Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения

Работа содержит 1 файл

ЭЗ-01-06 Козина Е.И..docx

— 151.35 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Южно-Уральский  профессиональный институт

Кафедра «финансы и бухгалтерский учет»

                      ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ
                  Зав. кафедрой_______  Е.А. Быкова
                 
                   «______»_______________2010

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Налоговые проверки как форма  предотвращения налоговых  правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области») 

Студент гр. ЭЗ-01-06

факультет финансово-экономический 

 
 
_____________________
 
 
Е.И.Козина
  «___»______________2010  
Руководитель  
______________________
 
О.М.Лукьяненко
  «___»______________2010  
 
Нормоконтролер
 
______________________
 
И.Л.Васильева
  «___»______________2010  
     
Рецензент ______________________   А.Н. Куницын
  «___»______________2010  
 

Челябинск 2010

Оглавление

             Введение ………………………………………………………...…..…....3

Глава 1 Виды налоговых  проверок, налоговые правонарушения

и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5                                                                                                      1.1 Порядок  проведения камеральной налоговой проверки……………….…5                                                                                                                          1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9                                                                                                                                            1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и  ответственность за                            

      допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23     

 Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной

 ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45                                                  

2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45                                      

2.2 Анализ результатов контрольной работы   «Межрайонной ИФНС N 9

       по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47                                               2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства

     в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54                                                                       

     Заключение  ……………………..…………………………………..…..…65                                                                                                          

     Список  использованных источников ………………………..………..…68 

     Приложения                                      

Приложение  А  Признаки налогового правонарушения…………..…………72                                                                                                 

Приложение  Б «Жизненный цикл» налогового правонарушения……….….73                                                                                                  

Приложение  В  Правонарушения в сфере налогообложения………...…..….74                                                                                                   

Приложение Г Схема проведения ВНП с применением предпроверочного анализа……………………………………………………………………………75                                                                                                

Введение

     Применение  мер ответственности в сфере  налогообложения всегда обращает повышенное  внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся  негативным отношением к существующей налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией. 

     Экономическая система Российской Федерации достигла такого уровня развития, когда вопрос о налоговых правонарушениях становится важнейшим в политики страны. К сожалению, налоговые правонарушения стали неотъемлемой чертой налоговой системы любого государства. Можно анализировать их причины и снизить уровень с помощью проведения налоговых проверок, но нельзя добиться их полного устранения.

     При прошествии достаточно большого количества лет распределение налоговых правонарушений сохранились практически в неизменном виде. Есть отдельные смещения акцентов. Например, в сторону уменьшения для денежных средств, в силу ужесточения законодательства и выхода страны из  кризисного состояния. Или для государственных и муниципальных предприятий в силу простого снижения их количества. Но в целом картина распределения не изменилась, что говорит об устойчивых психологических факторах, воздействующих на процесс, и неустранимости на данном этапе экономического развития внутренних предпосылок для уклонения от уплаты налогов.

     Правонарушителей  среди физических лиц гораздо  меньше, так как спектр доходов граждан не так уж широк, а налоги поступают от них в основном через налоговых агентов организаций-работодателей. Кроме того, один раз столкнувшись с налоговыми органами и пройдя всю процедуру взыскания неуплаченных сумм, налогоплательщик уже тысячу раз подумает, не забыл ли он включить все данные в налоговую декларацию. Что нельзя сказать о правонарушениях, которые выявляются при проведении налоговых проверок предприятий.

     В связи с этим тема, избранная для написания настоящей выпускной квалификационной работы, является актуальной и требует тщательной разработки.

     Цель  выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.

     Объектом  являются налоговые проверки.

     Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.

     Поставленная  цель решается через следующие задачи:

     1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.

     2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.

     3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

 
 
 
 
 
 

Глава 1 Виды налоговых  проверок, налоговые  правонарушения и  ответственность  налогоплательщиков

    1. Порядок  проведения камеральной налоговой проверки
 

 Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

     Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок, как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям  и иным документам финансовой отчетности. Эта форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере  на их начальной стадии. При этом не имеет значения является ли выявленное нарушение случайной технической  ошибкой операторов (бухгалтеров), либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности  непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут  быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма  предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва  экономики государства.

 Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

 В рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган имеет право истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения, и документы в следующих случаях:

  • при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  • при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 настоящего Кодекса).

 Таким образом, ст. 88 НК РФ существенно ограничивает права налоговых органов на истребование первичных документов.

 Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

  Кроме того, определено, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

 Пунктом 3 ст. 93 НК РФ установлен срок представления документов по требованию налогового органа — 10 дней. Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, то оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в вышеуказанный срок документов с приведением причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки.  И о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

     Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов  и способов правовой регламентации  и организации камеральных налоговых  проверок, как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельностью  налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям  и иным документам финансовой отчетности. Эта форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере  на их начальной стадии. При этом не имеет значения является ли выявленное нарушение случайной технической  ошибкой операторов (бухгалтеров), либо сведения были заведомо занижены, искажены. С другой стороны, эта форма способствует скорейшему, оперативному реагированию и направлена на предотвращение возможности  непоступления средств в бюджет, поскольку многие правонарушения могут  быть выявлены в ходе проведения именно камеральных налоговых проверок. Это наиболее действенная форма  предупреждения правонарушений и преступлений против государственной финансовой безопасности, предотвращения подрыва  экономики государства.

  В течение двух дней со дня получения  такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Информация о работе Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)