Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения

Работа содержит 1 файл

ЭЗ-01-06 Козина Е.И..docx

— 151.35 Кб (Скачать)
n="justify">     На  практике налоговые органы встречают  трудности в получении информации о сокрытой выручке. Если в проверяемой  организации расчеты произошли  посредством зачетов погашения  взаимных требований, в результате товарообменных и иных безденежных  операций, операций по уступке права  требования, то имеется вероятность  неотражения расчетов в бухгалтерском  учете, особенно при взаимоотношениях с организацией, состоящей на налоговом  учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации. Выявить данные операции можно посредством получения информации из внутренних и внешних источников. Но такой информации крайне мало.

     Таким образом, к основным проблемам в  сфере налоговых правонарушений в нашей стране на сегодняшний  день относятся, прежде всего, недостатки в самой системе учета и  контроля за деятельностью налогоплательщиков (ее организации и функционировании).

     Частые  изменения в законодательстве не способствуют устранению этих недостатков. Кроме того, существенные проблемы связаны с налоговой отчетностью, которую Минфин в стремлении повысить ее информативность крайне детализировал, усложняя процедуры заполнения, вводя  избыточные показатели и т.п. Все  это неизбежно сказывает на правильности ведения налогового учета и отчетности.

     Вместе  с тем должны быть найдены такие  формы погашения налоговой задолженности  прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали  бы экономику и не загоняли бизнес в тупик.

     Налоговые органы не вправе «терроризировать»  бизнес, многократно возвращаясь  к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения, при этом, главное внимание, уделяя проверкам текущего периода.

     Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов  до сих пор принадлежит к числу  актуальных проблем в сфере налогового контроля.

       Способы уклонения налогоплательщиков  от уплаты налогов можно подразделить  на две группы:

1) уклонение  от налогообложения без нарушения  законодательства, в том числе:

- полное  использование всех предоставленных  законодательством льгот и налоговых  вычетов;

- получение  права на освобождение от уплаты  налогов посредством выбора вида  деятельности, не подлежащей налогообложению,  или же образование такой категории  юридического лица, которая не  является плательщиком того или  иного налога;

- регистрация  организации в местах с пониженным  или льготным налогообложением (оффшорные  зоны);

2) уклонение  от налогообложения с нарушением  законодательства:

- осуществление  деятельности без регистрации  в налоговых органах;

- сокрытие  или занижение полученных доходов,  занижение оборотов финансово-хозяйственной  деятельности, сокрытие иных объектов  налогообложения посредством фальсификации  бухгалтерских документов;

- неправомерное  использование налоговых льгот;

непредставление или несвоевременное представление  соответствующих документов в налоговые  органы;

- несвоевременная  уплата налогов (или неуплата  налоговых платежей в бюджет).

     Одной из проблем, с которой сталкиваются налоговые органы при работе с  налогоплательщиками-должниками, является наличие у последних множества  счетов, количество которых не ограничено законодательством.

     Крупные организации имеют, как правило, десятки, а то и сотни расчетных  счетов, проконтролировать которые  нереально.

     В целях пресечения уклонения от налогообложения  посредством открытия организацией большого количества счетов представляется целесообразным ввести в законодательство следующие ограничения:

- запретить  организациям-должникам открывать  новые расчетные, текущие, валютные  и депозитные счета до погашения  задолженности в бюджет и внебюджетные  фонды;

- обязать  банки открывать вышеуказанные  счета организациям только при  предоставлении ими справки об  отсутствии задолженности из  налогового органа по месту  регистрации организации, а также  по месту нахождения его филиалов, подразделений или объектов недвижимости.

     В случае неуплаты налогоплательщиком задолженности  по требованию налогового органа и  отсутствия денежных средств на счетах в банках у должника налоговая  инспекция имеет право обратить взыскание задолженности на имущество  налогоплательщика. Порядок обращения  взыскания на имущество регламентируется ст. 47 НК РФ, а взыскание осуществляется судебными приставами – исполнителями. При проведении совместной работы со службой судебных приставов налоговые  органы сталкиваются с определенными  сложностями, связанными, в первую очередь, с оперативностью работы судебных приставов  и сроками проведения исполнительного производства.

     Одинаковый  размер неоплаченных обязательств (не менее 100 тыс. руб.), установленный для  всех юридических лиц, позволяет  организациям, которые имеют постоянную задолженность перед бюджетом в  сумме, меньшей установленного минимума для подачи заявления, не подпадать  под критерий банкротства. Фактически же они являются неплатежеспособными  и не могут вести нормальную финансово-хозяйственную  деятельность.

       Представляется целесообразным  установить дифференцированный  минимальный размер неоплаченных  обязательств в зависимости от  отнесения организаций к той  или иной категории должников.

     Деление на категории налогоплательщиков следует  произвести по сумме оборота от реализации продукции (работ или услуг) за отчетный квартал:

- организации  с оборотом менее 1 млн. руб.;

- организации  с оборотом от 10 до 100 млн. руб.;

- организации    с   оборотом   свыше 100 млн.  руб.

     Минимальную сумму невыполненных обязательств рекомендуется установить в соответствии с категориями должников: 10 тыс. руб., 50 тыс. руб., 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Срок невыполнения обязательств можно оставить без изменений (3 месяца с момента  возникновения задолженности).

     Такой подход определения неплатежеспособности хозяйствующего субъекта позволит более  обоснованно производить оценку размера долга предприятия перед  бюджетом или другими кредиторами.

     Для повышения качества налогового контроля налоговых органов представляется целесообразным проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций.

     Представляется  целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания  образовавшейся задолженности. Также  требуется приведение нормативных  документов в соответствие с реалиями текущего дня.

     В Налоговом кодексе РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации, поэтому важной задачей  налоговых органов становится разъяснительная  работа по применению налогового законодательства. Налоговые инспекции регулярно  проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют их обо всех предстоящих  изменениях налогового законодательства, дают разъяснения о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса РФ.

       Налогоплательщик вправе сделать  письменный запрос в налоговый  орган. Даже если разъяснения  налогового работника оказывались  неправильными и налогоплательщик  действовал согласно полученной  консультации, финансовые санкции  к нему не применяются. 

     Для реализации своих задач налоговые  органы наделены соответствующими правами. Они вправе требовать от налогоплательщиков представления документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, по установленным формам, а также пояснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты.

     Налоговые органы имеют право проводить  осмотр (обследование) любых используемых для извлечения дохода производственных, складских и торговых помещений; проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

     Налоговым органам предоставлено право  требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение указанных  требований.

     Они вправе при проведении налоговых  проверок производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Выемка документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении налогоплательщика возможности  пользоваться и распоряжаться указанными документами. Эта мера применяется  в случае, если есть достаточные  основания полагать, что эти документы  могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

     При взыскании налогов должностные лица налоговых инспекций вправе приостановить операции по счетам плательщиков в банках. Одновременно налогоплательщику направляется требование об уплате налога в установленные сроки. Эта же мера может быть применена в случае непредставления в течение двух недель по истечении установленного срока налоговой декларации.

     Налоговые органы имеют право применять  меры экономического принуждения к  налогоплательщику за несвоевременную  уплату налогов.

     Если  налогоплательщик не выполнил требования налогового органа и не уплатил причитающиеся  с него платежи, налоговые органы вправе применить к нему установленные  законодательством меры по принудительному  взысканию недоимок.

     Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание с рублевого и валютных счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган  вправе взыскать налог за счет имущества  налогоплательщика последовательно  в отношении наличных денежных средств  в кассе, имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (в частности, ценных бумаг, легкового автотранспорта, готовой  продукции, сырья и материалов, а  также станков, оборудования, зданий и сооружений).

     Взыскание налога за счет имущества производится путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

     По  изученной теме можно сделать  вывод, что налоговые проверки являются одним из эффективных методов  по выявлению налоговых правонарушений и предотвращения совершения новых. Своевременно и правильно, проведенная  налоговая проверка позволяет предотвратить  многие умышленные нарушения, за которые  налогоплательщики или должностные  лица подлежат привлечению к ответственности. 
 
 
 
 
 

Заключение

      Раскрывая тему выпускной квалификационной работы « Налоговые проверки как форма  предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»), доказана значительная роль налогового контроля в соблюдении налогового законодательства, также проанализировали актуальные проблемы и представили возможные решения этих проблем.

     Одной из первых названа проблема контроля за полным и своевременным поступлением налоговых платежей от  юридических  и физических лиц в бюджеты  различных уровней.

     Решение проблемы в том, что необходимо совершенно иначе построить систему учета  и контроля над деятельностью  налогоплательщиков, и одновременно значительно снизить налоговую  нагрузку. По нашему мнению, данная мера является неким решением.

     Однако  в таком случае появятся некоторые  трудности, как в изменении законодательства, регулирующего построение системы  учета и контроля,  так и  в изменении принципов самой  системы налогового контроля.

     Еще одна проблема- внесение частых изменений в налоговое законодательство.

     В Налоговом кодексе РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации, поэтому важной задачей  налоговых органов становится разъяснительная  работа по применению налогового законодательства.

     Налоговые инспекции регулярно проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют  их обо всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснения  о порядке применения отдельных  положений Налогового кодекса РФ.

     Следствием  проблемы частых изменений является малая осведомленность налогоплательщиков о таких изменениях.

Информация о работе Налоговые проверки как форма предотвращения налоговых правонарушений (на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области»)