по сбору организации относят на прибыль, остающуюся у них после уплаты налога на прибыль. Это отражается в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если в учете используется счет 91 "Прочие доходы и расходы", то следует помнить, что сумма сбора за открытие игорного бизнеса не уменьшает базу по налогу на прибыль.
На территории субъекта Федерации, на которой действует налог с продаж, данный сбор не уплачивается.
16.48. Отличие бухгалтерской прибыли от налоговой прибыли
Перед современным бухгалтером в последние годы возникла дополнительная проблема, обусловленная несовпадением нормативных документов, регламентирующих бухгалтерские (экономические) и налоговые условия деятельности организации.
В результате на практике формируются два независимых вида учета. В них применяются различные методы калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), и используются неодинаковые приемы признания доходов и расходов. Выпускаемые законодательные акты полны противоречий. Чего стоит только один тот факт, что на протяжении многих лет в стране отсутствует фундаментальное экономическое понятие минимальной величины оплаты труда.
Самым серьезным различием бухгалтерского и налогового учетов является несовпадение способов описания и трактовки доходов и расходов, а, следовательно, и финансового результата - главного критерия эффективности деятельности предприятия в рыночных обстоятельствах. Поэтому оба вида учета постепенно утрачивают практический смысл.
Продемонстрируем на реальном примере, насколько могут не совпадать выводы о финансовом положении предприятия в бухгалтерском и налоговом учете. Для этой цели используем только один факт - несовпадение учета расходов на рекламу.
Пример. Коммерческое предприятие, производящее легковые автомобили, продает их через фирменный магазин. Для привлечения покупателей оно предлагает им новый вид рекламных услуг. Выделено 5 автомобилей новой марки, которые потенциальный покупатель может опробовать в движении на специальной трассе у магазина. Автомобили заправлены горюче-смазочными материалами (ГСМ), покупатель может сесть за руль, запустить двигатель и испытать все системы в движении по трассе. По мнению менеджеров, такая реклама должна увеличить объемы продаж.
Затраты, связанные с новым видом рекламы, не входят в перечень расходов, полностью включаемых в коммерческие расходы предприятия, поэтому в соответствии со ст.244 НК РФ на них существует ограничение при определении базы по налогу на прибыль. Это ограничение составляет 1% процент от выручки без налога с продаж и НДС.
Бухгалтерии поручено оценить, какое количество продаж может компенсировать разницу между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью. С этой целью была составлена бухгалтерская модель ситуации, которая может быть описана следующей совокупностью проводок (см. табл.16.26).
Таблица 16.26. Учет затрат на новый вид рекламных услуг
——————————————————————————————
| N | Корреспонден-| Содержание хозяйственной операции |
|п/п| ция счетов |
| |——————————————|
| |Дебет |Кредит |
|———|——————|———————|——————————
| 1 | 44 | 41 |Отражена уценка (степень износа) автомобилей,|
| | | |используемых потенциальными покупателями для|
| | | |тестирования их качества
|———|——————|———————|——————————
| 2 | 44 | 10 |Включены в прямые рекламные расходы затраты на ГСМ и|
| | | |запасные части
|———|——————|———————|——————————
| 3 | 44 | 70 |Начислена заработная плата механику, выделенному для|
| | | |обслуживания автомобилей, тестируемых покупателями |
|———|——————|———————|——————————
| 4 | 44 | 69 |Определена сумма единого социального налога от|
| | | |оплаты труда механика
|———|——————|———————|——————————
| 5 | 44 | 26 |Учтена в рекламных расходах доля косвенных затрат|
| | | |предприятия
|———|——————|———————|——————————
| 6 | 90 | 41 |Списана на продажу стоимость дополнительно|
| | | |реализованных автомобилей - эффект воздействия|
| | | |рекламы