Лекции по "Теория бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности

Работа содержит 2 файла

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Первичные документы могут быть изъяты только следст­венными и судебными органами, налоговыми инспекциями и на­логовой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организа­ции вправе с разрешения и в присутствии представителей орга­нов, изымающих документы, снять копии с указанием основания и даты изъятия.

 

 

4.2. Инвентаризация — важнейший методический прием бухгалтерского учета.

 

В целях контроля и обеспечения реальности, данных учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Инвентаризация представляет собой способ периодической проверки имущества и финансовых обязательств путем сравне­ния фактического их наличия с данными бухгалтерского учета. На практике применяется несколько видов инвентаризации: пол­ная, частичная, выборочная и др.

Полная инвентаризация требует значительных затрат труда и времени, поэтому она обычно осуществляется один раз в год перед составлением годового отчета или по требованию финансо­вых и следственных органов при полной документальной реви­зии.

В организациях систематически осуществляются частичные инвентаризации по отдельным видам имущества и обязательств. Их проведение обычно не нарушает процесс производства. Час­тичная инвентаризация, как правило, проводится с принятой пе­риодичностью.

На отдельных участках или при проверке работы мате­риально-ответственных лиц практикуют выборочную инвентари­зацию. Например, по проверке наличных денежных средств в кассе.

Инвентаризации бывают также обязательные, плановые и внеплановые, периодические и внезапные. Первые осуществля­ются в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете». Плановые инвентаризации проводят по графику, утверж­денному руководителем организации.

Внеплановые инвентаризации организуются по мере необ­ходимости, например, при замене материально-ответственного лица или внезапно в случае документальной ревизии.

Периодические инвентаризации проводятся в соответствии с периодичностью, определяемой исходя из вида имущества и обя­зательств, как правило, на основании графика.

Внезапные инвентаризации практикуют при ревизиях или подозрении в нарушениях, допускаемых материально-ответст­венным лицом.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

      при передаче имущества в аренду, выкупе и продаже;

      при преобразовании государственного или муници­пального унитарного предприятия;

      при реорганизации или ликвидации предприятия;

      перед составлением годовой бухгалтерской отчетнос­ти, за исключением имущества, инвентаризация кото­рого проводилась после 1 октября отчетного года;

      при смене материально-ответственных лиц;

      в случае выявления фактов хищения, злоупотребле­ния и порчи имущества;

      в чрезвычайных ситуациях, вызванных чрезвычайны­ми событиями, например, пожаром или другим сти­хийным бедствием;

      в других случаях, предусмотренных законодательст­вом Российской Федерации.

Инвентаризация должна проводиться с периодичностью в сроки установленные в зависимости от вида имущества:

      по основным средствам не менее одного раза в три года, а по библиотечным фондам не реже одного раза в 5 лет;

      по капитальным вложениям не менее одного раза в год перед составлением годового отчета (не ранее 1 декабря отчетного года);

      по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам не менее одного раза в год перед состав­лением годового отчета(не ранее 1 октября отчетного года);

      по денежным средствам, денежным документам, расчетам с банками по валютным, расчетным счетам и по кредитам не менее одного раза в месяц (на первое число каждого месяца).

Для проведения инвентаризации руководитель организации приказом назначает инвентаризационную комиссию. В состав ко­миссии обязательно включается главный бухгалтер организации. Число членов комиссии зависит от объема работы. В приказе должны быть указаны сроки начала и завершения инвентариза­ции. Наиболее удобное время проведения инвентаризации первое число месяца, поскольку на эту дату закрываются все регистры бухгалтерского учета и составляются оборотные ведомости.

Инвентаризации предшествует подготовительная работа, ко­торую проводят материально-ответственные лица. Они должны разложить материальные ценности по видам, сортам, размерам и т.п. и сдать в бухгалтерию все приходные и расходные докумен­ты.

К началу инвентаризации в бухгалтерии должны быть сдела­ны все необходимые записи по счетам и выведены остатки на да­ту ее проведения. Все операции по движению материальных цен­ностей во время инвентаризации должны быть приостановлены.

Подготовительную работу проводят также и члены инвента­ризационной комиссии. Они проверяют весоизмерительные при­боры, организуют пломбирование мест хранения материальных ценностей, готовят ярлыки.

Инвентаризации проводят обычно в присутствии мате­риально-ответственных лиц.

Наличие ценностей определяется путем обязательного пе­ресчета, взвешивания, обмера отдельно по каждому материально-ответственному лицу и по каждому месту их нахождения. Полу­чаемые сведения заносят в инвентаризационные описи, в которых приводятся точное наименование, прейскурантный номер, сорт, размер, количество, цена. Инвентаризационные ведомости долж­ны быть составлены ясно пропуски прочеркиваются. Исправле­ния допускаются только корректурным способом. Они должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом. Последний перед подписью письменно подтверждает свое согласие с результатами инвента­ризации.

Материально - ответственное лицо имеет право оспаривать результаты инвентаризации. Для этого не позднее следующего дня после окончания инвентаризации он должен написать заявле­ние на имя председателя инвентаризационной комиссии и прило­жить необходимые документы.

Данные инвентаризационных описей сверяют с данными учета и составляют сличительные ведомости по тем материаль­ным ценностям, по которым выявлены отклонения. Эти ведомос­ти подписываются членами комиссии и материально-ответствен­ным лицом.

Материально-ответственные лица обязаны представить объяснения о причинах отклонений, выявленных во время инвен­таризации.

Инвентаризация завершается составлением протокола, в ко­тором инвентаризационная комиссия излагает свои решения и предложения по порядку регулирования выявленных отклонений, утверждаемого руководителем организации.

В течении 10 дней результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Выявленные излишки имущества подлежат оприходованию
и зачислению на финансовый результат организации с выявлени­
ем причин и виновных лиц, следующей записью:
                       Д-т сч.01,10,50 и др.                       К-тсч.99

Обнаруженную недостачу и порчу имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения и оформляют проводкой:

Д-т сч.20,44              К-т сч.10

Недостачу материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порчу сверх естественной убыли относят на виновных лиц:

Д-т сч.94              К-тсч.01,10,50идр.

Д-т сч.73              К-т сч.94

При невозможности установить виновных или взыскать с них величину ущерба убытки списываются на финансовый ре­зультат организации:

Д-т сч.94              К-т сч. 01,10,50 и др.

Д-т сч.99              К-т сч. 94.

41

 



5. Стоимостное измерение и калькулирование.

 

5.1. Основные принципы оценки имущества.

 

Важнейшей особенностью метода бухгалтерского учета – является оценка имущества.

Оценка представляет собой способ выражения имущества, источников его формирования в денежном измерителе.

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в РФ» и ПБУ «Учетная политика в РФ» для предприятий всех форм собственности установлен единый поря­док оценки имущества:

      Оценка имущества, обязательств и хозяйственных опе­раций обязательно осуществляется в рублях;

      Операции с иностранной валютой и записи на валютных счетах осуществляются также в рублях. Иностранная ва­люта пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату совершения операции. Параллельно указанные записи производятся в валюте расчетов и пла­тежей.

      Бухгалтерский учет допускается вести в суммах округ­ленных до целых рублей. Суммовые разницы, возникаю­щие при этом, могут быть отнесены на результаты хо­зяйственной деятельности предприятий.

Остановимся более подробно на оценке разных видов иму­щества.

 

5.2 .Особенности оценки внеоборотных активов.

Оценка основных фондов. При оценке основных фондов, следует различать первоначальную, восстановительную (рыноч­ную) и остаточную стоимости.

В бухгалтерском учете основные фонды отражаются по первоначальной стоимости.

Понятие первоначальной стоимости меняется в зависимос­ти от объекта: она может устанавливаться по договоренности сто­рон, в сумме фактических затрат, по текущей рыночной стоимос­ти, по данным бухгалтерского учета.

1.      Для объектов основных средств, внесенных учредите­лями в счет их вкладов в уставной капитал, первона­чальная стоимость устанавливается по договоренности сторон (т. е. это договорная стоимость);

2.      Для приобретенных за плату основных средств перво­начальная стоимость устанавливается в сумме факти­ческих затрат на приобретение, доставку и установку;

3.      Для полученных безвозмездно или по договору даре­ния основных средств первоначальная стоимость уста­навливается по рыночным ценам (то есть по цене, по которой могут быть реализованы аналогичные объек­ты) или по цене установленной экспертным путем;

4.      Для зданий и сооружений первоначальная стоимость это:

      договорная стоимость объекта, если строительство ве­лось подрядным способом;

      фактические производственные затраты на постройку, если строительство велось хозяйственным способом, то есть собственными силами;

5.      Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество - это стоимость
обмененного имущества по данным бухгалтерского
учета.

Упрощенно первоначальная стоимость - это величина фак­тических затрат на приобретение или возведение объекта.

Первоначальная стоимость отдельных объектов может быть изменена: после их реконструкции или модернизации она может быть увеличена; а при частичной ликвидации и демонтаже объек­та она может быть уменьшена.

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроиз­водства основных фондов, т. е. их строительства или приобрете­ния по рыночным ценам на определенную дату.

В настоящее время предприятия имеют право один раз в год на начало отчетного года переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости ( по текущей восстано­вительной стоимости) путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесени­ем возникшей разницы на счет добавочного капитала предприя­тия.

После переоценки учет основных фондов ведется по восста­новительной стоимости.

Оценка основных средств, приобретенных в иностранной валюте, производится в рублях, путем пересчета их стоимости, выраженной в валюте в соответствии с курсом Центрального бан­ка РФ на дату приобретения.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, стоимостная величина этого изнашивания называется износом. Износ численно равен амортизации.

Остаточная стоимость - это первоначальная стоимость, а после переоценки восстановительная за вычетом накопленной суммы износа.

В бухгалтерском балансе основные средства отражены по остаточной стоимости.

Остановимся на начислении амортизации (износа) основ­ных средств более подробно.

Стоимостной износ компенсируется включением амортиза­ционных отчислений в издержки производства и обращения.

Стоимость основных фондов погашается в течение норма­тивного срока их эксплуатации путем начисления амортизации по нормам, установленным в законодательном порядке, и с уче­том принятой учетной политики предприятия.

С 1998 г. предприятия имеют право начислять амортизацию одним из 4-х следующих способов в течении всего срока полез­ного использования основных средств:

Курс лекций.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Теория бухгалтерского учета"