Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является – рассмотрение, изучение особенности введения бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений:
-рассмотрение порядка бухгалтерского учета кредитных операций.
-аудита деятельности коммерческого банка.
-отчетность в коммерческом банке.
-управление основными средствами.
-межбанковские расчеты.
-операции с клиентами.
-операции с ценными бумагами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1: Методологические основы введения бухгалтерского
учета в кредитных организация……………………………….………6
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации………………………………………………………….....6
1.2 Задачи, принципы и специфика бухгалтерского учета в кредитной организации……………………………………………….12
1.3 Специфика бухгалтерского учета банковских операций………15
Глава 2: Особенности бухгалтерского учета ОАО «Эталонбанка».26
2.1. Характеристика деятельности банка……………………………26
2.2. Бухгалтерский учет основных операций банка………………...39
2.3. Порядок определения доходов, расходов финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете……………...48
Глава 3: Разработка рекомендаций совершенствования организации бухгалтерского учета «ЭталонБанка»…………………………….....58
3.1. Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на деятельность ОАО «ЭталонБанк»……………………...58
3.2. Предложения по совершенствованию документооборота в кредитных организациях в Российской Федерации ……………….69
3.3. Совершенствование получения бухгалтерской, налоговой, международной и управленческой отчетности на основе управленческого учета в ИБС "БИСквит"…………………………..73
Заключение……………………………………………………………82
Список литературы…………………………………………………...86

Работа содержит 1 файл

new diplom 2.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

          6) использовать заложенные в МСФО  принципы существенности и преобладания  экономической сущности над юридической формой.

          Проблемные зоны.

          Созданию  законодательной базы и подготовке квалифицированных кадров для внедрения  МСФО в России немало способствовал  проект ТАСИС "Содействие реформе  бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе" под эгидой Европейского союза.

          Партнером в реализации проекта стал Банк России, а его исполнителем - ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс". Но, как это можно было предположить, одного проекта и шестнадцати  специальных инструкций от ЦБ РФ для  решения проблемы адаптации российских кредитных организаций к новым стандартам отчетности оказалось недостаточно.

          Практически с первого года введения обязательного  МСФО для банковского сектора  остро встала проблема существенного  различия российских принципов бухгалтерского учета с международными. И основные разночтения между МСФО и российской системой учета оказались связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации.

          Финансовая  отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими заинтересованными предприятиями и финансовыми институтами. А финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется исключительно органами государственного регулирования и статистики. Поэтому легко можно выделить два принципиальных несовпадения методологий РСБУ и МСФО: одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО и продекларированным в российской системе учета, но не всегда применяемым, является приоритет содержания над формой. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухучета основываются на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают пальму первенства форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание; вторым основным отличием являются схемы учета затрат. Учет доходов и расходов в соответствии с МСФО ведется по принципу начислений, а РСБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу начисления, согласно которому операции отражаются в учете в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств (или их эквивалентов). Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РСБУ принципа преобладания сущности над формой.

          По  форме финансовая отчетность по МСФО во многом совпадает с российской и включает: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, изменения в капитале, отчет о движении денежных средств, примечания к финансовой отчетности, включая учетную политику. Как видим, существенных отличий в составе представляемой отчетности по российским и международным стандартам нет.

          Имеются некоторые отличия в правилах предоставления информации для каждого  отчета, а также в правилах раскрытия  информации в самих отчетных формах и пояснениях к ним.

          Но  главная проблема остается в том, что российские методы учета не отражают всей информации, требуемой МСФО: характерна различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация данных по некоторым видам операций.

          Поэтому если кредитная организация ведет учет в соответствии с РСБУ, а ей надо представлять финансовую отчетность также и в соответствии с МСФО, то пока остается только два пути:

          - вести параллельный учет, отражая  операции одновременно в соответствии  с российскими и международными  стандартами учета (для этой цели используются различные программные продукты);

          - используя в качестве базовой  российскую финансовую отчетность, осуществлять ряд трансформационных  процедур по приведению ее  в соответствие с МСФО.

          У каждого из этих методов есть свои достоинства и недостатки.

          Преимущества  первого - минимальные изменения  во внутренних технологиях и участие  в процессе лишь узкого круга специалистов.

          В активе второго - максимальная точность и высокая оперативность.

          На  сегодняшний день подавляющее большинство отчетов по МСФО создается в отечественных банках методом трансформации за счет создания промежуточных таблиц и перенесения по определенному алгоритму информации из оборотно-сальдовой ведомости и детализированного отчета о прибылях и убытках.

          Таким образом, корректировку российской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов можно считать первым этапом в подготовке отчетности по МСФО.

          Параллельный  учет, как правило, более трудоемок, зато не требует значительного времени  на подготовку отчетности по МСФО после представления отчетов по российским стандартам. Такой подход рекомендуется при большом объеме работ по трансформации отчетности и (или) в условиях сокращения сроков предоставления информации, объявленных контролирующими органами.

          Но  здесь, кроме чисто технических  моментов перехода на МСФО, банки столкнулись  с еще одной, не менее серьезной  проблемой - психологической. При составлении  отчетности в соответствии с международными стандартами для банковских специалистов основной трудностью является то, что необходимо практически полностью абстрагироваться от требований российского законодательства и строго следовать указаниям МСФО.

          Так, в МСФО широко используется понятие  справедливой стоимости и профессионального  суждения бухгалтера или аудитора. Соответственно требуются массовая переоценка всего имущества банка, перестройка учетной системы, серьезная подготовка всех специалистов кредитной организации, формирующих специальное профессиональное суждение по тому или иному вопросу. А этот процесс оказывается весьма длительным и дорогостоящим.

          И не стоит забывать, что Банк России до сих пор требует наряду с  МСФО вести учет в соответствии с  требованиями российского учетного и налогового законодательства.

          Дополнительные  трудности создает и отсутствие полноценного перевода стандартов на русский язык. В основном это связано со специфической терминологией зарубежного учета, просто не имеющего аналогов в русском языке. И обучение российских специалистов проводится либо по английскому оригиналу, либо по адаптированным русскоязычным версиям. Помимо перевода базовых методологий специалистам, работающим с МСФО, необходимо своевременное обновление международных стандартов отчетности, иначе смысл подготовки отчетности по МСФО (особенно для предоставления иностранным партнерам) просто-напросто теряется.

          Нельзя  обойти и вопрос автоматизации процесса трансформации, который связан со спецификой каждого конкретного банка. Разрыв между банками в плане программного обеспечения сравним с рейтинговой  оценкой кредитных учреждений. И это естественным образом сказывается на отношении каждого конкретного банка к задачам обновления или модернизации своего программного обеспечения, а в конечном счете - на степени влияния этого фактора на доходность банка.

          При подготовке отчетности по МСФО кредитным учреждениям придется модернизировать или заменить свои информационные системы, что, несомненно, повысит спрос и затраты на системы автоматизации. Причем, как это ни парадоксально, в отечественной практике очень мало примеров удачной адаптации чисто западных систем возможно потому, что в России законодательство постоянно изменяется, а иностранные программные продукты ориентированы на стабильную законодательную базу и неизменный режим расчетов.

          А последний проект ЦБ РФ, разработанный по результатам проекта ЕС/ТАСИС "Банковский надзор и отчетность", содержит не только дополнительные формы отчетности, но и существенно усложняет алгоритм составления текущих. Для их исполнения банки будут вынуждены устанавливать еще и дополнительные автоматизированные системы учета, что опять же неизбежно приведет к увеличению издержек.

    3.2. Предложения по  совершенствованию  документооборота  в кредитных организациях  Российской Федерации.

          Для каждого документа в бухгалтерском  учете ОАО «Эталонбанк» существует свой путь движения, т.е. свой документооборот. Однако для всех документов существуют пять основных этапов:

          1) составление документа в момент  совершения хозяйственной операции  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению;

          2) передача документа в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки;

          3) проверка принятых документов  бухгалтером по форме (проверяются  полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка;

             4) обработка документа  в бухгалтерии; 

          5) сдача документов в архив на  хранение после составления по  ним учетных регистров. 

          В соответствии с Законом об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

          Применительно к бухгалтерскому учету можно  сказать, что документ - это закодированное определенным образом и зафиксированное на специальном носителе информационное сообщение (свидетельство), удостоверяющее, что факт хозяйственной жизни или существует, или совершен, или должен быть совершен.

          Документация - это способ оформления банковских операций с помощью документов в момент их совершения.

          Документирование  банковских операций является одной  из отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

            Рекомендациями, стоящими перед бухгалтерской службой коммерческой  организации, являются:

  • формирование полной и достоверной информации о банковских процессах и финансовых результатах деятельности коммерческой организации, необходимой для оперативного управления;
  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • своевременное предупреждение негативных явлений в финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

          Выполнение  этих рекомендаций напрямую зависит  от полноты и своевременности  отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, осуществляемых организацией в процессе своей деятельности, что, в свою очередь, является следствием документального оформления совершенных операций.   От правильности его выполнения зависит достоверность учетной информации, представляемой бухгалтерией  коммерческой организации ОАО «Эталонбанк». Поэтому в коммерческих организациях  документирование банковских операций должно уделяться большое внимание со стороны не только работников бухгалтерии, но и работников других структурных подразделений, поскольку эффективность ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках зависит от правильной организации работы с документами, являющимися письменным подтверждением факта совершения  операции (их юридическая доказательность).

          Сотрудники  банка тратят очень много времени  на поиск необходимых данных или  воссоздание документов, уже существующих. Типичной является ситуация, когда исходные тексты договоров хранятся в бухгалтерии в электронном виде (часто без истории изменений); бухгалтерские проводки по документам, сопровождающим исполнение договоров, выполняются в бухгалтерской системе; учет договоров и сопутствующих им документов ведется в электронной таблице; счета и акты хранятся в бумажном виде в финансовом отделе, а текущая переписка по поводу договорных работ - в электронных почтовых ящиках сотрудников. При такой "разбросанности" данных и документов сложно обеспечить их целостность, непротиворечивость и безопасность.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке и пути ее совершенствования