Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций
1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности
Первичные документы могут быть изъяты только следственными и судебными органами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, изымающих документы, снять копии с указанием основания и даты изъятия.
4.2. Инвентаризация — важнейший методический прием бухгалтерского учета.
В целях контроля и обеспечения реальности, данных учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
Инвентаризация представляет собой способ периодической проверки имущества и финансовых обязательств путем сравнения фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. На практике применяется несколько видов инвентаризации: полная, частичная, выборочная и др.
Полная инвентаризация требует значительных затрат труда и времени, поэтому она обычно осуществляется один раз в год перед составлением годового отчета или по требованию финансовых и следственных органов при полной документальной ревизии.
В организациях систематически осуществляются частичные инвентаризации по отдельным видам имущества и обязательств. Их проведение обычно не нарушает процесс производства. Частичная инвентаризация, как правило, проводится с принятой периодичностью.
На отдельных участках или при проверке работы материально-ответственных лиц практикуют выборочную инвентаризацию. Например, по проверке наличных денежных средств в кассе.
Инвентаризации бывают также обязательные, плановые и внеплановые, периодические и внезапные. Первые осуществляются в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете». Плановые инвентаризации проводят по графику, утвержденному руководителем организации.
Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, например, при замене материально-ответственного лица или внезапно в случае документальной ревизии.
Периодические инвентаризации проводятся в соответствии с периодичностью, определяемой исходя из вида имущества и обязательств, как правило, на основании графика.
Внезапные инвентаризации практикуют при ревизиях или подозрении в нарушениях, допускаемых материально-ответственным лицом.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
при передаче имущества в аренду, выкупе и продаже;
при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
при реорганизации или ликвидации предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, за исключением имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года;
при смене материально-ответственных лиц;
в случае выявления фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества;
в чрезвычайных ситуациях, вызванных чрезвычайными событиями, например, пожаром или другим стихийным бедствием;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация должна проводиться с периодичностью в сроки установленные в зависимости от вида имущества:
по основным средствам не менее одного раза в три года, а по библиотечным фондам не реже одного раза в 5 лет;
по капитальным вложениям не менее одного раза в год перед составлением годового отчета (не ранее 1 декабря отчетного года);
по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам не менее одного раза в год перед составлением годового отчета(не ранее 1 октября отчетного года);
по денежным средствам, денежным документам, расчетам с банками по валютным, расчетным счетам и по кредитам не менее одного раза в месяц (на первое число каждого месяца).
Для проведения инвентаризации руководитель организации приказом назначает инвентаризационную комиссию. В состав комиссии обязательно включается главный бухгалтер организации. Число членов комиссии зависит от объема работы. В приказе должны быть указаны сроки начала и завершения инвентаризации. Наиболее удобное время проведения инвентаризации первое число месяца, поскольку на эту дату закрываются все регистры бухгалтерского учета и составляются оборотные ведомости.
Инвентаризации предшествует подготовительная работа, которую проводят материально-ответственные лица. Они должны разложить материальные ценности по видам, сортам, размерам и т.п. и сдать в бухгалтерию все приходные и расходные документы.
К началу инвентаризации в бухгалтерии должны быть сделаны все необходимые записи по счетам и выведены остатки на дату ее проведения. Все операции по движению материальных ценностей во время инвентаризации должны быть приостановлены.
Подготовительную работу проводят также и члены инвентаризационной комиссии. Они проверяют весоизмерительные приборы, организуют пломбирование мест хранения материальных ценностей, готовят ярлыки.
Инвентаризации проводят обычно в присутствии материально-ответственных лиц.
Наличие ценностей определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера отдельно по каждому материально-ответственному лицу и по каждому месту их нахождения. Получаемые сведения заносят в инвентаризационные описи, в которых приводятся точное наименование, прейскурантный номер, сорт, размер, количество, цена. Инвентаризационные ведомости должны быть составлены ясно пропуски прочеркиваются. Исправления допускаются только корректурным способом. Они должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом. Последний перед подписью письменно подтверждает свое согласие с результатами инвентаризации.
Материально - ответственное лицо имеет право оспаривать результаты инвентаризации. Для этого не позднее следующего дня после окончания инвентаризации он должен написать заявление на имя председателя инвентаризационной комиссии и приложить необходимые документы.
Данные инвентаризационных описей сверяют с данными учета и составляют сличительные ведомости по тем материальным ценностям, по которым выявлены отклонения. Эти ведомости подписываются членами комиссии и материально-ответственным лицом.
Материально-ответственные лица обязаны представить объяснения о причинах отклонений, выявленных во время инвентаризации.
Инвентаризация завершается составлением протокола, в котором инвентаризационная комиссия излагает свои решения и предложения по порядку регулирования выявленных отклонений, утверждаемого руководителем организации.
В течении 10 дней результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете.
Выявленные излишки имущества подлежат оприходованию
и зачислению на финансовый результат организации с выявлени
ем причин и виновных лиц, следующей записью:
Д-т сч.01,10,50 и др. К-тсч.99
Обнаруженную недостачу и порчу имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения и оформляют проводкой:
Д-т сч.20,44 К-т сч.10
Недостачу материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порчу сверх естественной убыли относят на виновных лиц:
Д-т сч.94 К-тсч.01,10,50идр.
Д-т сч.73 К-т сч.94
При невозможности установить виновных или взыскать с них величину ущерба убытки списываются на финансовый результат организации:
Д-т сч.94 К-т сч. 01,10,50 и др.
Д-т сч.99 К-т сч. 94.
41
5. Стоимостное измерение и калькулирование.
5.1. Основные принципы оценки имущества.
Важнейшей особенностью метода бухгалтерского учета – является оценка имущества.
Оценка представляет собой способ выражения имущества, источников его формирования в денежном измерителе.
В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» и ПБУ «Учетная политика в РФ» для предприятий всех форм собственности установлен единый порядок оценки имущества:
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций обязательно осуществляется в рублях;
Операции с иностранной валютой и записи на валютных счетах осуществляются также в рублях. Иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату совершения операции. Параллельно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
Бухгалтерский учет допускается вести в суммах округленных до целых рублей. Суммовые разницы, возникающие при этом, могут быть отнесены на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Остановимся более подробно на оценке разных видов имущества.
5.2 .Особенности оценки внеоборотных активов.
Оценка основных фондов. При оценке основных фондов, следует различать первоначальную, восстановительную (рыночную) и остаточную стоимости.
В бухгалтерском учете основные фонды отражаются по первоначальной стоимости.
Понятие первоначальной стоимости меняется в зависимости от объекта: она может устанавливаться по договоренности сторон, в сумме фактических затрат, по текущей рыночной стоимости, по данным бухгалтерского учета.
1. Для объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставной капитал, первоначальная стоимость устанавливается по договоренности сторон (т. е. это договорная стоимость);
2. Для приобретенных за плату основных средств первоначальная стоимость устанавливается в сумме фактических затрат на приобретение, доставку и установку;
3. Для полученных безвозмездно или по договору дарения основных средств первоначальная стоимость устанавливается по рыночным ценам (то есть по цене, по которой могут быть реализованы аналогичные объекты) или по цене установленной экспертным путем;
4. Для зданий и сооружений первоначальная стоимость это:
договорная стоимость объекта, если строительство велось подрядным способом;
фактические производственные затраты на постройку, если строительство велось хозяйственным способом, то есть собственными силами;
5. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество - это стоимость
обмененного имущества по данным бухгалтерского
учета.
Упрощенно первоначальная стоимость - это величина фактических затрат на приобретение или возведение объекта.
Первоначальная стоимость отдельных объектов может быть изменена: после их реконструкции или модернизации она может быть увеличена; а при частичной ликвидации и демонтаже объекта она может быть уменьшена.
Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных фондов, т. е. их строительства или приобретения по рыночным ценам на определенную дату.
В настоящее время предприятия имеют право один раз в год на начало отчетного года переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости ( по текущей восстановительной стоимости) путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникшей разницы на счет добавочного капитала предприятия.
После переоценки учет основных фондов ведется по восстановительной стоимости.
Оценка основных средств, приобретенных в иностранной валюте, производится в рублях, путем пересчета их стоимости, выраженной в валюте в соответствии с курсом Центрального банка РФ на дату приобретения.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, стоимостная величина этого изнашивания называется износом. Износ численно равен амортизации.
Остаточная стоимость - это первоначальная стоимость, а после переоценки восстановительная за вычетом накопленной суммы износа.
В бухгалтерском балансе основные средства отражены по остаточной стоимости.
Остановимся на начислении амортизации (износа) основных средств более подробно.
Стоимостной износ компенсируется включением амортизационных отчислений в издержки производства и обращения.
Стоимость основных фондов погашается в течение нормативного срока их эксплуатации путем начисления амортизации по нормам, установленным в законодательном порядке, и с учетом принятой учетной политики предприятия.
С 1998 г. предприятия имеют право начислять амортизацию одним из 4-х следующих способов в течении всего срока полезного использования основных средств: