Лекции по "Теория бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности

Работа содержит 2 файла

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Элементы затрат - это однородные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), не разлагаемые на уров­не конкретного предприятия на составляющие.

Группировка издержек по экономическим элементам необ­ходима в учете для установления сметных и фактических расхо­дов на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период по предприятию в целом, независимо от их целевого наз­начения и места возникновения.

Все предприятия независимо от формы собственности, ор­ганизационно - правовой формы и ведомственной подчиненности производящие затраты и получающие прибыль, обязаны придер­живаться единой группировки расходов по элементам:

      материальные затраты;

      затраты на оплату труда;

      отчисления на социальные нужды;

      амортизация;

      прочие затраты.

В разрезе этих экономических элементов предприятия обя­заны представлять отчетные данные о произведенных ими затра­тах.

В отличии от строго регламентированного перечня элемен­тов затрат, состав статей затрат определяется самими предприя­тиями исходя из характера производства с учетом отраслевых ме­тодических указаний по планированию, учету и калькулирова­нию себестоимости продукции (работ, услуг).

Статьей затрат или калькуляционной статьей называется оп­ределенный вид затрат, образующих себестоимость, как товарно­го выпуска в целом, так и отдельных видов выпущенной продук­ции, выполненных работ и оказанных услуг.

Типовая номенклатура статей затрат на производство в нас­тоящее время включает:

1.      Сырьё и материалы.

2.      Возвратные отходы (вычитаются).

3.      Покупные изделия, полуфабрикаты и производственные услуги сторонних организаций.

4.      Топливо, энергия на технологические нужды.

5.      Заработная плата производственных рабочих.

6.      Отчисления на социальные нужды.

7.      Расходы на подготовку и освоение производства.

8.      Общепроизводственные расходы.

9.      Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Производственная себестоимость.

13. Расходы на продажу.

14. Полная себестоимость.

Помимо группировки затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям в зависимости от решаемых задач применяется  классификация затрат  и  по  другим  признакам.

Остановимся на наиболее важных как для теории, так и для прак­тики.

По целевому назначению затраты подразделяются на основ­ные и накладные.

Основные затраты непосредственно связаны с производст­венным (технологическим) процессом изготовления продукции (выполнения работ и оказания услуг).

Накладные же затраты возникают в связи с организацией, обслуживанием и управлением производством. В зависимости от места возникновения они делятся на общепроизводственные и общехозяйственные.

По способу отнесения на себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты прямо относятся на соответствующий вид продукции (работ, услуг) на основании первичных документов. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия, оплату труда производственных рабочих.

Косвенные затраты связаны с изготовлением нескольких ви­дов продукции (работ, услуг). Они распределяются между видами продукции пропорционально принятой условной базе.

По однородности состава затраты могут быть одноэлемент­ными и комплексными.

Одноэлементные - это экономически однородные затраты на производство продукции, не подлежащие разложению на сла­гаемые.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономичес­ких элементов, например общехозяйственные, включающие прак­тически все элементы.

Исходя из отношения к объему производства затраты под­разделяются на переменные и постоянные (условно-постоянные). Переменные затраты находятся в прямой зависимости от объема производства. Постоянные же (условно-постоянные) затраты яв­ляются затратами периода, осуществляются на выпуск и с увели­чением объема выпуска их величина в расчете на единицу продук­ции сокращается.

Помимо выше приведенной группировки затрат в теории и практике применяется классификация затрат и по ряду других признаков:

      по участию в процессе производства они делятся на производственные и внепроизводственные;

      по эффективности - на производительные и непроизво­дительные;

      по отражению в бизнес-плане - на планируемые и непланируемые;

      по возможности нормирования - на нормируемые и не­нормируемые.

 

 

5.5. Общие вопросы учета затрат и калькулирования себестоимости.

Система учета затрат и калькулирования себестоимости яв­ляется наиболее эффективной, если на предприятии осуществля­ется также группировка и учет затрат по местам возникновения, носителям затрат, центрам ответственности и достигается согла­сованность такого учета.

Предприятия самостоятельно выбирают методы учета из­держек производства и калькулирования себестоимости продук­ции, варианты ведения управленческого учета, способы распреде­ления косвенных (накладных) затрат исходя из отраслевой при­надлежности и специфики деятельности предприятия.

Между производственным учетом и калькулированием фак­тической себестоимости существует тесная взаимосвязь. Кальку­ляция фактической себестоимости продукции осуществляется на основании данных учета производственных затрат. При этом ор­ганизация аналитического учета, в свою очередь должна быть подчинена требованиям калькулирования, способствовать конт­ролю и управлению себестоимостью.

Калькулирование - комплексная система экономических методов, способов и расчетных процедур определения себестои­мости всей товарной продукции, отдельных её видов и калькуля­ционных единиц. Заключительной процедурой калькулирования является расчет себестоимости единицы продукции, то есть калькуляция.

В теории и на практике известно множество методов учета затрат и калькулирования себестоимости, которые могут быть классифицированы по трем основным направлениям: по объек­там учета затрат, по полноте учета и по оперативности контроля. На рис.5.1. приведена укрупненная схема классификации методов учета затрат по ранее перечисленным признакам.

 

 

Каждый из методов одного ряда может сочетаться с каждым из приемов других рядов. Поэтому на предприятиях практически не встречаются полностью совпадающие системы учета затрат и калькулирования.

В целях повышения  эффективности каждое предприятие должно стремиться сформировать свою наиболее целесообраз­ную систему с учетом собственной специфики.

Наиболее прогрессивным является нормативный метод уче­та затрат и калькулирования себестоимости, который может соче­таться с другими методами и вариантами. Так при нормативно-показном методе учета затрат нормативная калькуляция разраба­тывается на заказ. Затраты учитываются по нормам и параллель­но ведется учет изменений норм и отклонений от норм в разрезе статей калькуляции. При завершении работ по заказу его факти­ческая себестоимость определяется по формуле:

Обобщение затрат на производство ведется на калькуля­ционных счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомога­тельное производство». Для группировки и систематизации зат­рат по обслуживанию производства и управлению открываются собирательно-распределительные счета 25 «Общепроизводствен­ные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Прямые расходы (например, сырье, материалы, зарплата производственных рабочих) на основании первичных докумен­тов непосредственно относят на счет 20 «Основное производст­во». Большинство постоянных расходов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) предварительно концентрируют на собирательно - распределительных счетах 25, 26 и впоследст­вии после распределения пропорционально принятой базе подав­ляющая их часть списывается на счет 20, на котором отражаются все фактические затраты на производство продукции (работ, услуг). Если на предприятии учетной политикой предусмотрено формирование усеченной (неполной) себестоимости, то постоян­ные расходы полностью переносятся на продажу.

Более подробно методы учета затрат и калькулирования се­бестоимости, варианты сводного учета затрат будут рассмотрены в курсах бухгалтерского финансового и управленческого учета.

 

 

6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.

 

6.1.Регистры бухгалтерского учета и способы устранения допущенных в них ошибок.

 

Все хозяйственные операции на основании проверенных и обработанных документов записываются в ручную или с исполь­зованием средств автоматизации в соответствующие учетные ре­гистры. Учетные регистры - это таблицы определенной формы, используемые для регистрации, группировки и накопления ин­формации. В них осуществляется вся система записей бухгал­терского учета. Сочетание регистров и техника записей в них оп­ределяют форму ведения бухгалтерского учета.

На практике применяется множество учетных регистров разного вида, формы, назначения и характера записей. Например, регистрационный журнал, Главная книга, журнал-ордер и другие.

Учетные регистры имеют форму книг, журналов, ведомос­тей, отдельных листов, карточек, машинограмм. Они могут вес­тись и на электронных носителях при условии возможности их дублирования на бумажных носителях информации.

В зависимости от характера записей учетные регистры де­лятся на хронологические, систематические и комбинированные. Хронологические регистры используются для осуществления за­писей последовательно, по времени совершения хозяйственных операций с целью обеспечения контроля за своевременным и полным отражением их в учете. Содержание операции значения не имеет. Примером может служить регистрационный журнал.

Систематические регистры предназначены для группировки однородных хозяйственных операций по определенному призна­ку. К систематическим регистрам относятся счета бухгалтерского учета (Главная книга).

Комбинированные регистры одновременно обеспечивают записи и в хронологическом, и в систематическом порядке, нап­ример журналы-ордера.

В зависимости от детализации учетных данных используют­ся регистры синтетического (обобщенного) учета и регистры ана­литического (детализированного) учета. Возможно объединение в одном регистре и синтетического и аналитического учета, нап­ример в журналах-ордерах.

Построение учетных регистров и техника записи подчинены форме и назначению учетного регистра. В практике применяются линейные и шахматные, односторонние, двухсторонние и другие регистры.

В линейных регистрах каждая операция сразу полностью отражается по одной горизонтальной строке и не подлежит до­полнению.

В шахматных регистрах запись осуществляется в прямоу­гольнике, образуемом пересечением строки и графы, и показыва­ет корреспонденцию счетов. Применение шахматных регистров, обеспечивая принцип двойной записи, значительно сокращает объем учетных работ. Примером может служить журнал-ордер № 10.

Учетные регистры также как и первичные документы долж­ны вестись аккуратно, помарки подчистки не допускаются, исп­равления выявленных ошибок могут быть произведены лишь од­ним из трех следующих способов: корректурным, дополнитель­ной записи и «красным сторно».

Корректурный способ предполагает зачеркивание всей не­правильной записи одной чертой (так чтобы зачеркнутое могло быть прочитано) и надписывание над зачеркнутой - правильной. О произведенном исправлении должна быть сделана заметка, подтвержденная подписью лица допустившего исправления.

Дополнительная запись применяется, когда была указана правильная корреспонденция счетов, но в сумме меньше факти­ческой. В этом случае на разницу делается дополнительная за­пись в той же корреспонденции.

Способ «красное сторно» - чисто бухгалтерский метод исп­равления ошибочных записей. Сущность его состоит в том, что ошибочно произведенная запись повторяется в той же корреспон­денции красными чернилами или в прямоугольной рамке. Сумма записанная красными чернилами при подсчете вычитается из итога. Такая запись устраняет ошибочную запись. Затем в обыч­ном порядке составляется запись в правильной корреспонденции счетов.

Рассмотрим пример исправления допущенной ошибки спо­собом «красное сторно». Пусть хозяйственная операция по полу­чению денег в кассу в сумме 20 000 руб. оформлена ошибочной проводкой:

 

1)     Д-т сч. 51 «Расчетный счет»                       │

     К-т сч.55 «Специальные счета в банках»  │  15 000 руб.

Курс лекций.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Теория бухгалтерского учета"