Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения

Работа содержит 1 файл

ЭЗ-01-06 Козина Е.И..docx

— 151.35 Кб (Скачать)

     Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок, как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям  и иным документам финансовой отчетности. Эта форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии. При этом не имеет значения является ли выявленное нарушение случайной технической ошибкой операторов (бухгалтеров), либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва экономики государства.

   При проведении осмотра, с присутствием двух понятых, вправе участвовать и лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол.

   С 1 января 2010 года налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

  Должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) в следующих случаях: при проведении налоговой проверки; при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля; в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

  Налоговый орган направляет письменное поручение  об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

   Лицо, получившее требование о представлении  документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения.

   Истребуемые документы представляются в виде заверенных лицом копий.

   Выемка  необходимых документов и предметов  производится должностным лицом  налогового органа, проводящим налоговую  проверку: в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица; в случаях, если у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

   Не  допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

     На  практике налоговые органы встречают  трудности в получении информации о сокрытой выручке. Если в проверяемой  организации расчеты произошли  посредством зачетов погашения  взаимных требований, в результате товарообменных и иных безденежных  операций, операций по уступке права  требования, то имеется вероятность  неотражения расчетов в бухгалтерском  учете, особенно при взаимоотношениях с организацией, состоящей на налоговом  учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации. Выявить данные операции можно посредством получения информации из внутренних и внешних источников. Но такой информации крайне мало.

     Таким образом, к основным проблемам в  сфере налоговых правонарушений в нашей стране на сегодняшний  день относятся, прежде всего, недостатки в самой системе учета и  контроля за деятельностью налогоплательщиков (ее организации и функционировании).

     Частые  изменения в законодательстве не способствуют устранению этих недостатков. Кроме того, существенные проблемы связаны с налоговой отчетностью, которую Минфин в стремлении повысить ее информативность крайне детализировал, усложняя процедуры заполнения, вводя  избыточные показатели и т.п. Все  это неизбежно сказывает на правильности ведения налогового учета и отчетности.

     Вместе  с тем должны быть найдены такие  формы погашения налоговой задолженности  прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали  бы экономику и не загоняли бизнес в тупик.

     Налоговые органы не вправе «терроризировать»  бизнес, многократно возвращаясь  к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом, главное внимание, уделяя проверкам текущего периода.

     Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов  до сих пор принадлежит к числу  актуальных проблем в сфере налогового контроля.

       Способы уклонения налогоплательщиков  от уплаты налогов можно подразделить  на две группы:

1) уклонение  от налогообложения без нарушения  законодательства, в том числе:

- полное  использование всех предоставленных  законодательством льгот и налоговых  вычетов;

- получение  права на освобождение от уплаты  налогов посредством выбора вида  деятельности, не подлежащей налогообложению,  или же образование такой категории  юридического лица, которая не  является плательщиком того или  иного налога;

- регистрация  организации в местах с пониженным  или льготным налогообложением (оффшорные  зоны);

2) уклонение  от налогообложения с нарушением  законодательства:

- осуществление  деятельности без регистрации  в налоговых органах;

- сокрытие  или занижение полученных доходов,  занижение оборотов финансово-хозяйственной  деятельности, сокрытие иных объектов  налогообложения посредством фальсификации  бухгалтерских документов;

- неправомерное  использование налоговых льгот;

непредставление или несвоевременное представление  соответствующих документов в налоговые  органы;

- несвоевременная  уплата налогов (или неуплата  налоговых платежей в бюджет).

     Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок, как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям  и иным документам финансовой отчетности. Эта форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере  на их начальной стадии. При этом не имеет значения является ли выявленное нарушение случайной технической  ошибкой операторов (бухгалтеров), либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности  непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут  быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма  предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва  экономики государства.

     На  практике налоговые органы встречают  трудности в получении информации о сокрытой выручке. Если в проверяемой  организации расчеты произошли  посредством зачетов погашения  взаимных требований, в результате товарообменных и иных безденежных  операций, операций по уступке права требования, то имеется вероятность неотражения расчетов в бухгалтерском учете, особенно при взаимоотношениях с организацией, состоящей на налоговом учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации. Выявить данные операции можно посредством получения информации из внутренних и внешних источников. Но такой информации крайне мало.

     Таким образом, к основным проблемам в  сфере налоговых правонарушений в нашей стране на сегодняшний  день относятся, прежде всего, недостатки в самой системе учета и  контроля за деятельностью налогоплательщиков (ее организации и функционировании).

     Частые  изменения в законодательстве не способствуют устранению этих недостатков. Кроме того, существенные проблемы связаны с налоговой отчетностью, которую Минфин в стремлении повысить ее информативность крайне детализировал, усложняя процедуры заполнения, вводя  избыточные показатели и т.п. Все  это неизбежно сказывает на правильности ведения налогового учета и отчетности.

     Вместе  с тем должны быть найдены такие  формы погашения налоговой задолженности  прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали  бы экономику и не загоняли бизнес в тупик.

     Налоговые органы не вправе «терроризировать»  бизнес, многократно возвращаясь  к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом, главное внимание, уделяя проверкам текущего периода.

     Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов  до сих пор принадлежит к числу  актуальных проблем в сфере налогового контроля.

       Способы уклонения налогоплательщиков  от уплаты налогов можно подразделить  на две группы:

1) уклонение  от налогообложения без нарушения  законодательства, в том числе:

- полное  использование всех предоставленных  законодательством льгот и налоговых  вычетов;

- получение  права на освобождение от уплаты  налогов посредством выбора вида  деятельности, не подлежащей налогообложению,  или же образование такой категории  юридического лица, которая не  является плательщиком того или  иного налога;

- регистрация  организации в местах с пониженным  или льготным налогообложением (оффшорные  зоны);

2) уклонение  от налогообложения с нарушением  законодательства:

- осуществление  деятельности без регистрации  в налоговых органах;

- сокрытие  или занижение полученных доходов,  занижение оборотов финансово-хозяйственной  деятельности, сокрытие иных объектов  налогообложения посредством фальсификации  бухгалтерских документов;

- неправомерное  использование налоговых льгот;

непредставление или несвоевременное представление  соответствующих документов в налоговые  органы;

- несвоевременная  уплата налогов (или неуплата  налоговых платежей в бюджет).

   Переводчик  предупреждается об ответственности  за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка  в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

   Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам  и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в  налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

   Кроме того, переводчики, специалисты и  эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

   За  работниками, вызываемыми в налоговый  орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

   Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом  по выполнении ими своих обязанностей. Выплаты осуществляются на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

   В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Информация о работе Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)