Лекции по "Теория бухгалтерского учета"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности

Работа содержит 2 файла

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

Ведомость № В-7 «Ведомость учета расчетов с поставщика­ми» ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми».

Ведомость № В-8 «Ведомость учета оплаты труда» откры­вается по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При производственной необходимости с увеличением числа работни­ков можно вести дополнительные типовые формы № Т-49 «Рас­четно-платежная ведомость» и № Т-51 «Расчетная ведомость». Здесь начисляется заработная плата, удержания из заработной платы.

По истечении месяца по всем 8 ведомостям посчитываются обороты и переносят в ведомость № В-9 «Шахматная ведо­мость» для обобщения данных текущего учета и взаимной про­верки правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

После разноски всех оборотов по кредиту и сверки их с ве­домостями текущего учета подсчитываются обороты по дебету счетов. Сумма оборотов по дебету должна быть равна сумме обо­ротов по кредиту счетов.

На основании «Шахматной ведомости» составляется обо­ротная ведомость по синтетическим счетам, бухгалтерский ба­ланс и отчетность.

Малое предприятие вправе представлять бухгалтерскую от­четность только по двум формам: форма № 1 «Бухгалтерский ба­ланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и также итого­вую часть аудиторского заключения.

Те предприятия, которые в соответствии с Федеральным за­коном «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчет­ности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. не составляют бухгалтерской отчетности, а отчитываются только перед налоговыми органами путем представления декла­рации, учитывают результаты своей деятельности в Книге дохо­дов и расходов. Эта книга открывается на календарный год (она прошнурована и пронумерована, последняя страница заверена ру­ководителем и печатью налоговой организации). В этой книге со­держаться все доходы и расходы на каждый квартал отдельно и за год в целом. Налоговый орган при выдаче предприятию патен­та одновременно составляет дубликат книги доходов и расходов, который хранит у себя.

 

6.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета.

 

Совершенствование бухгалтерского учета тесно связано с автоматизированной обработкой информации. Для этого приме­няются новейшие технические средства от мощных ЭВМ типа ЕС до микро ЭВМ.

Система автоматизированного учета должна отражать ос­новные процессы, связанные с получением сводных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Вся необходимая информация для управления и оператив­ного контроля выдается в виде машинограмм и видеограмм.

В настоящее время на предприятиях создаются автоматизи­рованные рабочие места (АРМ) бухгалтера. При этом применяет­ся один из вариантов автоматизированной формы учета.

В основе работы АРМ бухгалтера лежит создание пакетов прикладных программ (ППП). Их особенностью является интег­ральный характер и комплексный охват автоматизированной об­работкой всех разделов и счетов бухгалтерского учета.

Система прикладных пакетов программ (ППП) базируются на единой системе классификаторов, унифицированном словаре терминов для обозначения файлов и баз данных (БД). Она разра­ботана в единой программной среде.

Основой системы классификации служит, классификатор синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета включающий 6-8 знаков.

Первые два знака обозначают синтетические счета (субсче­та), а последующие субсчет, аналитические счета, остаток затрат, наименование изделия, номер строк отчетности и т.д.

АРМ бухгалтера организуется по функциональному призна­ку и охватывает следующие участки:

      учет основных средств;

      учет материальных ценностей;

      учет труда и заработной платы;

      учет готовой продукции и реализации;

      учет финансово-расчетных операций;

      сводный учет и составление отчетности, в том числе баланса.

Наиболее доступной является программа 1С в ее разных мо­дификациях и программа ИНФО - бухгалтер.

Автоматизированная форма учета позволяет изменить ха­рактер труда бухгалтера, высвободить время для анализа и контроля, повысить его эффективность.

 

7. Бухгалтерская отчетность и основы организации бухгалтерского учета на предприятии.

 

7.1. Бухгалтерская отчетность организации.

 

Завершающим этапом учетного процесса является бухгал­терская отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имуществе, финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе сведений бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность - это внешняя отчетность, она предназначена, прежде всего, для внешних пользователей и должна давать им основание для принятия управленческого ре­шения (покупать или продавать акции, предоставлять или нет кредит, вступать или нет в партнерские отношения).

В соответствии с международными стандартами бухгал­терскую отчетность составляют на основании данных всех видов текущего учета.

Нормативными актами, регулирующими составление бух­галтерской отчетности является Федеральный Закон «О бухгал­терском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организа­ции», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и др.

Годовая бухгалтерская отчетность организации (за исклю­чением бюджетных) включает:

1)     Бухгалтерский баланс - форма №1.

2)     Отчетность о прибылях и убытках - форма №2.

3)     Отчет об изменении капитала - форма №3.

4)     Отчет о движении денежных средств - форма №4.

5)     Приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5.

6)     Отчет о целевом использовании бюджетных средств (ес­ли организация получает бюджетные целевые средства) -форма №6.

7)     Пояснительная записка.

8)     Аудиторское  заключение , подтверждающее достовер­ность бухгалтерской отчетности организации (если эта организация подлежит обязательному аудиту в соот­ветствии с федеральным законодательством).

Все выше перечисленные составляющие взаимосвязаны и являются единым целым.

Организации самостоятельно разрабатывают и утверждают формы бухгалтерской отчетности, руководствуясь типовыми формами, разрабатываемыми Министерством финансов РФ.

Бухгалтерскую отчетность не составляют и не представля­ют субъекты малого предпринимательства, применяющие упро­щенную систему налогообложения, учета и отчетности. Они ру­ководствуются отдельным приказом Министерства финансов РФ и по применению формы доходов и расходов.

Субъекты малого предпринимательства не применяют в соответствии с законодательством РФ упрощенную систему на­логообложения учета и отчетности имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность без пояснений и приложений, т.е. в сокращенном виде, составляя лишь бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из: бух­галтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2). Организации могут предоставлять в составе проме­жуточной отчетности и другие отчетные формы, а также поясни­тельную записку. Промежуточная отчетность составляется нарас­тающим итогом с начала отчетного года.

До составления бухгалтерской отчетности предприятия должны обеспечить:

Полное отражение на счетах синтетического и аналити­ческого учета всех хозяйственных операций отчетного периода на основе надлежаще оформленной первичной оправдательной документации или приравненным к ним техническим носителям информации;

Сверку оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам на от­четную дату;

Обязательно провести инвентаризацию (кроме имущест­ва, инвентаризация по которому проводилась после первого октября отчетного года); 4. Отразить выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в соответствии с действующим по­рядком. При неавтоматизированных формах ведения учета и перед составлением бухгалтерского баланса целесообразно составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.

В ней должно быть обеспечено равенство трех пар итогов:

Сальдо на начало отчетного периода по активным и пас­сивным счетам;

Равенство оборотов за отчетный период;

Сальдо на конец отчетного периода по активным и пас­сивным счетам.

При составлении бухгалтерской отчетности отчетным го­дом является календарный год с 1 января по 31 декабря включи­тельно, а для организаций, создаваемых после 1 октября, отчет­ный год продолжается до 31 декабря следующего года. Бухгал­терская отчетность составляется на бланках по утвержденным ор­ганизацией формах отчетности. Она составляется на русском язы­ке, в валюте Российской Федерации, в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Бухгалтерская отчетность подпи­сывается руководителем, главным бухгалтером и подлежит ут­верждению общим собранием акционеров (или другим органом управления данной организации) в установленном порядке. Бух­галтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде в отдельной папке вместе с сопроводительным письмом.

Годовой бухгалтерский отчет представляется в течение 90 дней, то есть до 1 апреля.

Квартальный отчет представляется в течение 30 дней по

окончании квартала.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользова­телей. Все организации представляют ее по одному экземпляру:

1)          Территориальному  органу государственной статистики

2)          (по месту регистрации организации);

3)          Учредителям  юридического  лица  или   собственнику имущества в соответствии с учредительными документами;

4)          Государственной налоговой инспекции;

В другие органы исполнительной власти в соответствии с
законодательством РФ или учредительными документами.

В случае, предусмотренном законом РФ организация публи­кует бухгалтерскую отчетность, включая итоговую часть ауди­торского заключения в газетах, журналах, либо в брошюрах и
других доступных пользователю изданиях. Публикация должна
быть произведена не позднее 1 июля следующего за отчетным го­дом.

Обязаны публиковать свою отчетность следующие органи­зации:

1.      Акционерные общества открытого типа;

2.      Банки и другие кредитные организации;

3.      Страховые организации;

4.      Негосударственные и государственные пенсионные фонды;

5.      Фонд обязательного медицинского страхования.

 


7.2. Общие вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии[1].

Предприятия самостоятельно устанавливают организацион­ную форму бухгалтерских и аналитических работ.

Они сами определяют форму и методы бухгалтерского уче­та, основываясь на Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», Плане счетов бухгалтерского учета и других обяза­тельных регламентирующих положениях.

При этом ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйст­венных операций несет руководитель организации. Обеспечить ведение бухгалтерского учета руководитель может одним из сле­дующих способов по выбору в зависимости от специфики орга­низации и ее финансовых возможностей.

1.      Организовать отдел бухгалтерского учета (бухгалтерию) во главе с главным бухгалтером.

2.      Ввести в штат должность бухгалтера.

3.      Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии специализирован­ной организации или бухгалтеру-специалисту.

4.      Вести бухгалтерский учет самостоятельно.
Последние три варианта применимы для малых коммерчес­ких организаций.

В крупных организациях состав, структура бухгалтерии и численность работников зависит от их размера, финансовых воз­можностей и объема бухгалтерской работы. Бухгалтерия может включать несколько групп, например, расчетную, материальную, производственную и финансовую.

Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, который наз­начается и отстраняется от занимаемой должности руководите­лем организации, подчиняясь ему непосредственно.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие учетных про­цедур законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Он несет ответственность за фор­мирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной отчетности.

Требование главного бухгалтера по оформлению и предос­тавлению документов по совершению хозяйственных операций обязательны для всех работников.

Курс лекций.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Теория бухгалтерского учета"