Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является – рассмотрение, изучение особенности введения бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений:
-рассмотрение порядка бухгалтерского учета кредитных операций.
-аудита деятельности коммерческого банка.
-отчетность в коммерческом банке.
-управление основными средствами.
-межбанковские расчеты.
-операции с клиентами.
-операции с ценными бумагами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1: Методологические основы введения бухгалтерского
учета в кредитных организация……………………………….………6
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации………………………………………………………….....6
1.2 Задачи, принципы и специфика бухгалтерского учета в кредитной организации……………………………………………….12
1.3 Специфика бухгалтерского учета банковских операций………15
Глава 2: Особенности бухгалтерского учета ОАО «Эталонбанка».26
2.1. Характеристика деятельности банка……………………………26
2.2. Бухгалтерский учет основных операций банка………………...39
2.3. Порядок определения доходов, расходов финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете……………...48
Глава 3: Разработка рекомендаций совершенствования организации бухгалтерского учета «ЭталонБанка»…………………………….....58
3.1. Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на деятельность ОАО «ЭталонБанк»……………………...58
3.2. Предложения по совершенствованию документооборота в кредитных организациях в Российской Федерации ……………….69
3.3. Совершенствование получения бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой отчетности на основе управленческого учета в ИБС "БИСквит"…………………………..73
Заключение……………………………………………………………82
Список литературы…………………………………………………...86

Работа содержит 1 файл

new diplom 2.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

          - операции с Банком России.

          - денежные обязательства по оборотной  части сделок.

          -условным  обязательствам кредитного характера,  отраженным на внебалансовых  счетах, и требованиям по получению  процентных доходов по кредитным  требованиям.

          - срочные сделки.

          - вложение кредитной организации в ценные бумаги.

          Второй  уровень- это уровень национальных стандартов бухгалтерского учета, определяющих концептуальные основы организации  бухгалтерского учета.

          Необходимость развития национальных стандартов обусловлено  разнообразием условий и характера деятельности банка в рыночной экономике.

          Основным  документом в бухгалтерском учете  коммерческих банков служит Положение 302-П «О правилах введения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В этом положение определены основные правила введения деятельности коммерческого банка: план счетов, все операции производимые банком и обязанности, формы отчетности. 

          Финансовая  деятельность банка настолько динамична  и разнообразна, что практически не возможно разработать единые правила введения бухгалтерского учета «на все случаи жизни». Поэтому предполагается, что бухгалтер каждого предприятия должен иметь инструмент для предприятия правильных решений в любой ситуации. И если для отражения в бухгалтерском учете какой – либо хозяйственной ситуации отсутствуют нормативно утвержденные детальные инструкции, бухгалтер, используя общи принципы, закрепленные в стандартах, сможет самостоятельно разработать способ учета.

          К третьему уровню относятся многочисленные инструкции, методические указания и рекомендации различных уполномоченных министерств и ведомств по вопросам организации и введение бухгалтерского учета применительно к коммерческим банкам.

          К таким документам относятся, в частности, Методические рекомендации по применению Положению по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.

          Необходимость формирования документов четвертого уровня обусловлена разнообразных видов  и характера деятельности различных коммерческих банков. Внутрифирменные нормативные акты фактически  представляют собой рабочие документы предприятия, формирующие его учетную политику под которой понимается совокупность способов и приемов ведение бухгалтерского учета на конкретном коммерческом банке.

          Учетная политика – определенная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов деятельности банка.

          В соответствии с требованиями действующего законодательства каждый банк обязан разработать и утвердить учетную политику предприятия. Формируется учетная политика главным бухгалтером, утверждается – приказом председателя правления.

          В учетной политике каждый банк в зависимости  от характера деятельности выбирает один из способов ведения бухгалтерского учета, в случае если нормативными документами предусмотрены вариантность решения учетных проблем либо при отсутствии нормативных указаний самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета исходя из общих принципов бухгалтерского учета.

          Принятая  банком учетная политика применяется  последовательно от одного года к  другому, что должно обеспечивать сопоставимость учетных данных. Изменение учетной  политики может производится только в следующих случаев:

          - принятия новых законодательных  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету.

          - разработка новых способов ведения  бухгалтерского учета, которые  обеспечивают формирование более  достоверной информации или уменьшение  трудоемкости учетного процесса.

          - существенного изменения условий  деятельности банка.

    1.2. Задачи, принципы  и специфика бухгалтерского  учета в кредитной  организации. 

 

          Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движение путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

          Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а так же филиалы и представительства иностранных организаций.

          Задачами  бухгалтерского учета кредитной  организацией являются:

          - формирование детальной, достоверной  и содержательной информации  о деятельности кредитной организации  и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

          - ведение подробного, полного и  достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

          - выявление внутрихозяйственных  резервов для обеспечения финансовой  устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

          -обеспечение  информацией, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за  соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении  организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами.

          Основные  принципы введения бухгалтерского учета определены   Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением 302-П «О правилах введения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

          Обязательность  двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов. Учет объектов осуществляется в рублях и на русском языке.

          В бухгалтерском учете текущие  затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг  осуществляются раздельно от  затрат, связанные с капитальным и финансовым  вложением.

          Обязательность  документирование хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных  операций или сразу по окончании  операции.

          Для накопление информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры формы которых разрабатываются органами которым представлено право регулировать бухгалтерский учет или самой организацией при соблюдении ими общих методологических принципов бухгалтерского учета. Объекты учета подлежат оценки в денежном выражении.

          Обязательность  проведения инвентаризации имущества  и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководством организации, за исключением установленных  законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

          Непрерывность деятельности - этот принцип предполагает, что кредитная организация будет  непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях.

          Раздельное  отражение активов и пассивов - в соответствии с этим принципом  счета активов и пассивов оцениваются  отдельно и отражаются в развернутом  виде.

          Отражение доходов и расходов по методу "начисления" - этот принцип     означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов).

    1.3. Специфика бухгалтерского учета банковских операций.

          Особенностью  бухгалтерского учета является:

          1. Нормативное регулирование бухгалтерского  учета.

          2. Использование плана счетов бухгалтерского  учета который разрабатывается  и утверждается Банком России.

          3. Состав и содержание бухгалтерской отчетности утвержденным банком России.

          4. Осуществление внутрибанковского  контроля.

          5. Специальные формы документов  утвержденные Банком России, оформление  банковских операций и сделок  для введения бухгалтерского  учета.

          Нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Банком России, рассматривалось в первое части дипломной работы.

          План  счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номер синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка).

          Бухгалтерский учет устанавливает единые подходы  к применению Плана счетов и отражению  фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

          План  счетов является единым и обязательным к применению в коммерческих банках, и он сгруппирован в 5 глав которые  отражают экономические однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных  операций. Расположены главы в  определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества состоят из:

          Глава А. Балансовые счета.

          Раздел 1. Капитал - подразделяется на основные счета:

          Счет  №102 «Уставный капитал кредитной  организации»-на этом счету учитывается  уставный капитал кредитной организации.

          Счет  № 106 «Добавочный капитал» - на этом счету ведется учет прироста или  уменьшения стоимости имущества.

          Счет  №107 «Резервный фонд» - учитывается  средства резервного фонда 

          Раздел 2. Денежные средства и драгоценные  металлы.

          Счет  №20202 «касса кредитной организаций» - Счет предназначен для учета наличных денежных средств в рублях и в иностранной валюте, находящихся в операционной кассе кредитной организации.

          Счет  № 20206 «Касса обменных пунктов» - Счет предназначен для учета наличных денежных средств в рублях и в иностранной валюте, находящихся в кассах обменных пунктов.

          Счет  № 20209 «Денежные средства в пути» - Счет предназначен для наличных денежных средств отосланных  из кассы  кредитной организации другим кредитным  организациям или филиалов.

          Счет  № 20302 «Золото»

          Счет  № 20401 «Природные драгоценные металлы»

          Раздел 3. Межбанковские операции – счета  предназначены для расчета между  кредитных организаций.

          Раздел 4. Операции с клиентами - В разделе  учитываются пассивные и активные операции с клиентами, кроме межбанковских операций.

          Раздел 5. Операции с ценными бумагами.

          Раздел 6. Средства и имущество.

          Раздел 7. Результаты деятельности.

          Глава Б. Счета доверительного управления - Операции по доверительному управлению проводятся в соответствии с нормативными актами Банка России. Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению ведется обособленно на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления составляется отдельный баланс.

          При присвоении номеров счетов используется трехзначная нумерация счетов первого  порядка и пятизначная - второго  порядка.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования