Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

|Свыше 500 тыс.руб.                                   |   От 0,3 до 2%  |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

От уплаты налогов освобождается целый ряд льготных категорий граждан. Кроме того, из объектов налогообложения исключаются некоторые типы строений. Местные органы самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц и уменьшать размеры ставок.

Исчисление налога производится налоговыми органами. Извещение о начисленной сумме должно быть вручено налогоплательщику не позднее 1 августа текущего года. Начисление по новым строениям начинается на следующий год после введения в действие или приобретения. Лица, имеющие льготы, обязаны сами предоставить их в распоряжение налогового органа. Оплата налогов производится двумя долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

 

16.28. Земельный налог

 

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 г. N 1738-1 (в редакции от 29.11.1998 г. и с изменениями от 30.12.2001 г.) использование земли в России является платным. Формами платы за землю служат: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата. Нормативная цена земли устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения банковского кредита под залог земельного участка.

Плательщиками земельного налога признаются предприятия и организации независимо от правовых форм и форм собственности, совместные предприятия, иностранные юридические лица и физические лица, которым земля предоставлена в собственность, землевладение или землепользование.

Налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности считаются землевладельцы и землепользователи, получившие эти земельные участки непосредственно от их собственника. Если земельный участок находится в общей долевой собственности (пользовании) нескольких лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц. Если земельный участок находится в общей совместной собственности (пользовании) нескольких лиц, налогоплательщиком считается одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. При этом все собственники (пользователи) несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Не являются плательщиками налога на землю в отношении арендуемых земельных участков их арендаторы. Не признаются плательщиками земельного налога и организации, применяющие упрощенную систему учета и налогообложения.

Объектами налогообложения считаются земельные участки, части земельных участков и земельные доли.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой площади земельного участка, в которую включаются участки:

1) занятые строениями и сооружениями и участки для их содержания;

2) санитарно-защитные зоны объектов;

3) технические и другие зоны.

От уплаты освобождаются различные категории юридических лиц и граждан, в том числе:

заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

научные организации, опытные, экспериментальные и учебные хозяйства, профиль работ которых связан с сельским и охотничьим хозяйством;

учреждения искусства, культуры, здравоохранения, туризма, образования и социального обслуживания;

предприятия и граждане, занимающиеся народным промыслом;

участники различных войн, инвалиды войны, труда и чрезвычайных обстоятельств;

земли учреждений специального профиля;

земли общего пользования населенных пунктов;

другие земли.

Основанием для взимания налога служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления участка.

Сумма земельного налога для юридических лиц и граждан определяется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок земельного налога за 1 гектар. Законодательство предусматривает широкую дифференциацию этих ставок в зависимости от различных параметров: целевого назначения, территориальных признаков и социальной направленности.

Согласно данным Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ и письма МНС РФ от 28.12.2001 г. N ВБ-6-21/1004 средняя ставка земельного налога с 1 гектара пашни по всем субъектам России в 2003 г. составляет 23,72 руб.

Два наибольших значения: в Краснодарском крае - 96,23 руб. и в Республике Северная Осетия - 80,10 руб. Два наименьших значения: в Мурманской области - 10,69 руб. и в Магаданской области - 12,92 руб. В Московской области ставка - 49,57 руб. за 1 гектар.

Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах обычно принимаются в копейках на квадратный метр в зависимости от численности населения в них (см. табл.16.25).

 

Таблица 16.25. Средние ставки земельного налога

в городах и населенных пунктах РФ в 2003 г.

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         |             Численность населения (тыс. человек)            |

|         |—————————————————————————————————————————————————————————————|

|Ставка   |До 20|20-50 |50-100|100-250|250-500|500-1000|1000-3000|Свыше |

|Коп./кв.м|     |      |      |       |       |        |         |3000  |

|         |—————|——————|——————|———————|———————|————————|—————————|——————|

|         |190,3|332,3 |374,6 |410,0  |452,3  |531,4   | 606,6   |1036,8|

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Средние ставки в городах и населенных пунктах дифференцируются по экономическим районам, кроме того, они умножаются на коэффициенты увеличения уровня жизни в курортной зоне и коэффициенты увеличения комфортности за счет статуса города и его социально-культурного потенциала.

В 2003 г. земельный налог за участки:

предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади по ставке 25,92 копейки за один квадратный метр;

занятые жилищным фондом, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах (поселках). Но не менее 51,84 копейки за один квадратный метр;

занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 25,92 копейки за один квадратный метр.

предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 25,92 копейки за один квадратный метр.

Если земельный участок используется не по назначению, то ставка налога удваивается.

Юридические лица рассчитывают сумму налога самостоятельно и уплачивают его равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В конце каждого календарного года федеральными органами законодательной власти устанавливается коэффициент пересчета ставок земельного налога на следующий год в пределах 1,0-2,0 единиц. (На 2003 г. назначен коэффициент 1,8 - см. федеральный закон от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ.)

Расходы по земельному налогу включаются предприятиями в капитальные затраты или издержки производства и обращения, что отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

Д 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44 - К 68 - начислен земельный налог,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Платежи по земельному налогу зачисляются в федеральный и региональный бюджеты в пределах долей, установленных законодательством. Соотношение долей определяется ежегодно при утверждении федерального бюджета.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором об аренде. Для решения вопросов по аренде участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти определяют базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может взиматься как в денежной, так и в натуральной форме. Бухгалтерское оформление учета арендной платы аналогично учету земельного налога:

Д 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44 - К 76 - начислена сумма арендной платы,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 44 "Расходы на продажу", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Нормативная цена земли - это специальный показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциальных доходов, которые можно получить при его использовании в течение расчетного срока окупаемости. Данный показатель устанавливается Правительством РФ и служит для регулирования земельных отношений, в частности при реализации тех целей, о которых упоминалось выше.

Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ установлен следующий порядок исчисления нормативной цены земли в поселениях субъектов РФ:

для поселений с численностью более 3-х млн. человек - 530 налоговых ставок;

для поселений с численность 500 тыс. 3 млн. человек - 517 налоговых ставок;

для поселений с численностью до 500 тыс. человек - 310 налоговых ставок.

 

16.29. Регистрационный сбор с физических лиц,

занимающихся предпринимательской деятельностью

 

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью взимается согласно Закону РФ "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядок их регистрации" от 07.12.1991 г. N 2000-1. Некоторые подробности его оформлении отражены в письме Госналогслужбы РФ от 20.02.1996 г. N НВ-6-08/112.

Плательщиками сбора признаются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предельные ставки и категории плательщиков, которым предоставляются льготы, устанавливаются местными органами самоуправления. При этом предельный размер сбора не должен превышать величину минимального размера оплаты труда - 1 МРОТ.

Сумма сбора уплачивается через банки или иные организации, принимающие платежи по налогам и сборам, и зачисляется в доходы местных бюджетов.

Регистрация лиц осуществляется администрацией по месту жительства. Для регистрации подается заявление. К нему прилагается квитанция об уплате сбора в банке или другом учреждении, принимающем платежи от населения по налогам и сборам. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Регистрация осуществляется в течение 15 дней со дня подачи заявления. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах:

1) предпринимателю;

2) местной администрации;

3) налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

В свидетельство о регистрации может быть занесено несколько видов деятельности, которыми желает заниматься предприниматель. Для их дополнения необходима новая регистрация с уплатой сбора. В свидетельстве о регистрации кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.

При утере свидетельства администрацией может быть выдан дубликат предпринимателю с взиманием 20 процентов уплаченного ранее сбора.

Примечание. Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ (с изменениями от 29.04.2002 г.) с 1 января 2001 года при исчислении налогов, сборов, пени и штрафов в качестве 1 МРОТ условно применяется сумма 100 рублей.

 

16.30. Курортный сбор с физических лиц

 

Курортный сбор введен в действие с 1 января 1992 г. Законом РФ "О курортном сборе с физических лиц" от 12.12.1991 г. N 2018-1.

Его плательщиками являются физические лица, прибывающие в расположенные на территории РФ местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства РФ, без путевок и курсовок, и проживающие в гостиницах, домах колхозника, частных домах, в палатках, автомашинах и прочих местах.

Предельная ставка 5% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Конкретные ставки назначают местные органы власти.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

Информация о работе Основы бухгалтерского учета