Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения

Работа содержит 1 файл

ЭЗ-01-06 Козина Е.И..docx

— 151.35 Кб (Скачать)

   Грубое  нарушение организацией правил учета  доходов и(или) расходов и(или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

     Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок, как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям  и иным документам финансовой отчетности. Эта форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере  на их начальной стадии. При этом не имеет значения является ли выявленное нарушение случайной технической  ошибкой операторов (бухгалтеров), либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности  непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут  быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва экономики государства.

   Те  же деяния, если они совершены в  течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. рублей.

   Те  же деяния, если они повлекли занижение  налоговой базы, влекут взыскание  штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного  налога, но не менее 15 тыс. рублей.

   Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность  за неуплату или неполную уплату сумм налога или сбора в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

   Объективная сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 122 НК РФ, состоит  в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора.

   Состав  данного правонарушения - материальный, поэтому для привлечения налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) необходимо установить:

  • неправомерное деяние, т.е. занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другое неправомерное действие (бездействие);
  • негативный результат - неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • причинную связь между этим деянием и негативными последствиями.

   Неуплата  или неполная уплата сумм налога в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

   Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, совершенные  умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

   Статья 123 НК РФ устанавливает ответственность  за невыполнение налоговым агентом своей обязанности по удержанию и(или) перечислению налогов.

   Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, состоит в совершении деяния, результатом которого является неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию у налогоплательщика.

   Таким образом, данное правонарушение имеет  материальный состав и считается оконченным в момент наступления вредных последствий - неполучения или неполного получения сумм налоговых доходов бюджетной системой РФ. При этом обязательно должна быть установлена причинно-следственная связь между противоправным деянием налогового агента и указанными последствиями.

   Субъективная  сторона рассматриваемого налогового правонарушения -умысел либо неосторожность.

   Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию  и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

   Статья 125 НК РФ предусматривает ответственность  за несоблюдение порядка владения, пользования и(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

   Объективная сторона состоит в совершении деяния, нарушающего установленные налоговым органом условия владения, пользования и(или) распоряжения арестованным имуществом.

   Состав  данного правонарушения формальный, поэтому ответственность может быть вменена организации-налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту независимо от наличия либо отсутствия негативных последствий.

   Субъективная  сторона – умысел либо неосторожность, причем форма вины в данном случае правового значения не имеет.

   Несоблюдение  установленного НКРФ порядка владения, пользования и(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

   Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность  за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Данная статья состоит из двух пунктов в зависимости от субъекта правонарушения.

   1. Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и(или)иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

   Из  обзора судебной практики вытекает, что  налоговая санкция, предусмотренная  п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена  за непредставление:

  • документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным;
  • документов, которые хотя и поименованы в нормативном правовом акте как обязательные к представлению в налоговые органы, но являются приложением к налоговой декларации.

   Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 126 НК РФ, состоит в неправомерном деянии (действии или бездействии) налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, выражающемся в непредставлении в установленный срок документов и(или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

   Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не может быть привлечен к ответственности  по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае, когда  затребованные налоговыми органами документы представлены в срок, но с ошибками или с нарушением требований к их форме.

   Непредставление документов и сведений может выражаться в уклонении лица от их предоставления, т.е. правонарушитель прямо не заявляет об отказе их представить, но и не предпринимает никаких мер, чтобы исполнить запрос налогового органа.

   Направление письменного ответа о том, что  документы и(или) иные сведения будут  предоставлены, но перенос в дальнейшем срока их представления либо представление лишь части запрошенных документов также следует рассматривать как налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если в запросе налогового органа о предоставлении документов и(или) иных сведений не указано, какие конкретно документы и в каком количестве должны быть предоставлены.

   Субъективная  сторона рассматриваемого налогового правонарушения - умысел либо неосторожность.

   Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и(или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

   2. Пункт 2 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике.

   Объективная сторона правонарушения выражается в следующих неправомерных деяниях:

         - отказ организации предоставить налоговому органу имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ;

  • непредставление таких документов в установленные сроки;
  • уклонение от предоставления таких документов;

      - предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.

   Таким образом, данное правонарушение может  быть совершено как путем бездействия (отказ или уклонение от предоставления документов), так и путем действия (предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями).

   При этом во всех случаях необходимыми условиями привлечения организации  к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ являются следующие обстоятельства:

  • наличие запроса налогового органа с требованием представить соответствующие документы или сведения о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);
  • точное указание в запросе налогового органа, какие конкретно документы (сведения) и в каком количестве должны быть представлены;

   - наличие истребуемых документов (сведений) у организации, которой направлен запрос налогового органа.

   Субъективная  сторона налогового правонарушения может выражаться как в умышленной, так и в неосторожной форме вины.

   Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

   Статья 128 НКРФ предусматривает ответственность лица, вызываемого в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин, а также за неправомерный отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний.

   Объективная сторона данного налогового правонарушения, предусмотренного ст. 128 НК РФ, может выражаться как в действиях (дача заведомо ложных показаний), так и в бездействии (неявка, уклонение от явки, отказ от дачи показаний).

   Неявка  означает, что свидетель отказался  явиться в налоговый орган для дачи показаний, о чем заявил прямо и недвусмысленно.

   Уклонение от явки означает, что виновный фактически не является в налоговый орган, хотя об отказе прямо не заявляет.

   И то и другое деяния лишь тогда составляют объективную сторону правонарушения, описанного в ст. 128 НК РФ, когда они  допущены без уважительных причин. Время доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лица, вызываемого в качестве свидетеля, лежит на налоговых органах.

   Неправомерный отказ от дачи показаний представляется как заявление лица, выраженное им в любой форме - письменной или устной - о нежелании дать показания в целом по делу или по отдельным его эпизодам.

   Субъективная  сторона данного налогового правонарушения - умысел.

   Неявка  либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. рублей.

   Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний  влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. рублей.

   Статья 129 НК РФ предусматривает ответственность эксперта, переводчика и специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а также за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.

   Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного в п. 1 ст. 129 НК РФ, выражается в противоправном бездействии: отказе эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

   Отказ может быть заявлен в любой  форме (как письменной, так и устной) - главное, чтобы он был прямым и  недвусмысленным.

Информация о работе Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)