Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения

Работа содержит 1 файл

ЭЗ-01-06 Козина Е.И..docx

— 151.35 Кб (Скачать)

   2) совершение деяния, содержащего признаки налогового право 
нарушения, налогоплателыциком - физическим лицом, находившимся 
в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло 
отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие 
болезненного состояния.

   3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты 
налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства 
о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

   Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело о налоговом правонарушении, и учитываются при применении налоговых санкций.

   НК  РФ установлен открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. В данном перечне предусмотрены следующие обстоятельства: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического  лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства.

   При наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НКРФ.

   В качестве единственного обстоятельства, отягчающего ответственность, в соответствии с НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При наличии данного обстоятельства размер штрафной санкции увеличивается на 100%.

   Лицо  не может быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

   Исчисление  срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ.

   В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, ст. 122 НК РФ, исчисление срока давности применяется  со следующего дня после окончания  соответствующего налогового периода.

   Также НК РФ устанавливает срок исковой давности взыскания штрафов. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

   При совершении одним лицом двух и  более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

   Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

   При наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

   При наличии отягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа увеличивается  на 100%.

   Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность  за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган.

   При этом необходимо учитывать следующее:

   1. Данной статьей ответственность установлена только за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Поэтому несоответствие формы поданного налогоплательщиком в налоговый орган заявления форме заявления о постановке на учет, установленной нормативным актом налогового органа, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

  1. Налогоплательщик подлежит ответственности за сам факт непостановки на налоговый учет, вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета, т.е налоговое правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.
  2. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на учет на основании заявления налогоплательщика.

   4. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия 
обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

   Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

   Статья 117 НК РФ устанавливает ответственность  за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

   Под ведением деятельности понимаются реальные факты финансово-хозяйственной деятельности, результат которых будет участвовать в формировании объекта налогообложения хотя бы по одному налогу, независимо от того, должна ли будет организация уплатить такой налог.

   Объективная сторона данного налогового правонарушения выражается в неподаче организацией или индивидуальным предпринимателем в установленный срок заявления о постановке на учет в налоговом органе (противоправное бездействие) при одновременном ведении предпринимательской деятельности (противоправное действие).

   При этом необходимо учитывать, что повторное  привлечение к ответственности по ст. 117 НК РФ после применения ст. 116 НК РФ недопустимо, поскольку нарушение срока постановки на налоговый учет, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 НК РФ, предполагается составом ст. 117 НК РФ.

   Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

   Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 тыс. рублей.

   В ст. 118 НК РФ предусмотрена ответственность  за нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке.

   Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном бездействии нарушении налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке. Данное правонарушение имеет формальный состав и, следовательно, считается оконченным с момента совершения противоправного деяния, а именно  в момент истечения срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счета в банке.

   При этом объективная сторона правонарушения может быть признана сформированной, если доказан хотя бы один из следующих  фактов:  факт открытия или закрытия именно счета в банке; факт несообщения налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем информации об открытии или закрытии счета надлежащему налоговому органу; факт нарушения налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем срока, установленного НК РФ для сообщения налоговому органу об открытии или закрытии счета в банке.

   При этом особое значение имеет то, с  какого момента данный срок подлежит исчислению. В судебной практике к  настоящему времени выработан подход, согласно которому указанный срок следует исчислять с того момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии или закрытии счета в банке.

   С субъективной стороны налоговое  правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 118 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.

   Нарушение налогоплательщиком установленного срока  представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

   Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность  за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

   Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ст. 119 НК РФ, состоит в противоправном бездействии - непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При этом необходимо учитывать следующее:

  • представление налоговой декларации в установленный срок, но с ошибками и противоречивыми сведениями не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НКРФ;
  • при представлении налоговой декларации с нарушением установленного срока в случае доначисления налога штраф следует применять одновременно по статьям 119 и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ;
  • ответственность по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации наступает независимо от фактов полной и своевременной уплаты либо переплаты того налога, по которому подается соответствующая налоговая декларация;

   - отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его 
от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду.

   Субъективная  сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 119 НК РФ, - умысел либо неосторожность.

   Непредставление налогоплательщиком в установленный  законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

   Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

   Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность  за грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и(или) объектов налогообложения. Объектом данного налогового правонарушения является организация учета юридическими лицами-налогоплательщиками (плательщиками сборов) доходов и расходов, а также объектов налогообложения.

   Объективная сторона правонарушения состоит  в грубом нарушении правил учета доходов и(или) расходов и(или) объектов налогообложения, под которым для целей описываемой статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

   Форма вины в данном случае на квалификацию деяния не влияет, и его субъективная сторона будет считаться сформированной вне зависимости от того, допущено грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения умышленно или по неосторожности.

Информация о работе Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)