Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
|Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: | |
|до 100 л.с. (до 73, кВт) включительно; | 2 руб. |
|свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт); | 4 руб. |
|свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт); | 4 руб. 80 коп. |
|свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт); | 5 руб. 20 коп. |
|свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 7 руб. 15 коп. |
|—————————————————————————————
|Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу| |
|(кроме зерноуборочных и других специальных сельскохо-| 2 руб. |
|зяйственных комбайнов)
——————————————————————————————
Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.
16.18. Налог на имущество предприятий
Согласно Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1 (в редакции от 04.05.1999 г.) налогоплательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, которые по закону считаются юридическими лицами. А также (в порядке, предусмотренном НК РФ) их филиалы и обособленные подразделения.
Объектом налогообложения служит имущество, находящееся на балансе организации в качестве основных средств, нематериальных и прочих внеоборотных активов, запасов и затрат. Основные средства, нематериальные и прочие внеоборотные активы включаются в налогооблагаемую базу по остаточной стоимости. Базой для исчисления служит среднегодовая стоимость имущества предприятия, определенная по специальному расчету.
Не облагается имущество:
1) бюджетных и религиозных организаций;
2) жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих объединений граждан;
3) образовательных и культурных учреждений;
4) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, лову и переработке рыбы и морских продуктов;
5) ряда организаций научного и социального характера;
6) других специализированных организаций.
Перечень счетов, суммы по которым входят в базу по налогу на имущество предприятий, приведен ниже:
01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом сумм начисленной амортизации на счете 02 "Амортизация основных средств");
04 "Нематериальные активы" (за минусом сумм амортизации на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");
08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета: 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение объектов основных средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов");
10 "Материалы";
11 "Животные на выращивании и откорме";
15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
20 "Основное производство";
21 "Полуфабрикаты собственного производства";
23 "Вспомогательные производства";
29 "Обслуживающие производства и хозяйства";
41 "Товары" (по покупной цене);
43 "Готовая продукция";
44 "Расходы на продажу";
45 "Товары отгруженные";
46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";
97 "Расходы будущих периодов".
Примечание. Расходы предприятия, учитываемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", по возведению зданий и сооружений и другие расходы на капитальное строительство включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства, установленного договором подряда.
Налогооблагаемая база по налогу на имущество определяется ежеквартально нарастающим итогом, исходя из сумм остатков по указанным счетам и с учетом сумм предыдущих кварталов, в соответствии со следующими формулами:
0,5 х И1 + 0,5 х И4
Б3 = —————————————————————;
4
0,5 х И1 + И4 + 0,5 х И7
Б6 = —————————————————————————;
4
0,5 х И1 + И4 + И7 + 0,5 х И10
Б9 = ——————————————————————————————
4
0,5 х И1 + И4 + И7 + И10 + 0,5 х И1*
Б12 = ——————————————————————————————
4
где:
Бn - налогооблагаемая база за 3, 6, 9 и 12 месяцев года (за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев и за отчетный год);
И1 - сумма имущества на 1 января текущего года;
И4 - сумма имущества на 1 апреля текущего года;
И7 - сумма имущества на 1 июля текущего года;
И10 - сумма имущества на 1 октября текущего года;
И1* - сумма имущества на 1 января года, следующего за отчетным.
Предельный размер налоговой ставки установлен в 2%. Конкретные значения определяются законодательством субъектов РФ. (Для г. Москвы - 2%.)
Источником платежа является финансовый результат работы предприятия. Налог на имущество предприятий уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Сумма налога исчисляется поквартально нарастающим итогом. Она равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты.
16.19. Лесной доход
Согласно Лесному кодексу РФ от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001 г.) под лесным доходом понимают платежи в бюджет в виде лесных податей и арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда на срок от одного года до девяти лет.
Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Лесные подати являются платой за:
1) древесину, отпускаемую на корню;
2) заготовку живицы (жидкой белой смолы);
3) заготовки второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и т.п.);
4) побочное лесопользование: сенокошения, пастьбы скота, заготовки в коммерческих целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;
5) использование лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
6) использование лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических или спортивных целей.
Объектом обложения лесными податями признается объем использованного лесного ресурса или площадь используемого участка. Ставки устанавливаются за единицу ресурса или за гектар площади участка. Размер арендной платы учреждается на основе ставок лесных податей. Ресурсы, добытые арендатором, являются его собственностью. Субаренда участков лесного пользования не допускается. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Конкретные ставки и размеры лесных податей определяются органами местного самоуправления по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом. Для их расчетов Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны специальные методические рекомендации, в которых предлагается также ежеквартальная индексация платежей. При этом Правительство РФ законодательно определяет минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, поэтому размер арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, не может быть ниже минимальных ставок. В 2002 г. использовались ставки, учрежденные постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. N 127, увеличенные на коэффициент 1,12. На 2003 г. коэффициент увеличения пока не опубликован. Поскольку он обычно совпадает с аналогичным коэффициентом, назначаемым для пересчета земельного налога, то в качестве ориентира можно принять его равным 1,8 (см. Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ).
Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, направляется в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов федерации (60%).
Учет вырубаемой древесины для определения размеров податей может проводиться в зависимости от способов рубки: по площади, числу деревьев, предназначенных в рубку и по количеству заготавливаемой древесины.
Налогоплательщики, внесшие плату за пользование лесным фондом, а также лесхозы федеральных органов управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Подати не взимаются:
за проведение рубок промежуточного пользования, проводимых арендатором за свой счет в процессе главного пользования;
при лесоустройстве и лесообследовании;
при проведении научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства;
при заготовках леса для нужд федеральных органов управления лесным хозяйством и осуществления им побочного лесопользования.
От уплаты лесных податей освобождаются следующие категории граждан:
участники Великой Отечественной войны и граждане, приравненные к ним по льготам;
инвалиды I и II групп;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий;
вынужденные переселенцы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
представители малочисленных коренных народов.
Осуществление лесопользованием допускается только на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. При краткосрочном пользовании они выдаются на срок до одного года. На заготовку живицы - на весь срок подсечки древостоя. Данные документы дают право только на указанные в них виды пользования. Лесорубочный билет предоставляет право на следующий комплекс пользования: заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Он выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. На его основе местное лесничество выдает пользователю соответствующий ордер.
Начисление лесного дохода в бухгалтерском учете может быть оформлено одной из следующих проводок:
Д 20, 25, 26, 97 - К 68,
где: счет 20 "Основное производство", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 97 "Расходы будущих периодов".
16.20. Сбор на нужды образовательных учреждений,
взимаемый с юридических лиц
Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, установлен законом РФ "Об основах налоговой системы" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (в редакции от 24.07.2002 г.). Он вводится в действие нормативными актами субъектов РФ, которые определяют основные параметры налога, в том числе конкретный размер ставки сбора.
Плательщиками сбора признаются российские и иностранные юридические лица, расположенные на территории субъекта РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения является фонд заработной платы - сумма выплат денежного и натурального характера, начисленных по всем основаниям, связанным с предпринимательской деятельностью организации.
Максимальная ставка установлена упомянутым федеральным законом: она не должна превышать 1%.
Льготы по уплате сбора определяются законодательными актами субъектов РФ. Например, от уплаты могут освобождаться:
образовательные учреждения;
предприятия различных организационных форм, в которых инвалиды и пенсионеры составляют определенный процент от списочного состава;
общественные организации инвалидов;
детские и подростковые клубы, а также центры работы с молодежью;
общественные объединения и предприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера;
редакции средств массовой информации, издательства и полиграфические предприятия, кроме тех, которые выпускают рекламную и/или эротическую продукцию;
иные организации.
Сбор уплачивается ежеквартально и поступает в доходы субъектов РФ. Расходы организаций по данному сбору относят на прибыль, что оформляется в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и борам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При введении в действие на территории субъекта РФ налога с продаж данный сбор не взимается.
16.21. Налог с продаж
Налог с продаж введен в действие Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в России" от 31.07.1998 г. N 150-ФЗ. Его характеристики установлены главой 27 НК РФ, включенной в него Федеральным законом от 27.11.2001 г. N 148-ФЗ.
Плательщиками налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие за наличный расчет населению товары (работы и услуги) на территории соответствующего субъекта РФ, на котором установлен данный налог.
Внедрение налога с продаж на определенной территории автоматически отменяет действие на данной территории следующих налогов и сборов:
1) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
2) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
3) сбор за право торговли;