Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является – рассмотрение, изучение особенности введения бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений:
-рассмотрение порядка бухгалтерского учета кредитных операций.
-аудита деятельности коммерческого банка.
-отчетность в коммерческом банке.
-управление основными средствами.
-межбанковские расчеты.
-операции с клиентами.
-операции с ценными бумагами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1: Методологические основы введения бухгалтерского
учета в кредитных организация……………………………….………6
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации………………………………………………………….....6
1.2 Задачи, принципы и специфика бухгалтерского учета в кредитной организации……………………………………………….12
1.3 Специфика бухгалтерского учета банковских операций………15
Глава 2: Особенности бухгалтерского учета ОАО «Эталонбанка».26
2.1. Характеристика деятельности банка……………………………26
2.2. Бухгалтерский учет основных операций банка………………...39
2.3. Порядок определения доходов, расходов финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете……………...48
Глава 3: Разработка рекомендаций совершенствования организации бухгалтерского учета «ЭталонБанка»…………………………….....58
3.1. Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на деятельность ОАО «ЭталонБанк»……………………...58
3.2. Предложения по совершенствованию документооборота в кредитных организациях в Российской Федерации ……………….69
3.3. Совершенствование получения бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой отчетности на основе управленческого учета в ИБС "БИСквит"…………………………..73
Заключение……………………………………………………………82
Список литературы…………………………………………………...86

Работа содержит 1 файл

new diplom 2.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

          Внедрение корпоративных информационных систем дает возможность решить часть проблем  документооборота,  позволяют создать  систему взаимосвязанных документов, формировать и хранить различные версии таких документов, а также указывать их статусы (например, "сформирован", "согласован", "утвержден").

          Тем не менее нужно помнить, что  бухгалтерские  системы и даже ERP-системы позволяют  работать преимущественно со структурированными данными, то есть с информацией, которая может создаваться и храниться в табличной форме. По данным исследования, в общем объеме структурированные данные составляют всего 20%, остальные же 80% - тексты документов, электронная переписка, протоколы встреч и переговоров и т. п. - являются неструктурированными. Зачастую без изучения неструктурированных данных невозможно оценить контекст, в котором существует структурированная информация. Сбор, хранение и обработка такой информации осуществляются с помощью систем электронного документооборота или, как называют наиболее мощные из них, систем управления информационным содержанием банка.

          Система электронного документооборота позволяет  организовать любое взаимодействие между сотрудниками банка на основе документов. Она обеспечивает создание и движение документов по коммерческой организации, контроль исполнения документов и процессов, которые описываются с их помощью, а также хранение.

    3.3. Совершенствование  получения бухгалтерской,  налоговой, международной  и управленческой  отчетности на  основе управленческого  учета в ИБС  "БИСквит"

 

          В настоящее время перед ОАО  «ЭталонБанк» стоит задача организации учета, позволяющего получать, как минимум, отчетность для ЦБ РФ и налоговую отчетность, отличающиеся методами признания доходов и расходов. В первом случае применяется кассовый метод, во втором - метод начислений. Кроме того, требуется получать международную отчетность (IAS, GAAP). Учет доходов и расходов по международным стандартам ведется методом начислений. Однако, принципы признания доходов и расходов в налоговом учете несколько отличаются от принятых в международных стандартах. Также ОАО «ЭталонБанк» необходимо получать различную управленческую отчетность как по начисленным, так и по оплаченным доходам и расходам, в связи с этим предлагается ввести в целях совершенствования организации бухгалтерского учета модуль "Управление доходами и расходами" интегрированной банковской системы "БИСквит", которая позволит вести детальный управленческий учет доходов и расходов ОАО «ЭталонБанк» и получать на его основе различные виды отчетности. Рассмотрим особенности организации учета в системе.

          Во-первых, расходы учитываются в нескольких разрезах одновременно:

          -периоды; 

          -контрагенты; 

          -статьи  доходов, расходов;

          -центры  финансового учета. 

          Во-вторых, доходы и расходы учитываются  в несколько этапов:

          -доходы, расходы будущих периодов (предоплата);

          -оценочные  расходы (предварительная оценка до получения счетов к оплате);

          -доходы, расходы, подтвержденные счетами  к оплате, авансовыми отчетами  и т.п.;

          -оплаченные  доходы, расходы. 

          Даже  если счет к оплате за услугу, оказанную  в текущем периоде, не получен, расход, тем не менее, начисляется. Стоимость услуги оценивается на основании договора, предыдущих периодов, объема оказанных услуг в натуральном выражении.

          Если  была произведена предоплата, то система  позволяет связать услугу с предоплатой. В этом случае расход автоматически разбивается на две части: расход по кассовому методу на сумму предоплаты и оценочный расход по методу начислений на разницу между оценочной стоимостью услуги и суммой предоплаты.

          При получении счета к оплате он заносится  в систему и связывается с начисленным ранее оценочным расходом. На основе счета к оплате производится корректировка расхода. Корректировка заключается в начислении или списании разницы между суммой счета к оплате и оценочной суммой расхода. Корректировка проводится в периоде, в котором получен счет к оплате. При этом сумма расхода нарастающим итогом будет в точности равна сумме счета к оплате. В ИБС "БИСквит" корректировка организована в виде двух операций: списания начисленных оценочных расходов по курсу на дату начисления и начисления расхода на сумму счета к оплате.

          При оплате счета производится окончательная  переоценка расхода, выраженного в  иностранной валюте. Переоценка проводится в том периоде, когда был оплачен  счет. В системе эта операция делится  на две: списание расхода на сумму счета к оплате по курсу на дату получения счета и начисление расхода на ту же сумму в оригинальной валюте, но по курсу на дату оплаты. Одновременно с переоценкой система позволяет учесть расход кассовым методом на балансовом счете.

          Указанные особенности учета позволяют получать разнообразную отчетность, в том числе:

          - отчетность для ЦБ РФ;

          - налоговую отчетность;

          - международную отчетность;

          - управленческую отчетность.

          Отчетность  для ЦБ РФ получается на основе информации о доходах и расходах по кассовому методу, т.е. на основе счетов к предоплате, связанных с оказанными услугами, и счетов, оплаченных после оказания услуг.

          Налоговая отчетность получается на основе доходов  и расходов, подтвержденных счетами  к оплате, авансовыми отчетами и  т.п.

          Международная отчетность получается на основе оценочных  расходов, доходов, всех корректировок  и переоценок.

          Управленческая  отчетность достаточно разнообразна, поскольку доходы и расходы учитываются  в четырех разрезах. Благодаря  тому, что учет ведется поэтапно, можно получить, например, следующие отчеты:

          - предоплаченные, но не оказанные  услуги в разрезе контрагентов;

          - начисленные расходы, не подтвержденные  счетами к оплате - в разрезе  статей расходов, контрагентов, центров  учета; 

          - начисленные, но не оплаченные расходы, включая не подтвержденные счетами к оплате (оценочные) в разрезе статей расходов, контрагентов, центров учета;

          - начисленные, но не оплаченные  расходы, подтвержденные счетами  к оплате, в разрезе статей  расходов, контрагентов, центров учета;

          - платежный календарь. 

          Отчет о предоплаченных, но не оказанных  услугах получается на основе оплаченных счетов к предоплате, не связанных  с оказанными услугами.

          Отчет о начисленных расходах, не подтвержденных счетами в оплате, получается на основе оценочных расходов, не связанных со счетами к оплате.

          Отчеты  о начисленных, но не оплаченных расходах, получаются на основе неоплаченных счетов к оплате, а также, в первом из двух видов отчетов, на основе оценочных  расходов, не связанных со счетами  к оплате.

          Перечисленные отчеты можно объединять в детальные  отчеты о расходах по методу начислений (таблицы 3, 4).

    Таблица 3

    Форма детального отчета о расходах по методу начислений в разрезе статей расходов

    Период:
    Контрагент:
    Центр финансового  учета:
 
    Статья 1
    Статья 1
    ...
    Статья N
    1. Расходы по  методу начислений, всего
     
    1.1 в т.ч. подтвержденные  счетами
       
    1.1.1 в т.ч.  оплаченные
       
    1.1.2 в т.ч.  не оплаченные
       
    1.2 в т.ч. оценочные
       
    2. Расходы будущих  периодов (предоплаченные, но не оказанные услуги)
       
    3. Выставленные, но не оплаченные счета к  предоплате
       

          Платежный календарь (таблица 5) получается на основе счетов к оплате и счетов к предоплате. Система поддерживает функцию авторизации  счетов. Таким образом, использование модуля "Управление доходами и расходами" ИБС "БИСквит" позволяет организовать единый учет доходов и расходов для получения различных видов отчетности: бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой.

    Таблица 4

    Форма детального отчета о расходах по методу начислений в разрезе центров финансового учета

    Период:
     
    Контрагент:
   
    Центр финансового  учета:
   
ЦФО 1 ЦФО 2    
 
    ...
    ЦФО N
    1. Расходы по  методу начислений, всего
           
    1.1 в т.ч. не  оплаченные
           
    1.1.1 в т.ч.  подтвержденные счетами
           
    1.1.2 в т.ч.  не подтвержденные счетами
           
    1.2 в т.ч. оплаченные
           
    2. Расходы будущих  периодов (предоплаченные, но не  оказанные услуги)
           
    3. Выставленные, но не оплаченные счета к предоплате
         
 

    Таблица 5

    Платежный календарь

    Срок платежа
    Контрагент
    Сумма (авторизовано)
    Сумма (не авторизовано)
    ...
     
    ...
     
 

          Основные  преимущества ввода ИБС БИСквит.

          Интегрированная банковская система (ИБС) БИСквит обеспечивает высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг.

          Основными преимуществами данного решения  являются:

          -поддержка  сложных, нестандартных технологий  и индивидуальных требований  банка; 

          -ведение  операций в реальном масштабе времени;

          -организация  работы удалённых отделений в  режиме on-line;

          -оперативное  обеспечение интенсивного развития  бизнеса при введении новых  банковских продуктов; 

          -устойчивая  работа при резком увеличении  количества клиентов и операций;

          -надёжная  и эффективная обработка большого  объёма документооборота;

          -оперативность  и качество отчётной и аналитической  информации;

          -своевременная  адаптация при изменении требований  законодательства, инструкций банка  России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;

          -организация  эффективного и надёжного контроля  доступа к финансовой и нефинансовой  информации;

          -оптимизация  управления деятельностью подразделений  за счёт интегрированности, оперативности  и информативности используемых систем;

          -максимально  полная реализация принципа защиты  инвестиций в аппаратные средства;

          -успешный  опыт эксплуатации в кредитных  организациях любой организационной  структуры. 

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования