Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть налоговые проверки как форму предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом являются налоговые проверки.
Предметом является анализ налоговых проверок с целью предотвращения налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
1)Проанализировать законодательную и нормативную базу по налоговым проверкам в разрезе возникновения налоговых правонарушений.
2)Проанализировать на примере «Межрайонной ИФНС N 9 по Челябинской области» налоговые проверки.
3)Предложить мероприятия по проведению налоговых проверок с целью сокращению налоговых правонарушений в процессе проведения налоговых проверок.
Введение ………………………………………………………...…..…....3
Глава 1 Виды налоговых проверок, налоговые правонарушения
и ответственность налогоплательщиков ……………………….……………....5 1.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки……………….…5 1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………….....…9 1.3 Понятие, виды налоговых правонарушений и ответственность за
допущение налоговых правонарушений…………………………….…..…23
Глава 2 Анализ налоговых правонарушений на примере «Межрайонной
ИФНС N 9 по Челябинской области»...……………………………...……...…45
2.1 Оценка экономической ситуации в Сосновском районе….……....….....45
2.2 Анализ результатов контрольной работы «Межрайонной ИФНС N 9
по Челябинской области»…………………………….……………..…..…47 2.3 Предложения по совершенствованию налогового законодательства
в целях предотвращения налоговых правонарушений ……………...……54
Заключение ……………………..…………………………………..…..…65
Список использованных источников ………………………..………..…68
Приложения
В
случае если налогоплательщик (его
представитель) уклоняется от получения
справки о проведенной
По окончании проверок составляется акт налоговой проверки:
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
В случае если лицо, уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
Письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить следующие обстоятельства: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней; указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Эти решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, при этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
С 1 января 2009 года действует правило, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Решение
о привлечении к
Лицу,
в отношении которого вынесено решение
о привлечении к
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки (Приложение А):
- нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушений;
- виновность деяния;
-налоговое правонарушение является основанием
реализации
юридической ответственности в сфере
налогообложения.
У налогового правонарушения можно отметить «жизненный цикл», который состоит из нескольких этапов (Приложение Б).
Первый этап цикла – разработка одним или несколькими плательщиками схемы уклонения от уплаты налогов.
На втором этапе схема распространяется среди налогоплательщиков, причем, самым целенаправленным способом стал Интернет, сайты которого не подконтрольны властям.
Третьим этапом, следовательно, становится разработка налоговыми органами методов противостояния вышеуказанной схеме.
На
четвертом этапе удается
Затухание цикла наблюдается на пятом этапе, когда противостояние по конкретной схеме устанавливается на минимально возможном уровне. Нулевой отметки цикл никогда не достигает, так как всегда найдется налогоплательщик, готовый еще раз попробовать отработанную схему, но вероятность успешного завершения резко снижается в связи с информированностью налоговых органов.
Так что же понимают под понятием налоговые правонарушения?
Законодатель разграничивает понятия «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах» (Приложение В). Статья 10 НК РФ упоминает о «нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления», причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Мы
рассматриваем налоговые
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Данный принцип означает приоритет норм НК РФ при регулировании правоотношений, связанных с привлечением к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
НК РФ является единственным нормативно-правовым источником, регулирующим правоотношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Таким образом, при привлечении лица к налоговой ответственности следует руководствоваться исключительно положениями, предусмотренными НК РФ.
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
При решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц, как отметил Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Среди
налоговых проверок особую актуальность
приобретает изучение правовых приемов
и способов правовой регламентации
и организации камеральных
Лицо,
привлекаемое к ответственности, не
обязано доказывать свою невиновность
в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств,
свидетельствующих о факте
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения.
Отсутствие события налогового правонарушения означает отсутствие самого факта совершения лицом противоправных действий (бездействия), которые в НК РФ расцениваются как налоговое правонарушение.
2) отсутствие вины лица в совершении налогового
правонарушения.
Как установлено ст. 106 НК РФ, налоговым
правонарушением признается виновно совершенное
деяние (действие или бездействие).
Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанное основание, исключающее привлечение лица к налоговой ответственности, является одним из критериев обоснованности налоговой ответственности. Установление законодателем срока давности привлечения к ответственности означает, что привлечение лица к ответственности по истечении указанного срока утрачивает свою актуальность и признается нецелесообразным.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются условия, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. В ст. 111 НК РФ предусмотрены следующие обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.