Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:40, курс лекций
Средством контроля за хоз.деятельностью предприятий является бухгалтерский учёт, с помощью которого определяется наличие имущества и обязательств предприятия. Хозяйственный учёт возник вместе с человеческой цивилизацией.
Существует 4 вида учёта.
1.Оперативный учёт – он служит для контроля и быстрого руководства отдельными хозяйственными операциями .
Качество этого учёта – это быстрота получения информации. Сведения могут передаваться по телефону или факсу. Информацию можно передавать и в устной форме.
2.Статистический учёт – собирает информацию, обобщает её и эту информацию используют для анализа и дальнейшего использования.
3.Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного , непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
4.Налоговый учёт – ведётся с целью своевременного и правильного начисления налогов и перечисления их в бюджет.
2.Для ведения бух. учёта используют следующие виды измерителей:
1)Натуральные служат для определения количества однородных предметов: кг, м,гр,л.
2)Трудовые служат для определения количества затрат труда (рабочие часы, дни). Эти измерители применяют для начисления зарплаты и производительности труда.
3)Денежные служат для определения разнородных предметов в единой стоимостной оценки (рублии копейки).
Все эти измерители могут использоваться индивидуально и во взаимосвязи с другими измерителями.
Сумма отпускных=413.2*28=11569.6
2.Пособия по временной не трудоспособности выплачивается на основании больничных листов, которые выданы лечебными учреждениями. Размер пособия при общем заболевании зависит от непрерывного стажа:
- до 5 лет-60%
- от 5 до 8 лет -80%
- свыше 8 лет – 100%
Право на 100% пособие имеют:
а)женщины получившие больничный по беременности и родам;
б)работники получившие больничный в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием и в др. случаях.
С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей).
В средний заработок, из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС РФ. При этом установлена предельная сумма годового заработка для расчета пособия - она не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ (463 000 руб.)
Порядок расчёта пособий:
1)Среднедневная з/п= з/п за24 мес
2)Однодневное пособие=среднед.з/п*% пособия
3)Сумма пособия=однод.пособие*кол.дней болезни по больничному
За первые три дня пособие выплачивается за счёт средств работодателя, а за каждый последующий за счёт средств фонда социального страхования (ФСС).
Пример: рассчитать пособие по временной нетрудоспособности директору:
1)з/п за24 мес. предшествующего заболевания 320000
2)страховой стаж 7 лет
3)больничный выдан на 5 дней
Решение:
Среднед.з/п=320000/730=438-36
Одноднев.пособие=438-36*80%/
Максимально возможный р-р пособия=
Поскольку однодневное фактическое пособие превышает максимально-возможный размер пособия, то пособие рассчитывается исходя из максимального размера пособия:
Сумма пособия=886*5=4430
Пример: Рассчитать пособие по временной нетрудоспособности официанту:
1)фактически заработная плата за24 мес.=185200
2)страховой стаж 5 лет 1 день
3)рабочих дней в месяце23
больничный представлен на 6 дней
Решение:
Среднед.з/п=185200/730=253-70
Одноднев.пособие=253-70*80%/
Макс.возм.размер пособия =
Поскольку факт. пособие не превышает максимально возможный размер однодневного пособия, то сумма рассчитывается исходя из фактического пособия.
Сумма пособия за дни болезни= 202-96 *6 =1217-76
6.Из начисленной зарплаты бухгалтерия удерживает в обязательном порядке налог на доходы физических лиц, суммы по исполнительным листам. По инициативе администрации, могут удерживать недостачи материальных ценностей, несвоевременно возвращённые подотчетные суммы, излишне начисленная заработная плата и др.
По согласованию между работодателем и физическим лицом могут удерживать профсоюзные взносы, суммы по личному страхованию, стоимость отпущенной продукции или оказанных услуг. Основным видом обязательных удержаний является налог на доходы физических лиц, который удерживается согласно статье налогового кодекса.
1) Сумма налога на дох.физ.лиц=налогообл.доход*
2)Налогооблагаемый доход=начисленная зар.плата -стандарт.вычеты.
Стандартные вычеты: 3000р- пособия работникам имеющим лучевую болезнь, инвалидам ВОВ;400р-всем работникам ежемесячно до достижения заработной платы нарастающим итогом 40000р; налоговый вычет в размере
1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
Суммы по испол -
нительным листам = (начислен.з/пл-налог на доходы физ.лиц)*%удержание
Профсоюзные взносы удерживают в размере 1% от начисленной зарплаты.
7. Заработная плата выплачивается два раза в месяц или один раз (если это предусмотрено коллективным договором). Для расчёта и выдачи заработной платы применяется расчётно-платёжная ведомость.
Заработная плата выдаётся по платёжным ведомостям(Т-53),в которой указывают Ф.И.О. работника, сумма к выдаче. На лицевой стороне платёжной ведомости делается надпись руководителя организации на выдачу заработной платы. Ведомость подписывает руководитель организации и главный бухгалтер, после передают кассиру для исполнения.
Заработная плата выдаётся в установленные по согласованию с банком дни. Срок выдачи заработная плата три дня, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям- 5дней.
Учёт денежных средств, текущих обязательств и расчётов.
Документальное оформление кассовых операций.
1.Задачи учёта денежных средств., текущих обязательств и расчётов.
Порядок ведения журнала кассира операциониста.
2.Документальное оформление поступления и выдачи денег из кассы.
3.Порядок сдачи выручки в банк.
4.Отчётность кассира.
5.Документальное оформление операций по расчетному счёту.
6.Формы безналичных расчётов.
7.Организация расчётов с подотчетными лицами.
1.Все денежные средства хранят в банке. В процессе хоз.деятельности предприятия постоянно ведут расчёты с поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные услуги и работы, с банком по получению и погашению ссуд с бюджетом по налогам и налоговым платежам, с учредителями. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме путём безналичных расчетов с расчетного счёта, который открывается предприятием состоящим на хозяйственном расчёте и имеющим самостоятельный баланс.
Задачи бух. учета.
1)контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе;
2)контроль за соблюдением кассовой и расчётной дисциплины;
3)проверка правильности документального оформления и законности хозяйственных операций с денежными средствами, расчётных и кредитных операций, своевременное отражение их в учёте;
4)контроль за правильными и своевременными расчётами с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и персоналом;
5)обеспечение своевременного взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолжности, а также ссуд банка;
6)проверка соблюдения лимита денежных средств в кассах норм расхода наличных денег из выручки, своевременности и полноты сдачи выручки в банк;
7)инвентаризация денежных средств и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта.
2.Ведение кассовых операций возлагается на кассира, который несёт полную материальную ответственность за сохранность денежных средств и ценных бумаг.
При поступлении на работу кассир должен заполнить обязательство о материальной ответственности или договор и ознакомится под расписку с правилами ведения кассовых операций. Превышение лимита в кассе допускается в течении 3 раб.дней в период выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и премий. В районах Крайнего Севера превышение лимита в период выдачи заработной платы допускается в течении 5 дней. Всю денежную наличность предприятия должны сдавать в банк.
Кассиру запрещается передоверять выполнение своей работы другим лицам. В случае временной замены кассира исполнение его обязанностей возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя.
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия при заключении с ним договора.
Помещение кассы должно быть изолированно, сейф по окончании работы закрывается на ключ и опечатывается сургучной печатью.
Ключи от сейфов и печать хранятся у кассира, а дубликаты в опечатанных кассиром конвертах у руководителя.
Поступление и выдача денег из кассы оформляется приходными-кассовыми ордерами(№ KO-1) и расходными(№ KO-2), выписываемыми бухгалтерией.
В приходных ордерах указывается от кого, за что или на что получены деньги, а в расходных за что, кому или на что выдаются. В ордерах отмечается на основании каких распорядительных документов они составлены, а также цифрами записывается НДС.
Получив из бухгалтерии кассовые ордера, кассир проверяет правильность их оформления, наличие и подлинность подписей, приложения, перечисленные в ордерах. Лицу, внёсшему деньги в кассу выдаётся квитанция.
Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером, а после приёма денег и кассиром.
Кассовые операции регистрируются кассиром в кассовой книге (№ KO-4), заранее пронумерованной, прошнурованной, скреплённой сургучной печатью и подписями руководителя и главным бухгалтером. Кассовая книга заполняется в 2х экземплярах, под копирку и чернилами.
Кассир подсчитывает в кассовой книге обороты за день и выводит остаток на следующее число.
Отрывные листы книги вместе со всеми ордерами и прилагаемыми к ним документами кассир в конце дня сдаёт в бухгалтерию под расписку в кассовой книге.
Журнал кассира -операциониста применяется для учёта операций по приходу и расходу наличных денег, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счётчика. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, заверен подписями налогового инспектора, руководителем и главным бухгалтером торговой организации и скреплён печатью. Внесение в журнал исправлений должно оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста,
3.В кассе предприятия должны хранится деньги в пределах лимита. Все деньги сверх лимита по окончанию дня перечисляются на расчётный счёт предприятия.
Деньги могут быть сданы двумя способами:
1)через инкассаторов
2)через работников организации
I способ. При этом способе с учреждениями банка заключается договор на инкассацию выручки. Согласно этого договора ежедневно или в другие сроки, установленные договором, по графику на предприятие приезжает инкассатор, которому сдают деньги.
До приезда инкассатора кассир должен: деньги сложить по купюрно в пачки по 100 штук. Пачка оформляется кассовой лентой, на которой указывается: достоинство купюры, сумма, количество купюры.
Выписывается препроводительная ведомость в 3х экземплярах:
1й-кладут в инкассаторскую сумку вместе с деньгами
2й-выдают инкассатору
3й-остаётся у кассира в предприятии
По приезду инкассатора необходимо потребовать от него:
1)удостоверение банка с фотографией
2)явочную карточку
3)пустую инкассаторскую сумку под определённым номером, (за каждым предприятием закрепляется две инкассаторские сумки)
5)оформление расписки на третьем экземпляре.
II способ. Деньги подготавливают также как и при первом способе и доставляют в банк. Оформляют объявление на взнос наличными.
Этот документ состоит из двух частей.
1-объявление на взнос наличными (остаётся в учреждении банка)
2-квитанция (выдаётся на руки тому лицу, кто сдаёт деньги)
3-ордер прикладывается к выписке банка.
4.Ежедневно в конце рабочего дня старший кассир оформляет кассовый отчёт. Кассовым отчётом служит отрывная часть кассовой книги. Каждое предприятие должно иметь одну кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и руководителя и главного бухгалтера, подписью. Каждый лист книги состоит из двух частей.
Кассовая книга заполняется старшим кассиром по мере поступления приходных и расходных документов в кассу. Каждый документ записывается одной строкой, с указанием номера, Ф.И.О. от кого получены или кому выданы и суммы, причём сумма полученных денег указывается в колонке приход, а выданные - в расход. В конце дня кассир определяет обороты по приходу и расходу и остаток на конец дня.
К отрывной части прикладывают приходные и расходные документы и они сдаются в бухгалтерию для проверки.
Бухгалтер принимает отчёт и подписывает оба экземпляра.