Лекции по "Теория бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности

Работа содержит 2 файла

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

 

Проведем расчет себестоимости израсходованных материа­лов по методу ФИФО:

Всего израсходовано 60 единиц материалов из них 37 (12+25) в оценке по 10 руб. на общую сумму 370 руб.

Остается 23 единицы (60-37) из которых 15 оценивают­ся   9 руб. на сумму 135 руб. и 8 единиц (23 -15) оцениваются по 8 руб. на сумму 64 руб. Таким образом, израсходованные за месяц 60 единиц материалов должны быть оценены на сумму 569 руб. (370+135+64).

Сделаем расчет по методу ЛИФО:

Из  60  израсходованных  единиц  30 единиц  оценим    по 8 руб. на сумму 240 руб. Из оставшихся 30 единиц (60-30) 15 единиц оценим по 9 руб. на сумму 135 руб. и оставшиеся 15 единиц (30-15) оцениваем по 10 руб. на сумму 150 руб. Общая стоимость израсходованных материалов оцененная по методу ЛИФО равна 525 руб. (240+135+150). Применение оценки материалов методами ФИФО и ЛИФО требует организации аналитического учета материалов не только по их видам, но и по партиям поступления, если закупочные це­ны меняются. Это усложняет и повышает трудоемкость учета.

Однако оценку материальных ценностей можно проводить и без партионного учета, если применить балансовый прием оценки израсходованных материалов по формуле:

Р = Он + П - Ок, где

Р - стоимость израсходованных материальных ценностей;

Он , Ок - стоимость остатков материалов на начало и на конец отчетного периода.

П - стоимость поступивших материалов.

Так, в нашем примере:

Остаток материалов на конец отчетного периода по ценам последнего поступления (метод ФИФО) составляет 176 руб. (22*8).

Тогда стоимость израсходованных материала можно опре­делить по формуле:    Р = 120 + 625 - 176 = 569 руб.

Она соответствует стоимости израсходованного материала, подсчитанной прямым путем по методу ФИФО.

Если оценить стоимость конечного остатка по цене 1-го поступления, он составит 220 руб. (22*10), тогда стоимость из­расходованного материала равна:

Р= 120 + 625 -220 = 525 руб.

Она соответствует оценке по методу ЛИФО.

 

Оценка незавершенного производства (издержек обращения). Незавершенное производство - продукция и работы не про­шедшие всех стадий обработки, неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и технической приемки изделия, полуфаб­рикаты, подлежащие дальнейшей обработке.

Незавершенное производство может отражаться в бухгал­терском учете и балансе одним из 4-х методов:

1.      По фактическим производственным затратам;

2.      По нормативной (плановой) себестоимости;

3.      По прямым   статьям   расходов   (неполной,   усеченной стоимости);

4.      По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

 

В современных условиях предпочтительным становится оценка незавершенных производств по прямым затратам или ма­териальным расходам.

По строке баланса «незавершенное производство» отража­ется также сумма издержек обращения, приходящаяся на остаток нереализованных товаров (для предприятий торговли и общест­венного питания).

Сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца исчисляется по среднему % издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало ме­сяца в порядке предусмотренном соответствующей инструкцией.

 

Оценка готовой продукции. Готовой продукцией считает­ся продукция полностью законченная обработкой, укомплекто­ванная, прошедшая испытания, соответствующая действующим стандартам или ТУ, принятая ОТК и сданная на склад, либо при­нятая заказчиком.

Согласно принятой учетной политике (она утверждается на год) предприятие может отражать готовую продукцию по одному из следующих вариантов:

      по фактической производственной себестоимости;

      по фактической сокращенной себестоимости (затраты по прямым статьям расходов);

      по нормативной (плановой) себестоимости;

      по учетным ценам;

      по продажным (рыночным) ценам и тарифам
(с учетом НДС).

При использовании в текущем учете готовой продукции учетных цен и нормативной (плановой) себестоимости возникает необходимость параллельного отражения в учете отклонений от фактической производственной себестоимости. Таким образом, остатки готовой продукции в конце отчетного периода (месяца) оказываются оцененными по фактической производственной се­бестоимости.

Отклонения показываются следующим образом: перерас­ход - обычной записью, а экономия - «красным сторно».

В балансе готовая продукция отражается по фактической себестоимости.

Товары для перепродажи отражаются в бухгалтерском ба­лансе у организации оптовой торговли, снабжения и сбыта только по покупной стоимости, а в организациях розничной торговли -по покупной стоимости или по розничным (продажным) ценам. В текущем учете товары для перепродажи могут отражаться в раз­ной оценке:

1.      по оптовым ценам;

2.      по розничным ценам;

3.      по договорным ценам;

4.      по свободным (рыночным) ценам;

5.      по покупной цене.

 

Оценка товаров отгруженных и остальных видов обо­ротных активов. Оценка товаров отгруженных (сданных работ и услуг) в бухгалтерском учете и балансе осуществляется в зави­симости от принятого в организации варианта учета затрат на производство и выпуск по одному из следующих вариантов:

      по фактической производственной стоимости;

      по нормативной (плановой) производственной стоимос­ти;

      по сокращенной стоимости, т. е. по прямым затратам;

      по учетным ценам (плановой стоимости или договорной цене).

Если   в  текущем учете оценка отгруженных товаров (вы­полненных работ и услуг) осуществляется по учетным ценам па­раллельно отражается отклонение от фактической себестоимости. Для этого в конце отчетного года осуществляется переоценка сырья, материалов, готовой продукции и товаров, которые либо устарели морально или физически, либо частично потеряли свое качество, или по ним снизились цены. Переоценка осуществляет­ся по цене возможной реализации. Разница относится на финан­совый результат предприятия.

Расходы будущих периодов. Затраты, произведенные пред­приятием в отчетном периоде, но относящиеся к следующим от­четным периодам, называют «Расходы будущих периодов».

К таким расходам, в частности, относятся расходы по нерав­номерно производимому ремонту основных средств; по неравно­мерно начисленным отпускным и т. д. Эти затраты подлежат спи­санию на издержки производства (обращения) или другие источ­ники в течении периода, к которому они относятся. В бухгалтерс­ком балансе расходы будущих периодов отражают отдельной строкой.

В последнее время из-за нарушения платежного обращения (кризис неплатежей) многие предприятия требуют предваритель­ной оплаты за поставленную продукцию (товары, работы, услу­ги). В этих условиях расходы на предоплату (вперед) разрешено списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) с примене­нием счета 97 «Расходы будущих периодов».

Налог на добавленную стоимость (НДС), В бухгалтерском балансе отдельной строкой показан уплаченный налог на добав­ленную стоимость по приобретенным материалам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям. Строка «НДС по приобретенным ценностям».

Дебиторская задолженность. Дебиторы - это должники (те, кто должны предприятию). В балансе выделяется два под­раздела «дебиторской задолженности».

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожида­ются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты;

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожида­ются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Каждый из этих 2-х подразделов включает следующие статьи:

      покупатели и заказчики;

      векселя к получению;

      задолженность дочерних и зависимых обществ;

      задолженность участников (учредителей по взносам в уставной капитал);

      авансы выданные;

      прочие дебиторы.

      задолженность дочерних и зависимых обществ;

      задолженность участников (учредителей по взносам в уставной капитал);

      авансы выданные;

      прочие дебиторы.

Расчеты с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской от­четности отражаются в суммах, которые показаны в учете и приз­наны организацией правильными. Периодические расчеты с юри­дическим и физическим лицами должны уточняться.

Краткосрочные финансовые вложения. В бухгалтерском балансе, в подразделе «Краткосрочные финансовые вложения» показываются краткосрочные (на срок не более 1 года) инвести­ции организации в зависимые общества, в ценные бумаги других организаций, в государственные ценные бумаги, а также собст­венные акции, выкупленные у акционеров и займы, предостав­ленные другим организациям.

Акционерные общества оценивают свои акции при выкупе по номинальной стоимости. В случае расхождения затрат на при­обретение акций с их номинальной стоимостью эта разница отно­сится на финансовый результат.

Денежные средства. В группе статей « денежные средства» показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетном счете и на валютных счетах. Все денежные средства учитываются в рублях. Денежные средства в иностранных валютах пересчитываются по курсу, действующему на дату выписки денежно-рас­четных документов. Курсовые разницы по операциям в иностран­ной валюте, относятся на финансовые результаты.

По статье прочие денежные средства показываются остат­ки денежных средств на счетах «Специальных счетах в банках», «Денежных документов» и «Переводов в пути».

Прочие оборотные активы. В балансе суммы, не нашед­шие отражения в других статьях второго раздела бухгалтерского баланса, показываются по статье «Прочие оборотные активы».

В соответствии с международными стандартами и с инст­рукцией заполнения годового бухгалтерского отчета, необходимо раскрытие существенной информации. По этой статье информа­ция считается существенной, если она составляет более 5 % итога бухгалтерского баланса. Такая информация должна быть раскры­та в пояснительной записке (т. е. должен быть расшифрован сос­тав этой статьи).

 

 

5.4. Понятие затрат, издержек и себестоимости. Классификация затрат на производство.

 

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в совокупности составляют издержки производства.

Издержки или затраты относящиеся к выпущенной продук­ции (работам, услугам) выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).

В отечественной литературе по бухгалтерскому учету в нас­тоящее время понятия «издержки производства» и «затраты на производство», являясь синонимами и, выражая первичное пот­ребление производственных ресурсов, отличаются от термина «себестоимость продукции (работ, услуг)» прежде всего из-за не­совпадения времени осуществления затрат (издержек) производ­ства и времени выпуска продукции. Себестоимость продукции отражает конечный результат и показывает все расходы органи­зации на производство и продажу продукции (работ, услуг).

Будучи синтетическим показателем, себестоимость продук­ции отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности организации и от ее уровня зависит величина полу­чаемой прибыли. Сокращение расходов материальных, трудовых и денежных ресурсов вызывает снижение себестоимости, рост прибыли и свидетельствует о повышении эффективности хозяй­ственной деятельности.

экономической литературе и на практике учет затрат на производство принято называть производственным, он занимает центральное место в общей системе бухгалтерского учета и явля­ется связующим звеном между управленческим и финансовым учетом.

Целью учета затрат и калькулирования себестоимости про­дукции (работ, услуг) является обеспечение внутренних пользо­вателей информацией необходимых для контроля и принятия уп­равленческих решений в ходе производственно-хозяйственной деятельности, а также участие в формировании бухгалтерской от­четности, ориентированной прежде всего на внешних пользова­телей.

Для правильной организации учета затрат на производство большое значение имеет их научно обоснованная классификация.

В зависимости от характера производства затраты следует подразделить на затраты основного и вспомогательного произ­водств; затраты по подразделениям предприятия (цехам, участ­кам); по этапам производственного процесса (стадиям, переде­лам, процессам), по видам продукции.

В основе построения учета затрат и калькулирования себес­тоимости лежит группировка затрат по экономическому содержа­нию, в соответствии с которой все затраты подразделяются на экономические элементы и на статьи затрат (статьи калькуляции).

Курс лекций.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Теория бухгалтерского учета"